Комплексная методика диагностики функционального развития детей старшего дошкольного возраста была разработана в Институте возрастной физиологии в 2006 году (Безруких М.М. и др., 2006) и апробирована в 14 регионах России. Популяционное исследование охватыватило 25 тысяч детей 6–7,5 лет и проводилось в течение 5 лет в 17 регионах России.
В результате проведенного исследования было констатировано:
- только от 12 до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций, как внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, зрительно-моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности
-у 27–35% детей отмечены трудности организации деятельности (непонимание инструкции, неумение работать по плану и вносить коррективы по ходу выполнения работы, проверять выполненную работу, находить и исправлять ошибки).
-несформированность речи отмечается у 25–32% дошкольников
-около 5–7% детей не могут определить логическую последовательность событий
-трудности зрительно-пространственного восприятия наблюдаются у 23–37% детей
-количество детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, составляет от 39 до 44%.
-20% обследованных детей имеют низкий уровень развития внимания и памяти
-более половины современных дошкольников (от 52 до 59%) имеют несформированность эмоциональной сферы, то есть сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также в выражении собственных эмоций. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность, повышенная агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.
-значительное число детей (от 35 до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления.
-отставание в темпах биологического созревания и низкий уровень моторного развития отмечен более чем у 30%
По данным Марьяны БЕЗРУКИХ,
доктора биологических наук, действительного члена РАО,
директора Института возрастной физиологии РАО, Москва