Вы здесь

Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста

Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
 
Что даёт ребёнку игра:
  • удовольствие;
  • знакомство с нормами, правилами жизни;
  • общение со сверстниками;
  • возможность выражать свои эмоции;
  • возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, место);
  • внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Игры, необходимые для развития детей раннего возраста можно классифицировать. (Приложение 1, слайд 2)
 
Сенсорные игры
Сенсорика – от латинскогоsensus – чувство, ощущение.
Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
 
Моторные игры (бег, прыжки, лазание)
Моторика – двигательная активность. Не всем нам нравится, когда ребёнок много бегает, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всегонужно подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
 
Игра – возня
Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая не замысловатая игра, «как куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного я», они начинают осознавать своё тело. Пусть ребенок знакомиться с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
 
Языковые игры
Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят взрослых до исступления, выкрикивая в течении дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
 
Ролевые игры
Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь, как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
 
Что такое сенсорное развитие ребенка? (Приложение 1, слайд 3).
Венгер Л.А. утверждает, что « сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,вкусе и т. п.»
По мнению Павловой Л.Н., ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача взрослых – выявить их и своевременно способствовать их дальнейшему развитию.
Профессор Н. М. Щеловановназывал ранний возраст « золотой порой » сенсорного воспитания.
 
Сущность сенсорного воспитания ребенка заключается в целенаправленном педагогическом руководствесенсорным развитием и освоением сенсорной культуры человека в противовес стихийному, обеспечивающему лишь поверхностные и не полноценные представления.
 
(Приложение 1, слайд 4). Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается прежде всего в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним свойствам: величине, форме, положению в пространстве. Главное, чтобы ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
 
Необходимым условием для сенсомоторного развития детей и организации игровой деятельности является создание развивающей среды. (Приложение 1, слайд 5).
В нашей группе находятся дети от 1,5 до 3 лет, вследствие чего, игровое пространство насыщено дидактической игрушкой, которая предназначена для развития ручных умений, приобретения сенсорных навыков и познания физических свойств предметов, обладающих различной формой, величиной, пространственной протяженностью, а также цветовыми свойствами.
 
Набор игрушек и пособий мы частично обновляем. Это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно использовать. Игрушки расположены в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу.Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определённом месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольную посуду – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу комнаты и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться в материале, приучает убирать игрушки на место .
 
На потолке мы сделали шарнирное устройство для подвешивания игрушек – карусель. (Приложение 1, слайд 6). Технология изготовления карусели проста. К обручу прикрепили ленты, чередуя их по цвету. К концам лент прикрепили небольшие игрушки ( колокольчики, погремушки, шарики ), а также сюжетные полиэтиленовые лёгкие игрушки (рыбка, зайчик, ягодка). Обруч завязали на четырех лентах с четырех сторон и подняли к потолку. Он крепится к шарнирному устройству, которое позволяет обручу вращаться. Желая дотянуться до цветной ленточке, привести в движение « карусель», или позвенеть колокольчиком, малыши овладевают приемом подтягивания, подпрыгивания, а иногда в качестве орудия используют другой предмет, решая практическую задачу самостоятельно и по-разному. Например, подставляют маленький стульчик и влезают на него или берут палочку, чтобы достать до заветной игрушки.
В группе у нас предусмотрен специальный дидактический столик (Приложение 1, слайд 7) для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук.
 
Работа на нем организуется по двум направлениям:
1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально, цель которых – развитие сенсорных способностей, формирование представлений о сенсорных эталонах, представлений о величине, цвете, фактуре предметов;
2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.
Комплектация дидактического стола включает: пирамидки, вкладыши разного вида, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм.
 
Родители помогли нам сделать «цветик-семицветик». С его помощью дети учатся различать основные цвета. (Приложение 1, слайд 8).
В интерьере группы имеется кукольный уголок с крупной игрушечной мебелью. Дети сажают за стол кукол и сами садятся. Имеется крупная игрушечная посуда, которая удобна для отобразительных действий. (Приложение 1, слайд 9).
Уголок ряжения, с зеркалом, особенно любим маленькими детьми. Они глядят в зеркало, пытаются применить цветные косыночки, фартуки, юбочки, ленточки. (Приложение 1, слайд 10).
 
Дети очень любят играть на полу. Для того чтобы создать им комфортные условия, мы сшили им валики, подушки в виде гусеницы. (Приложение 1, слайд 11).
Для украшения интерьера и для развития мелкой моторики сшили сенсорный коврик «Сказочный лес »; «юбку-забаву», которую одевает воспитатель и садится на пол. Дети усаживаются вокруг и на этой юбке расстегивают и застегивают пуговицы, учатся шнуровать, закрывают и открывают карманы на липучках и т. д. (Приложение 1, слайды 12, 13).
 
Для наших малышей создали уголок книги.Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами,расцвечивют и расширяют представления об окружающем мире. (Приложение 1, слайд 14).
Учитывая, что дети к концу года становятся старше, интерьер группы меняется, вносятся новые игры, пособия. Также меняется способ их хранения.
Периодически мы предоставляем в распоряжение детей воду. Это прекрасный материал для игр, экспериментирования. Играя с водой, дети получают температурные ощущения, представления о плавающих и тонущих телах, об отражении в воде, приобретают трудовые навыки. Конечно, летом на площадке это сделать проще, но и в группе играть с водой необходимо. Вода – существенный фактор в развитии ребенка, и лишать его этого фактора нельзя. (Приложение 1, слайд 15).
Для игр с водой необходимо оборудование: ведерки, тазики, лейки, воронки, плавающие игрушки, бутылки, баночки и т.д. Дети на время игр надевают специальные фартучки. Из игр с водой можно предложить следующие: «Спасатели», «Что как плавает», «Капитаны», «Тёплый – холодный» и т. д. Из всего арсенала игр с водой, наиболее интересной для детей, является игра с мыльными пузырями. Малыши пускать пузыри сами не могут. Это делаем мы. Это прекрасное зрелище, воспринимаемое малышами радостно и эмоционально.
 
Детям раннего возраста необходимо предоставлять бумагу. Они её комкают, мнут, пытаются разорвать, что им в начале, конечно, не удается. Издаваемый, при этом, бумагой звук доставляет им удовольствие. Пользоваться, в этом случае, можно абсолютно чистой бумагой. Газеты давать детям не рекомендуется, так как газетная краска содержит цинк в больших количествах. Нельзя давать и книги, так как детей необходимо приучать к бережному отношению к книгам.
 
К тому же они начинают проявлять интерес к собиранию кусков порванной бумаги. Это надо поощрять: детям предлагается корзинка или ведерко. (Приложение 1, слайд 16).
Дети очень любят наблюдать за тем, как взрослые вырезают ножницами что-либо из бумаги. Со временем они начинают просить ножницы.Трехлетний ребенок может резать бумагу на части. Можно привлечь детей к наклеиванию вырезанных фигур на бумагу. Конечно, в начале, работа может идти беспорядочно, но постепенно техника совершенствуется, работа становится чище.
 
Как бы не была хороша, развивающая детей, окружающая среда, можно сказать, одухотворяется она именно взрослыми! Да, мир расширяет перед детьми свои горизонты. И все же самый интересный для них объект исследований, постоянных их наблюдений и повышенного внимания является человек. Им интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром. Малыш познает не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним. Это главная линия в ознакомлении с окружающим и познании мира.

Использованная литература:

  1. Алямовская В.Г. «Ясли – это серьезно». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – 144 с.
  2. Венгер Л.А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под редактированием Л. А. Венгера – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Малахова Н.Е. «Игры раннего возраста» // управление дошкольным образованием №4, 2006 г., с. 103-107.
  4. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1983.
  5. Широкова Г.А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игра. Упражнения»./ Широкова Г.А. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г. – 256с.

Теги: 

Поделиться: