Вы здесь

Слепцы и поводыри

В октябре 2004-го группа израильских ученых и инженеров из иерусалимской компании "Виртач", создавших специальное компьютерное приспособление для незрячих и слабо видящих людей - VTPlaеr, - была удостоена первого приза Европейского совета. Тогда об этом событии писала вся израильская пресса. Еще бы! Подобная награда считается европейской Нобелевской премией в области информационных технологий. В то же время Совет Европы рассмотрел и утвердил заявку израильтян о создании консорциума, в который вошли ряд университетов, медицинских учреждений и коммерческих структур континента - всего 15 организаций, - взявших на себя разработку новых технологий для слепых. Цель: представить незрячим людям возможность широко пользоваться компьютером и Интернетом.
Для реализации программы было выделено 3,8 миллиона евро. Доля иерусалимской компании "Виртач" в этом проекте, рассчитанном на три года, составила около 400 тысяч евро.
Той памятной осенью я поспешил поздравить авторов изобретения - профессора Романа Гузмана и доктора Игоря Карасина, руководившего исследованиями, - с признанием и победой, ибо "болел" за них, начиная с 1996 года, когда появились первые образцы того, что уже потом разработчики назвали "мышкой-поводырем". В начале 2005 года я позвонил Гузману с вопросом, как продвигается дело, тем более что уже знал, что в Израиле действует несколько групп, использующих "компьютер для слепых", что поступили солидные заказы на новинку из стран Скандинавии и США. "Компанию закрывают, - огорошил меня Роман. - Мне кажется, что дело нечисто". Через полгода ответ был еще скупее: "Мы подали в суд.
Пока он не закончится, не имею права разглашать суть дела". И вот недавно назад ученый сообщил: "Приезжай, готов дать "показания" для печати".

Виртуальное прикосновение

Начиная с 1996 года Роман Гузман - доктор психологии, известный специалист по работе со слепыми и слабо видящими - преподал мне несколько уроков. Вот, пожалуй, основной из них: чтобы слепой освоил привычную азбуку Брайля, нередко уходит три-четыре года. Это кропотливый и изнурительный труд, завершить который способны 12 из каждых 100 незрячих или слабо видящих. Причем многие, даже самые упорные ученики осваивают Брайль лишь на слоговом уровне, то есть читают медленно - буквально по слогам. Новинка - "Динамический Брайль" и его инструмент "мышка-поводырь" - работает так, что быстрое чтение удается многим уже через неделю, а весь комплекс становится доступным человеку через два-три месяца. Все это подтверждено многочисленными тестами с участием добровольцев – людей, лишенных зрения. Первые 30 человек привел на фирму инструктор ассоциации слепых Израиля Арье Гамлиели (да будет его память благословенна), сам человек незрячий от рождения. Вот как профессор Гузман обобщает достигнутое "командой": "Созданный нами инструмент, по сути, является "глазами" слепых. Мы пытались найти бренд, или слоган для определения новинки и выбрали такой вариант: "Мышь-поводырь". Это аналогия с собакой-поводырем, которая есть у многих слепых - их палочка-выручалочка, а нередко и спаситель. Наш "Виртач" - поводырь в компьютерном мире. Можно спокойно читать и писать, "рассматривать" географические карты и знакомится с живописью, архитектурными достопримечательностями и даже играть в виртуальные игры".

Среди бела дня...

Беда пришла неожиданно. Причем, в те дни, когда профессор Гузман был в Париже - на международной конференции с докладом о работе с незрячими детьми как представитель "Международного центра психологии развивающего обучения", возглавляемого профессором Реувеном Фурштайном. А дома именно в это время было принято решение о закрытии компании, что до последнего мгновения тщательно скрывали от сотрудников. Один за другим они стали получать извещения об увольнении. Увольнительное письмо Гузману, как выяснилось позднее, было подписано за месяц до собрания директората, принявшего решение о ликвидации компании. То есть от Романа решили избавиться загодя, чтобы он помешал грядущей "операции".
Здесь необходимо небольшое, но важное отступление. К началу 2004-го "Виртач" поддерживали почти 40 инвесторов - относительно небогатые люди, поверившие разработчикам и в само новшество. Отдельные вклады были невелики, но сумма достаточная, чтобы двигаться вперед. Неожиданно в 2001 году у компании появился серьезный инвестор - голландец, миллиардер. Его инвестиция составила чуть более двух миллионов долларов – не контрольный пакет акций, но близкий к таковому. Правда, "Инкогнито" - назовем миллиардера так, вкладывая деньги, поставил условие: "финансовым директором компании должен быть "мой" человек". Им был господин Ван-Дам, тоже голландец по происхождению, а по паспорту израильтянин.
И вот буквально через несколько дней после ликвидации "Виртач" в Интернете появилось объявление о рождении новой компании - "A.N.B." Ее генеральным директором оказался... Шимон Ван-Дам. Новая фирма назвалась правопреемником всех "ноу-хау" компании "Виртач". И одновременно - намотайте на ус - оказалась дочерней фирмой голландской компании "Альва" - давнего конкурента израильтян. В цивилизованном мире принято приобретать - по сходной, конечно, цене - приглянувшихся соперников. Однако зачем покупать, если можно просто "увести"?
- Итак Ван-Дам закрыл "Виртач" и тут же открыл свою компанию, тут же вложив в нее якобы затерявшиеся европейские деньги. А это уже грабеж среди бела дня! - восклицает Гузман. - Более того, на своем сайте в Интернете новоявленный владелец использовал для рекламы формулировки, написанные мною, не указав при этом имени автора.
Только в этот момент - "к сожалению, довольно поздно" - спасением дела занялся наш герой. "Я созвал работников, объяснил, в чем дело, и мы собрали все, что оставалось в лабораториях и кабинетах, запаковали, и отвезли в надежное место. Причем, все описи я сдал новому адвокату". И уже этот адвокат-ликвидатор добился решения суда о конфискации оставшихся документов и приборов лично у Ван-Дама. Той же ночью полиция нагрянула с ордером суда в "свеженький" офис этого господина и конфисковала похищенное. При этом судья поставил условие: если вновь вскроется деятельность какой-либо фирмы, подобной "А.N.B", против Шимона Ван-Дама будет открыто уголовное дело. Однако пока суд да дело, уже шел год 2006-й".

Еще не вечер?

А стоило ли идти на нарушения закона и моральных устоев ради какого-то - пусть даже самого оригинального - изобретения? Еще бы! Система, разработанная в "Виртач", может стать источником солидного заработка. Не секрет, что только в странах Европы, в США и Японии проживает 17 миллионов незрячих людей. Понятно, что не все они живут в достатке. Однако если комплект "мыши-поводыря" будет стоить максимум 500 евро, такие деньги найдутся почти в каждой семье. Кроме того, бюджет существующих в названных государствах обществ слепых строится на значительных государственных и частных пожертвованиях. Обычно незрячий человек в этих странах оплачивает не более 10 процентов стоимости необходимого ему товара или инструмента. Словом, организации, поддерживающие слепых, могут взять на себя значительную долю расходов на приобретение систем VTPlaer для членов этих объединений, как это принято в цивилизованном обществе.
Быть может, читатель ждет оптимистической концовки этой истории. К сожалению, мне нечем его порадовать. Игры вокруг компании продолжаются: сейчас она выставлена на продажу. Впрочем, Роман Гузман как молитву повторяет: "Еще не вечер". Казалось бы, нет пока никакого повода для оптимизма. И все же... Минувшей осенью воры - не высокопоставленные - обычные - украли из иерусалимской школы для слепых все компьютеры.
Преподаватели обратились к разработчикам: "У нас учатся 50 незрячих детей, которые уже не представляют жизни без "Динамического Брайля"!"
По счастью, "мыши-поводыри" хранились, как это рекомендовано инструкцией, в сейфе. В тот же день работники "Виртач" смонтировали шесть "мышей" на приобретенных школой новых компьютерах. "Ты бы видел счастливые лица этих ребятишек!" - выдохнул Роман.
- Говорят, "мафия бессмертна". В чем мы, к сожалению, убедились, - заметил в заключение ученый. - Однако известно и другое: если технология появилась однажды в виде прибора, приспособления, машины и по какой-то причине исчезла, то она обязательно возникнет в другой раз, и, может быть, в ином месте. И будет создана другими людьми. А миллионы или миллиарды долларов получат эти другие. Я и Игорь Карасин знаем: мы создали нечто, что не умрет. Не может погибнуть. Такого случая в истории техники еще не было. Жаль, конечно, что на подобной новинке не будет этикетки "Сделано в Израиле". Жаль и вас журналистов: не появится у вас еще одного повода раззвонить на весь мир об очередном достижении отечественного "хай-тека". 

Подробности: http://izrus.co.il

Теги: 

Поделиться: