Вы здесь

СТАНОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА

Медикам и биологам известен закон, который гласитонтогенез (индивидуальное развитие организма) повторяет филогенез (развитие всего вида). Иначе говоря, развитие любого индивидуума в миниатюре повторяет развитие всего вида, к которому он относится Однако этот закон имеет и обратное соотношениев развитии отдельного индивидуума можно увидеть, как развивался весь вид. Применим этот закон к цветовосприятию Первые ощущения ребенка, связанные с цветом, формировались на ахроматической оси Черный - Белый.
 
Можно предположить, что это справедливо и для процесса развития человечества: под влиянием природной смены дня и ночи у человека на бессознательном уровне свет ассоциировался с белым цветом, а ночь — с черным (СНОСКА: Важность смены дня и ночи для мироздания отражена даже в Библии — недаром Господь в первый же день Творения не только отделил свет от тьмы, но и назвал их) Темнота, несущая опасность, неизвестность и угрозу нападения, пугала — и черный цвет стал вызывать тревогу, а белый цвет ассоциировался со светом и создавал ощущение спокойствия и уверенности.
 
Психологическое действие хроматических цветов сформировалось позднее и сначала оно тоже было связано с суточными ритмами: желтый цвет постепенно ассоциировался со светом дня, а синий — с тьмой ночи. Поэтому и в онтогенезе человек первыми из хроматических цветов начинает различать именно эти. А поскольку смена этих цветов имеет природную причину и не зависит от человека, то их стали называть гетерономными.
 
Затем человек стал определять следующие два природных цвета — красный и зеленый. Первый ассоциировался с охотой, огнем и кровью, а значит, активностью и агрессией. Второй — с зеленью природы, покоем, а значит, чувством уверенности, уравновешенности и безопасности. Человек относительно свободно мог сам формировать цветовой пейзаж вокруг себя (то есть выбирать — идти ли в лес или разжечь костер, отдыхать или охотиться), поэтому красный и зеленый - цвета были названы автономными. Эти две цветовые пары — Желтый-Синий и Красный-Зеленый и составляют с тех пор основу всего цветового восприятия человека.
 
Дополнительные цвета стали выделяться позже. Они сочетали в себе свойства тех основных, между которыми располагались. Фиолетовый, например, сочетает в себе ощущение силы Красного и спокойствие Синего и этим создает впечатление скрытого возбуждения, загадочности и тайны. Оранжевый сочетает в себе энергию и активность Красного с легкостью и жизнерадостностью Желтого, а Голубой — спокойствие Синего с глубиной, силой и уравновешенностью Зеленого.
 
Цветовые впечатления веками внедрялись в сознание и бессознательное людей и определяли цветовосприятие целых социальных групп. Обычно краски, доминирующие в окружающей обстановке, расцениваются как привычные, и люди устают от такого цветового однообразия, их начинает притягивать противоположный цвет. Например, жители сельской местности равнодушны к зеленому цвету, в то время как горожане тянутся к нему, стараясь как-то ввести его в свой быт (окраска стен, цветы, напольные покрытия и др.). По мнению знаменитого отечественного живописца К. С. Петрова-Водкина, красные рубахи русских крестьян — проявление потребности в защитном дополнительном цвете, который уравновешивал бы окружающую их природную зелень. А бирюзовые купола мечетей и стен мавзолеев городов Средней Азии отражают тягу их жителей к прозрачной воде озер и морей, которой им так не хватает.
 
Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.        Агостон Ж Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне М , 1982
2.        Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике М., 1985
3.        Глезер В. Д. Зрение и мышление. Л., 1985
4.        Грегори Р Л. Глаз и мозг (с англ.). Психология зрительного восприятия М., 1970 5. Дерибере М. Цвет в деятельности человека (с франц). М., 1964
5.        Джадд. Д, Вышецки Г Цвет в науке и технике (с англ). М , 1978
6.        Догель И Влияние музыки и цветов на нервную систему человека и животных. Неврол Зал , 1898, т 4, с. 148.
7.        Кожевников Е. П. Психофизиология цветового климата на производстве. Л., 1972
8.        Плотников Ю А , Тюрин П. Т Основы практической колористки. Рига, 1978
9.        Фрилинг Г , Ауэр К Человек — цвет — пространство Прикладная цветопсихология. М., 1973
Поделиться: