Авторы патента:
Шпицберг Игорь Леонидович (RU)
Шпицберг Игорь Леонидович (RU)
Изобретение относится к области коррекционной педагогики и медицины, в частности детской неврологии и психиатрии. Осуществляют стимуляцию системы зрительного восприятия, системы слухового восприятия и системы тактильного восприятия ребенка в периферических зонах. При этом связывают различные сенсорные стимулы в точках пространства относительно тела ребенка путем перемещения специалиста относительно сагиттальной плоскости тела ребенка. Затем формируют фронтальное сенсорное направление восприятия ребенка, как приоритетное. Стимулирование системы зрительного восприятия включает стимулирование быстрыми движениями рук специалиста при встраивании в собственную двигательную активность ребенка. Стимуляцию системы слухового восприятия осуществляют звуками, включающими шуршание пальцев, хлопками в ладони, голосом, а также звуками музыкальных инструментов. Стимулирование системы тактильного восприятия осуществляют путем нажатий пальцами в направлении от проксимальных отделов к дистальным и в обратном направлении. Способ предусматривает проведение индивидуальных сеансов продолжительностью 20-30 минут с частотой приблизительно 1-2 раза в неделю. Способ расширяет арсенал средств для коррекции развития ребенка с аутизмом. 6 з.п. ф-лы.
Область техники, к которой относится изобретение
Данное изобретение относится к области коррекционной педагогики и медицины, в частности детской неврологии и психиатрии, и может быть использовано при коррекции состояния детей с нарушениями развития аутистического спектра, в том числе с диагнозом «ранний детский аутизм» (РДА).
Уровень техники
Многие исследования природы и структуры особенностей развития детей с дизонтогенезом с особенностями аутистического спектра (далее в тексте - аутичные дети) подтверждают гипотезу о гиперсензитивном восприятии (Houzel D. Le monde tourbillonnaire de l'autisme, in «Approche psychanalytique de l'autisme infantile», Lieux de l'enfance, n°3, 1985; Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. - М.: Просвещение, 1991; Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб., 1998; Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. - 1999. - № 2; и мн. др.), свойственном им на ранних этапах онтогенеза. Таким образом, согласно этой гипотезе, становится очевидной невозможность адекватного развития сенсорных систем у аутичных детей.
Также можно предположить, что дефект развивается как в процессе раннего формирования сенсорных систем (до 1,5-2 лет), так и впоследствии, в результате использования патологически сложившегося «сенсорного стереотипа».
В норме ребенок учится распознавать внешние объекты максимально достоверно за счет:
1. оттачивания техники «фиксации» на объекте, используя навыки игнорирования вторичной, шумовой информации;
2. синтеза различных сенсорных сигналов от различных сенсорных систем и анализа различных качеств и свойств объекта.
При развитии по аутистическому типу, так как большинство поступающих сенсорных сигналов воспринимаются как избыточные, ребенок вынужден обучаться процессам «игнорирования», снижения интенсивности поступающего сигнала. Формируется механизм защиты от «внешних воздействий» (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000).
Вместо последовательного развития и совершенствования сенсорных систем в направлении изучения окружающего мира у ребенка развивается механизм игнорирования внешних сигналов.
Можно предположить, что для реализации задач, связанных с игнорированием, аутичный ребенок тренирует и совершенствует механизмы фиксации, добиваясь максимального самопоглощения свойствами выделяемого объекта. При этом формируются стереотипные виды деятельности «подкрепляющего» и «замещающего» характера в зависимости от поглощенности процессом и возможности совмещения стереотипной и произвольной деятельности.
В это же время интенсивно развивается чувствительность по направлениям, несущим минимум сенсорной информации - вместо насыщенного сенсорными сигналами фронтального направления развиваются периферические зрительные и слуховые поля. Избегаются любые яркие (интенсивные) сенсорные стимулы, ребенок избегает глазного контакта, плачет, когда его берут на руки. Сенсорные механизмы отстраиваются так, чтобы при восприятии минимума сенсорной информации, тем не менее, давать ребенку представление о внешнем мире. Поэтому не формируется синтез различных сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической), не формируется бинокулярное зрение и бинауральный слух.
Если посмотреть, как аутичный ребенок отслеживает руку взрослого, звенящую в колокольчик, можно заметить, что он или смотрит, или слушает, и никогда не делает того и другого одновременно.
Одновременно с выбором наименее информативных сенсорных направлений как приоритетных в восприятии внешнего мира у ребенка формируется устойчивая система замещений предполагаемых незнакомых (и, следовательно, потенциально опасных) стимулов хорошо известными собственными - формируются «аутостимуляции», стереотипии. В этом процессе также ведущую роль играет развитие механизмов фиксации.
Таким образом, ребенок останавливается на «аутичном» варианте механизма саморегуляции как на наиболее адаптивном в его случае.
В дальнейшем, когда острый (сенситивный) период проходит, ребенок продолжает осваивать внешний мир уже более спокойно, используя свою специфически отстроенную сенсорную систему. Совершенствуются периферические сенсорные направления, мир воспринимается дискретными сигналами, не связанными ни в рамках одной сенсорной системы, ни в синтезе различных систем. Стереотипии занимают существенное, главенствующее место в общей «сенсорике» аутичного ребенка, подразделяясь на «замещающие» и «подкрепляющие». «Замещающие» практически полностью вытесняют внешние сенсорные стимулы, «подкрепляющие» обеспечивают стабильное самоощущение, не препятствуя восприятию внешней информации.
В международной и отечественной практике существует множество подтверждений представления об искаженном механизме восприятия у аутичных детей (The Biology of the Autistic Syndromes. Coleman and Gillberg (eds). Praeger, 1985; Лебединская К.С. Ранний детский аутизм / Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М.: НИИ дефектологии РАО, 1992; Башина В.М. Ранний детский аутизм / Исцеление: Альманах. - М., 1993; Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет / Дефектология. - 1995. - № 5; A Clinicopathological Study of Autism. Bailey A, et al. / Brain. 121, 1998; Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.,1998; Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999;
Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. -1999. - №2; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000; и мн. др.).
Неоднократно предпринимались попытки стимулировать развитие сенсорных систем у аутистов. Однако методы сенсорной стимуляции, эффективные в случае умственной отсталости (сенсорные комнаты и т.п.), оказались низкоэффективными при работе с аутичными детьми.
В отечественной практике существует два основных подхода к лечению нарушений развития аутистического спектра, в частности раннего детского аутизма (РДА). Первый из них характерен для врачей-психиатров и психоневрологов, многие из которых рассматривают аутизм как расстройство шизофренического спектра (Башина В.М. Ранний детский аутизм./Исцеление: Альманах. - М., 1993). Основная терапия, предлагаемая в рамках этого подхода, заключается в медикаментозном лечении - приеме нейролептиков, антидепрессантов и ноотропных средств (Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма./Дефектология. - 1994. - № 2). Однако наблюдения авторов настоящего изобретения в течение 17 лет работы с аутичными детьми не подтверждают положительного эффекта фармакотерапии при лечении нарушений развития аутистического спектра. Напротив, прием нейролептических препаратов во многих случаях приводит к снижению способности ребенка воспринимать окружающий мир (и, следовательно, его способности к обучению) и, в конечном итоге, сильно (в некоторых случаях - необратимо) затормаживает психоречевое и эмоционально-волевое развитие ребенка.
Второй подход к коррекции состояния детей с нарушениями развития аутистического спектра, включая РДА, был предложен отечественными психологами (Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения:
Ранний детский аутизм. - М., 1985; Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной./Материнство. - 1997. - №№ 1 - 6, 9 и др.). Здесь основная роль отводится психолого-педагогической коррекции - работе психологов, направленной на установление контакта с ребенком, и работе дефектологов, адаптированной к особенностям таких детей. Таких же принципов в организации реабилитационного процесса придерживается и подавляющее большинство специалистов из других стран.
Согласно наблюдениям авторов настоящего изобретения эффективность этого подхода несомненна, однако достижение заметной положительной динамики часто существенно замедлено из-за недостаточной концентрации внимания и предельно высокого уровня тревожности у аутичного ребенка. По мнению изобретателей, «исходной точкой» лечения аутичного ребенка должна являться коррекция его сенсорного восприятия, способная снять тревожность ребенка и значительно повысить его обучаемость.
Наиболее близким к предлагаемому способу, по мнению авторов настоящего изобретения, представляется подход к лечению раннего детского аутизма, предложенный психологом Делакато (Carl H Delacato. The Ultimate Stranger; the Autistic Child. Garden City, N.Y., Doubleday, 1974). По мнению Делакато работа по коррекции сенсорного восприятия необходима для обеспечения возможности взаимодействия ребенка с педагогами и социальным окружением.
Согласно теории Делакато каждый из основных сенсорных каналов аутичного ребенка может находиться в одном из трех состояний: гипочувствительность, гиперчувствительность или зашумленность («белый шум»). Исходя из этого положения, предлагается определенным образом (в зависимости от характера изменения) стимулировать каждый сенсорный канал, добиваясь устойчивых реакций.
В терапии, предложенной Делакато, у аутичного ребенка остается возможность игнорирования терапевтического воздействия, осуществляемого в рамках одного сенсорного канала (благодаря описанному выше механизму), что существенно снижает эффективность терапевтического процесса.
Однако, по мнению авторов настоящего изобретения, патологические изменения сенсорного восприятия у аутичных детей характеризуются иначе, что не может не отражаться на характере терапии. Таким образом, в данной области существует острая потребность в разработке способа лечения синдрома раннего детского аутизма и сходных нарушений развития аутистического спектра, который бы позволил преодолеть недостатки известных решений из уровня техники и обеспечил бы улучшение психоэмоционального состояния и успешность аутичных детей в процессе интеграции в дошкольные и школьные учреждения общего вида.
Раскрытие изобретения
В отличие от способа из уровня техники, разработанного Делакато, который говорит о патологическом изменении в целом каждого сенсорного канала (зрительного, слухового и т.д.), в основе способа настоящего изобретения лежит концепция периферического акцента, формируемого ребенком с использованием механизма «игнорирование - фиксация»: патологические изменения происходят в механизме функционирования каждого сенсорного канала в отдельности за счет выделения периферического (наименее информативного) направления и использования его в качестве основного.
Этот же принцип позволяет аутичному ребенку эффективно «защищаться» от избыточности сенсорного восприятия вообще за счет формирования «дезинтегративного» механизма восприятия в целом.
В предлагаемом способе воздействие осуществляется на направления/зоны «фиксации» (в рамках каждого сенсорного канала), в результате чего эффективность существенно возрастает. Аутичный ребенок не имеет возможности проигнорировать оказываемое воздействие и вынужден взаимодействовать с терапевтом.
Таким образом, настоящее изобретение обеспечивает способ коррекции нарушений развития аутистического спектра у ребенка, предусматривающий сочетание следующих воздействий на ребенка, нуждающегося в коррекции:
а. внедрение в периферическое сенсорное пространство ребенка с последующим установлением контакта специалиста с ребенком в этих зонах,
b. формирование устойчивых схем синтезированного восприятия (по зрительному, слуховому и тактильному анализаторам) в периферических областях,
с. выведение сформированных схем синтезированного восприятия во фронтальное направление.
В одном из воплощений способа настоящего изобретения стимулирование системы зрительного восприятия включает стимулирование быстрыми движениями рук специалиста периферических зон восприятия зрительного анализатора при встраивании в собственную двигательную активность ребенка.
В еще одном из воплощений способ настоящего изобретения предусматривает стимулирование системы слухового восприятия путем стимулирования периферических зон восприятия слухового анализатора звуками. В одном из предпочтительных воплощений используемые для стимулирования периферических зон восприятия слухового анализатора звуки включают шуршание пальцев в определенных позициях относительно головы ребенка, хлопки в ладоши, голос, а также звуки музыкальных инструментов.
В следующем воплощении стимулирование системы тактильного восприятия осуществляют путем нажатий пальцами на определенные точки на теле ребенка в направлении от проксимальных отделов к дистальным и в обратном направлении.
В еще одном из воплощений стимулирование системы зрительного восприятия включает стимулирование фронтального направления с целью формирования этого направления восприятия как приоритетного. В одном из предпочтительных воплощений в качестве стимула, применяемого для стимулирования фронтального сенсорного направления зрительного анализатора, выступает сам терапевт (корпус, лицо, глаза, ладони рук).
Еще одно из воплощений способа настоящего изобретения предусматривает проведение индивидуальных сеансов продолжительностью приблизительно 20-30 минут с частотой приблизительно 1-2 раза в неделю.
Наконец, следующее воплощение способа дополнительно предусматривает проведение занятий с логопедом, дефектологом и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики.
Осуществление изобретения
В процессе работы с аутичными детьми авторы настоящего изобретения обнаружили, что нарушения аутистического спектра могут быть скорректированы путем специфического взаимодействия специалиста и ребенка, при котором специалист оказывает воздействие на сенсорные системы ребенка, формируя стимулы в соответствующих зонах периферической и фронтальной чувствительности. Данный способ получил название «способа соматосенсорной коррекции».
Целью взаимодействия является стимулирование последовательного адекватного развития сенсорных систем ребенка, схожего с естественным развитием, соответствующим определенным этапам онтогенеза. При этом особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу различных сенсорных систем (в первую очередь - зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия, поскольку именно эти системы используются человеком для пространственной локализации) и формированию фронтального сенсорного направления как приоритетного. Помимо этого существенное внимание уделяется совершенствованию механизмов фронтального взаимодействия ребенка со специалистом.
В качестве стимулов используются в первую очередь лицо и ладони рук специалиста, положение его тела в пространстве относительно ребенка, различные звуки, издаваемые специалистом (хлопки в ладоши и т.п.). Способ учитывает онтогенетически закрепленную потребность ребенка в установлении первичного контакта со взрослым на ранних этапах онтогенеза, ориентируясь на лицо и глаза взрослого.
Таким образом, помимо задач, связанных с развитием сенсорики ребенка, в процессе занятий заново выстраивается коммуникативный стереотип, в норме формирующийся на первом году жизни.
Способ направлен на решение следующих основных задач:
1. Перенос области концентрации внимания аутичного ребенка из периферической области восприятия во фронтальную, что является также основой для формирования бинокулярности зрения и бинауральности слуха. За счет этого достигается улучшение восприятия мира в соответствующем нормальному развитию направлении и, таким образом, улучшение произвольной деятельности ребенка.
2. Формирование сочетанности и согласованности в работе сенсорных систем. Способ позволяет буквально «вытолкнуть» аутиста из привычных, но дезинтегрированных периферических зон восприятия, и, пользуясь возникающей возможностью фронтальной фиксации, сформировать связанность сенсорных систем по всему пространству. В свою очередь, обогащение сенсорного опыта ребенка способствует формированию и укреплению процессов целеполагания и аффективного самоконтроля.
3. За счет формирования цельной сенсорной системы и аффективного самоконтроля у ребенка возникает цельный узнаваемый образ мира, что позволяет ему ощутить собственное место в структуре отношений с внешним миром. При возникновении понимания у ребенка (в результате улучшения распознавания поступающих сигналов) происходит снятие тревожного перенапряжения, вызванного непониманием информации, поступающей с периферических направлений восприятия; высвобождаются силы, расходуемые на компенсацию тревожности, возникающей в результате непонимания.
Можно выделить следующие основные этапы реализации способа:
1. Внедрение в периферическое сенсорное пространство ребенка и установление контакта специалиста с ребенком в периферических зонах восприятия.
2. Формирование устойчивых схем синтезированного восприятия (по зрительному, слуховому и тактильному анализаторам) в периферических областях как наиболее «освоенных» ребенком-аутистом.
3. Выведение сформированных схем синтезированного восприятия во фронтальное направление. Создание условий для формирования адекватной произвольной деятельности во фронтальном направлении.
Для достижения устойчивой положительной динамики оптимально проведение индивидуальных сеансов продолжительностью приблизительно 20-30 минут с частотой приблизительно 1-2 раза в неделю. Во время сеанса специалист, встраиваясь в собственную двигательную активность ребенка, быстрыми движениями рук (чтобы не успел сработать механизм игнорирования) стимулирует зоны периферической чувствительности зрительного анализатора; шуршанием пальцев в определенных позициях относительно головы ребенка, хлопками в ладоши, голосом стимулирует периферические зоны восприятия слухового анализатора; нажатием пальцев на определенные точки на теле ребенка в направлении от проксимальных отделов к дистальным стимулируется периферическая зона чувствительности тактильного анализатора.
Для большего акцентирования и пространственной локализации могут использоваться различные музыкальные инструменты, с учетом особенностей их восприятия человеком (колокольчики, варган, флейта, перкуссия).
В процессе воздействия происходит последовательное совмещение различных сенсорных стимулов в определенных точках пространства относительно тела ребенка. Для достижения целостности гемисферального пространства специалист периодически перемещается относительно сагиттальной плоскости тела ребенка. При этом приоритетно формируется синтезированное (цельное) восприятие во фронтальном направлении, создаются условия для формирования бинокулярного зрения и бинаурального слуха.
Все действия осуществляются в процессе обычной деятельности ребенка, чтобы он не сосредотачивался на игнорировании стимулов.
Результативность воздействия может быть оценена по следующим основным показателям:
1. Снижение психоэмоционального напряжения у пациента и тревожности в целом.
2. Значительное улучшение обучаемости, в том числе подражания и интереса к внешним объектам, а также усложнение схем действий.
3. Улучшение в коммуникативной сфере (появляется/становится более устойчивым глазной контакт; появляется инициатива в контакте).
Первые изменения могут наблюдаться после проведения уже 1-6 сеансов, а стойкие ощутимые изменения обычно начинаются через 2-3 месяца после начала терапии. Процесс коррекции можно разделить на 4 этапа:
1. Дискомфортный период - установление «языка взаимодействия» между специалистом и ребенком. Обязательное условие для повышения комфорта (обеспечения ощущения безопасности) ребенка - присутствие на сеансе матери (родителей).
2. Начало взаимодействия. Происходит закрепление «общей системы координат» ребенка и специалиста, при этом система пространственных и регуляторных представлений ребенка начинает перестраиваться. На этом этапе у ребенка может наблюдаться некоторая потеря координации, а также резкое усиление аутостимуляций как способа компенсации возросшей (в результате изменений) тревожности.
На этом этапе важно подключать к реабилитации других специалистов, чтобы способствовать формированию у ребенка новых моделей поведения взамен аутостимуляций (логопед, дефектолог и другие специалисты, использующие когнитивно-ориентированные методики).
3. Период устойчивого развития. В среднем начинается через 6-7 сеансов (1,5-2 месяца). Наблюдается устойчивое взаимодействие с терапевтом и, как следствие, устойчивая позитивная динамика. Постепенное снижение количества аутостимуляций и использование их ребенком преимущественно в качестве «подкрепляющих».
4. Постепенная десенсибилизация специфических для аутичных детей сенсорных направлений (в первую очередь - периферических), что, в свою очередь, приводит к уменьшению возможности терапевтического воздействия (ребенок начинает пользоваться фронтальным зрением как основным, а стимулы с периферических зрительных и слуховых зон перестают быть избыточными).
Сам способ в начале просто «пробивает» аутичную защиту, однако по мере того, как у ребенка открываются новые сенсорные возможности, появляется потребность в их реализации, насыщении. На этом этапе принципиально увеличивать интенсивность информационного воздействия на ребенка с помощью занятий с дефектологами, помещения в соответствующую возрастным потребностям социальную среду (например, в группу детского сада), стимулирования формирования коммуникативных навыков и т.д. Проведение дополнительных занятий с логопедом, дефектологом и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики, особенно необходимо в тех случаях, когда возраст ребенок на момент начала занятий превышает 4 года. Постепенно способ переходит из основного в поддерживающий, обеспечивающий открытость и дальнейшее саморазвитие процессов сенсорной интеграции.
Целью применения способа настоящего изобретения является восстановление у ребенка характерного для нормального развития механизма сенсорного восприятия, в том числе достижение сенсорной интеграции стимулов по трем сенсорным направлениям (зрительному, слуховому и тактильному). Наблюдается снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Как следствие, отмечается рост успешности в процессе занятий с логопедами, дефектологами и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики. Улучшение психоэмоционального состояния повышает успешность аутичных детей в процессе интеграции в дошкольные и школьные учреждения общего вида.
В случае аутичных проявлений у детей с нарушениями развития органического генеза может быть необходимым продолжать занятия в «фоновом» режиме, т.к. у многих детей наблюдается тенденция к сужению (ограничению) пространства, в котором осуществляется восприятие. При этом доминанта периферического восприятия не возвращается, связанность сенсорных стимулов не нарушается, однако наблюдается сужение активного сенсорного пространства.
Способ соматосенсорной коррекции детей с нарушениями в развитии в первую очередь аутистического спектра согласно настоящему изобретению разрабатывается и совершенствуется на протяжении 12 лет в Центре реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», г.Москва. За время использования способа в коррекционной практике положительная динамика разной степени наблюдалась у большинства детей (близко к 100%) с нарушениями аутистического спектра.
В диагностике и наблюдении за процессом развития аутичных детей, к сожалению, электрофизиологические и другие инструментальные методы исследования являются низкоинформативными. Поэтому в настоящее время, в том числе и в международной практике, основным методом оценки состояния аутичных детей является метод клинических наблюдений.
Следующие далее примеры раскрывают наиболее предпочтительные воплощения данного изобретения и приведены исключительно с целью лучшего пояснения его сущности. Специалисту в данной области будет понятно, что можно осуществить множество модификаций как в отношении используемых средств и материалов, так и в отношении используемых способов без отступления за рамки изобретения.
Пример 1
Ребенок Г.Д., возраст 8,5 лет. Начал заниматься в возрасте 4,5 лет. На момент начала занятий: диагноз: ранний детский аутизм (РДА) (2-я группа по классификации О.С.Никольской). Крайне высокая степень тревожности, постоянные истерики с элементами аутоагрессии. Требовал постоянного нахождения матери рядом с ним, крайне негативно реагировал на непонятные звуки, перемену освещения, громкий голос. Отсутствовал глазной контакт, в речи преобладали эхолалийные формы.
Условно контактировал только с матерью - требовал от нее выполнения инструкций, в основном противоречивого характера ("принести-унести"). До начала терапии консультировался у различных специалистов: везде подтверждался диагноз РДА, назначалась терапия нейролептиками и, по возможности, занятия дефектолога. Однако все попытки организовать такие занятия заканчивались неудачей, т.к. ребенок не мог выстроить диалог с педагогом.
Занятия по методу «соматосенсорной коррекции» проводятся с ребенком на протяжении 3 лет с частотой 1-2 раза в неделю. Положительная динамика наблюдалась специалистами и родителями практически сразу после начала занятий. Постепенно уменьшалась общая тревожность, категоричность в требованиях ребенка, улучшались коммуникативные и когнитивные способности. На определенном этапе стали возможны занятия с логопедом-дефектологом. В возрасте 6,5 лет ребенок начал посещать занятия группы по подготовке к школе. В 7,5 лет продолжил обучение в 1-м классе общеобразовательной школы.
Сейчас, когда мальчику 8,5 лет, он имеет ряд особенностей в поведенческой сфере, однако диагностируется специалистами как ребенок с ЗПР (задержка психического развития) с возможностью в перспективе «догнать» свою возрастную норму.
Пример 2
Ребенок П.Р., возраст 5 лет. Начала заниматься в возрасте 3 лет. До начала занятий была обследована в Институте Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования. Поставлен диагноз РДА, назначено лечение нейролептиками. Ребенок крайне тревожен, частые истерики, высокая степень психоэмоционального напряжения, значительное количество стереотипных движений и действий, глазной контакт отсутствует, обучение крайне затруднено в силу невозможности установления контакта, достаточного для диалога.
Через месяц после осмотра начала посещать занятия по методике «соматосенсорной коррекции». Занятия по методике «соматосенсорной коррекции» проводятся с ребенком на протяжении 1,5 лет с частотой 1-2 раза в неделю.
За время занятий ребенок значительно изменился (по оценке родителей и наблюдающих специалистов): существенно улучшились процессы психоэмоциональной саморегуляции, общий эмоциональный фон, ребенок начал пользоваться фронтальным зрительным направлением как приоритетным, появился устойчивый глазной контакт, улучшилась предметно-манипулятивная деятельность, активно развиваются игровая деятельность и коммуникативные навыки. Ребенок посещает среднюю группу детского сада общего вида. В целом в настоящее время диагностируемый уровень развития ребенка соответствует возрасту 3,5 лет в случае нормального онтогенеза (возраст ребенка на настоящий момент 5 лет).
На данный момент у ребенка практически полностью отсутствуют поведенческие признаки, типичные для РДА. Это позволяет ребенку на одном уровне с другими детьми участвовать в обычных развивающих занятиях в группе детского сада. Диагностируемое состояние соответствует общей задержке психоречевого развития (ЗПР), с постоянно наблюдаемой положительной динамикой в развитии.
В перспективе ситуация видится благоприятной для последующей интеграции ребенка в «нормальную» социальную среду и дальнейшее развитие с незначительным отставанием от возрастной нормы.
Пример 3
Ребенок А.Б., возраст 7 лет. Начал заниматься в возрасте 5 лет. Диагноз на момент начала занятий: последствия детского церебрального паралича (ДЦП) (спастическая форма), атипичный аутизм. Высокая степень тревожности, истеричность, отсутствие глазного контакта, большое количество аутостимуляций, отсутствие речи и коммуникативных навыков, практически полное отсутствие понимания обращенной речи. Помимо этого значительные изменения в моторной сфере: повышенный мышечный тонус, хождение на цыпочках.
Занятия по методике «соматосенсорной коррекции» проводятся с ребенком на протяжении 2 лет с частотой 1-2 раза в неделю.
За время занятий у ребенка существенно снизилась тревожность, появился устойчивый глазной контакт, фронтальное зрительное направление установилось как приоритетное, значительно улучшились понимание обращенной речи и адекватность поведения, появились попытки самостоятельной речи.
По мнению авторов настоящего изобретения, в данном случае можно ожидать дальнейшей положительной динамики в развитии ребенка при условии продолжения занятий соматосенсорной коррекцией в фоновом режиме (1-2 раза в месяц), поскольку при прекращении занятий у ребенка наблюдается тенденция к «сворачиванию пространства восприятия» (что типично для детей, аутичные проявления у которых связаны с органической природой нарушения).
Все публикации, научные статьи и другие документы и материалы, цитируемые или упоминаемые здесь, включены в настоящее описание путем отсылки в такой степени, как если бы каждый из этих документов был включен путем отсылки индивидуально или приведен здесь в его полном виде.
Конкретные примеры, приведенные в настоящем описании, относятся к предпочтительным вариантам осуществления и не предназначены для ограничения объема данного изобретения. При изучении этого описания другие объекты, аспекты и воплощения будут приходить в голову специалистам в данной области, и они охватываются рамками данного изобретения. Специалистам в данной области будет понятно, что различные замены и модификации могут быть произведены в отношении описанного здесь изобретения без отклонения от его объема и рамок, которые определяются прилагаемой формулой изобретения.
1. Способ коррекции нарушений при расстройствах аутистического спектра у ребенка, включающий следующие стадии:
a. стимулирование системы зрительного восприятия, системы слухового восприятия и системы тактильного восприятия ребенка в периферических зонах;
b. связывание различных сенсорных стимулов в точках пространства относительно тела ребенка, сопровождаемое периодическим перемещением специалиста относительно сагиттальной плоскости тела ребенка;
c. формирование фронтального сенсорного направления восприятия, как приоритетного.
a. стимулирование системы зрительного восприятия, системы слухового восприятия и системы тактильного восприятия ребенка в периферических зонах;
b. связывание различных сенсорных стимулов в точках пространства относительно тела ребенка, сопровождаемое периодическим перемещением специалиста относительно сагиттальной плоскости тела ребенка;
c. формирование фронтального сенсорного направления восприятия, как приоритетного.
2. Способ по п.1, в котором стимулирование системы зрительного восприятия включает стимулирование быстрыми движениями рук специалиста при встраивании в собственную двигательную активность ребенка.
3. Способ по п.1, в котором стимуляцию системы слухового восприятия осуществляют звуками.
4. Способ по п.3, в котором звуки включают шуршание пальцев, хлопки в ладони, голос, а также звуки музыкальных инструментов.
5. Способ по п.1, в котором стимулирование системы тактильного восприятия осуществляют путем нажатий пальцами в направлении от проксимальных отделов к дистальным и в обратном направлении.
6. Способ по п.1, который предусматривает проведение индивидуальных сеансов продолжительностью приблизительно 20-30 мин с частотой приблизительно 1-2 раза в неделю.
7. Способ по п.1, который дополнительно предусматривает проведение занятий с логопедом, дефектологом и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики.