Любите читать романы Льва Толстого под Иоганна Себастьяна Баха? Совершенно напрасно, потому что чтение сложных текстов не даст насладиться музыкой. Лингвисты и нейробиологи из Университата Неймегена и Института психолингвистики Макса Планка (Нидерланды) выяснили, что чтение значительно влияет на восприятие музыки, если совершать оба этих дела одновременно. Свой вывод учёные опубликовали в Royal Society Open Science.
Испытуемым давали прочесть несколько предложений, простых или сложных, и одновременно давали прослушивать музыкальные фрагменты. Далее их просили оценить гармонию музыкальных отрывков, предлагали слушать их до конца или прерывать в начале.
Результаты показали, что добровольцы хуже оценивали музыку, если им приходилось при этом читать предложения со сложными конструкциями.
«Это происходит из-за того, что области, обрабатывающие язык и грамматические конструкции, пересекаются с областью, обрабатывающей услышанную музыку. Когда вы слушаете и читаете одновременно, ресурсов мозга для обработки поступившей информации не хватает, внимание рассеивается. До сих пор эффект такой многозадачности представляли лишь теоретически»,
— отмечает Ричар Кунерт, ведущий автор исследования, аспирант Института Психолингвистики Макса Планка.
Восприятие речи и прослушивание музыки на самом деле очень схожи. В обоих случаях мозг воссоздаёт порядок: определяет смысл каждого слова в предложении, определяет характер и гармоничность тонов в музыкальном произведении. Как чтение, так и музыка активизируют одну часть коры головного мозга — зону Брока и центр Вернике. Эти две области соединены между собой и отвечают за понимание смысла и способность к речи.
Зоны Брока и Вернике, и их связь с первичной слуховой корой и моторной областью, ответственной за речь.
Ранее проведённые работы показали: владение музыкальным инструментом усиливает способности к изучению языка у детей. Однако выполнение обеих задач одновременно вызовет трудности как у музыкально одарённых людей, так и у индивидов без музыкального образования.
Kunert R., Willems R. M., Hagoort P. Language influences music harmony perception: effects of shared syntactic integration resources beyond attention //Royal Society Open Science. – 2016. – Т. 3. – №. 2. – С. 150685.