Музыка – очень сильное средство. Слушая и воспроизводя музыку, мы задействуем обе стороны мозга и разные его функции. Именно благодаря этому факту музыка обладает исцеляющей способностью и может улучшить работу мозга: она интегрирует его функции.
Различные типы музыки воспринимаются специальными проводящими путями мозга.
Пение обладает исцеляющим эффектом. Оно расширяет лёгкие и усиливает подачу кислорода к мозгу и другим органам.
Музыка стимулирует височные доли, которые отвечают за память. Звуки активируют мозг.
Обучение музицированию улучшает функции мозга. Оно помогает усвоить новые паттерны и активизировать обширные области коры.
Обучение музыки поможет развитию нейронов в височных долях в любом возрасте. А поскольку это ещё и эффектная активация лобных долей, их функция тоже может улучшиться.
Музыка воспринимается на эмоциональном и моторном уровнях.
В одном контролируемом исследовании выяснилось, что музыка Моцарта помогает детям с СДВГ. Розали Роболло-Пратт с коллегами изучала 19 детей с СДВГ в возрасте от 7 до 17 лет.Три раза в неделю во время сессий терапии биологической обратной связью она ставила Моцарта (для этого использовался третий диск коллекции «Сто шедевров», в который вошди Концерт для фортепиано №21, Концерт для флейты №2 в D, «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан» и другие концерты, сонаты и оперы). У группы детей и подростков, слушавших Моцарта, уменьшалась активность мозговых тэта-волн (активность которых избыточна при СДВГ)
Нейробиологические аспекты музыки могут способствовать выздоровлению.
В определённых ситуациях музыка также снижает давление крови и повышает потребление кислорода сердцем. Исследователи из Рима использовали музыку как дополнительную терапию для пациентов с тяжёлыми повреждениями мозга.
Развитию мозга способствуют и другие виды искусства (изобразительное, фотография, сочинение поэзии и прозы).