Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса для детей с ОВЗ.
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе коррекционного образования отвечает новым социальным запросам. Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса составлена на основе адаптированных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева. Занятия проводятся два раза в неделю, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся. Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, что способствует усвоению программного материала.
© 2016, Белевцева Валентина Григорьевна