Вы здесь

СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ПЕРВОПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ПРОЧИХ СИМПТОМОВ НАРУШЕНИЯ ДЕТСКОГО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ПЕРВОПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ПРОЧИХ СИМПТОМОВ НАРУШЕНИЯ ДЕТСКОГО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
 
 
Аннотация
 
В статье автор проводит теоретический анализ симптомов детского аутизма, на основании чего определяет базисную первопричину основных симптомов – нарушение сенсорного восприятия. Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что в основе лечения детского аутизма должна быть психологическая коррекция сенсорных нарушений с последующей коррекцией прочих симптомов. В качестве основного метода психологической коррекции сенсорных нарушений при детском аутизме автор представляет метод сенсорной интеграции.

Научная деятельность, посвященная теме детского аутизма, приобретает все большую актуальность в современной России, поскольку численность детей с данным заболеванием увеличивается с каждым годом.  [1]. При этом в рамках данной темы существует ряд вопросов, ответы на которые остаются дискуссионными. Например, вопросы о происхождении, сущности детского аутизма, методах коррекции и вопросы терминологии [2].
В последние годы вопрос детского аутизма начал активно обсуждаться не только в медицинской среде, но и в общественности по причине того, что, несмотря на рост численности детей с нарушением аутистического спектра увеличивается, условия для лечения не соответствуют значимости данной проблемы: «Следует признать, что на сегодняшний день в России нет центров научно-исследовательского направления для детей с ранним детским аутизмом (РДА)» [3].
 
Аутизм – заболевание, которое имеет комплексный характер как в отношении факторов его происхождения, так и в отношении симптоматики. В зависимости от особенностей этиологии и патогенеза аутизма формируется специфика проведения коррекционных работ.
Реализация коррекционных работ в отношении заболевания предполагает достоверный и комплексный диагностический материал в отношении этого заболевания. В данном случае аутизм не является исключением. Коррекционная работа должна быть направлена на первичные нарушения, поскольку первичные нарушения являются основанием для развития прочих видов нарушений.
 
В результате анализа литературных источников, посвященных аутизму, было выявлено, что наиболее распространенное описание симптоматики аутизма включают:
– нарушения эмоциональной сферы, например, эмоциональное безразличие по отношению к окружающим людям отсутствие потребности в установлении контактов с людьми [4];
– нарушение речи, проявляющееся, как правило, явлениями эхолалии, то есть отсутствием смысловой соотнесенности речи и обращенности к собеседнику [5].
– особенности поведения аутичных детей, например, проявление гиперактивности или гипоактивности [5].
 
Вышеперечисленные нарушения являются следствием первичных нарушений, являющейся основой развития дифференцированного патогенеза в процессе онтогенетического развития. Эмоциональная сфера ребенка зарождается в младенческом возрасте в форме комплекса оживления как реакции на появление матери и усложняется в процессе дальнейшего психического развития ребенка в контексте социального окружения. Несмотря на раннее появление в жизни ребенка эмоциональных реакций, специфика формирования и последующего развития эмоциональной жизни ребенка определяется различными факторами, такими как, особенности сенсорного восприятия, поскольку для возникновения эмоции как реакции на определенную ситуацию необходимо эту ситуацию увидеть, услышать, потрогать, то есть сформировать целостную картину происходящего на основе органов чувств. То есть, особенность эмоциональных реакций основана в частности на сенсорной интеграции, которая формируется еще в утробе матери [6].
 
Одним из характерных симптомов аутизма являются особенности поведения, такие как, ригидность – неспособность принимать и адаптироваться к незначительным изменениям окружающей среды. Например, ребенок выражает недовольство в случае, когда изменилось освещение в комнате или изменился рацион питания [5]. Такого рода поведенческие особенности связаны с гиперчувствительностью [7], которая появляется у аутичных детей еще в раннем детстве [4]. Чрезмерные сенсорные раздражители аутичного ребенка порождают страхи, которые и являются основой поведенческих нарушений. С гиперчувствительностью аутичных детей связано и другая поведенческая особенность – инертность поведения: ребенок увлечен одним видом деятельности, выбирает одну любимую для него игрушку и не готов с ней расставаться изо дня в день. Таким образом, ребенок уходит от чрезмерно интенсивных раздражителей, вызывающих у него страх и дискомфорт, погружаясь в  безопасную для него обстановку [10].
 
Главными особенностями речи аутичных детей, как было описано выше, являются явления эхолалии, то есть, отсутствие смысловой соотнесенности речевых конструкций, и речевой обращенности к собеседнику. При потенциально большом словарном запасе у аутичных детей нарушена коммуникативная функция речи. В некоторых случаях встречаются проявления мутизма [4]. Таким образом, при сохранности навыка понимания и проговаривания речи, речевые нарушения при РДА являются, по своей сути, нарушениями эмоциональной сферы – ребенок не способен устанавливать контакт посредством сформированного у него навыка говорить, не может направлять свою речь на другого человека. Как уже выяснилось, эмоциональные нарушения аутичного ребенка, в основе которых – страх, связаны с особенностями сенсорного восприятия – гиперчувствительностью к сенсорным раздражителям, от которых аутичный ребенок хочет убежать в свой внутренний мир [9].
Несомненно, главной причиной детских страхов при нарушении аутистического спектра является расположенность таких детей к гиперчувствительности внешних раздражителей [4].
На основе вышеизложенных заключений можем сделать следующий вывод: нарушения сенсорного восприятия при аутизме являются первопричиной развития эмоциональных и поведенческих нарушений. Следовательно, планирование коррекционной работы аутизма должно быть направлено прежде всего на коррекцию сенсорных нарушений.
 
Сенсорный компонент предметного окружающего мира, в котором находится аутичный ребенок, играет для него особенно значимую роль. Интерес к тем или иным предметам обусловлен не теми функциями и свойствами, которыми этот предмет обладает, а лишь сенсорными свойствами. В отличие от детей в норме, аутичные дети в большей степени получают удовольствие от сенсорных ощущений.
 
При развитии в норме у детей с первого года жизни происходит смена интересов от сенсорных компонентов предметного мира к функциональным свойствам, чем и обусловлена предметно-манипулятивная деятельность. У аутичных детей происходит «застревание» на этапе сенсорного интереса к окружающему миру – посредством сенсорных ощущений аутичный ребенок долгое время познает окружающий мир [8].
 
Сюжетно-ролевые игрушки – куклы, мягкие игрушки, игрушечная посуда и т. д. не интересуют аутичных детей с точки зрения из социального значения, в то время как для детей при нормальном развитии такие игры формируют социальные навыки, являясь одним из факторов благополучного психического развития. В данном случае целесообразным можно считать метод сенсорной интеграции. Данный метод подразумевает взаимодействие всех органов чувств, направленный на то, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией [6]. Основными инструментами данного метода являются сенсорные тренажеры. Сенсорные занятия с аутичным ребенком создают своего рода канал общения, через который возможно не только формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, но помогать ему преодолевать страхи, развивать адекватные формы коммуникации.
 
Поскольку особенности сенсорного восприятия являются базисным симптомом детского аутизма и фундаментом для развития прочих нарушений, актуальным является психологическая коррекция, направленная на сенсорные нарушения.

Список литературы / References

  1. Клевитов С. И., Терентьева О. С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №6 (134). – С.133–138.
  2. Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2006. – № 6. – С.133 –137.
  3. Фесенко Ю. А., Шигашов Д. Ю. Ранний детский аутизм: медико-соиальная проблема // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2013. – №1. – С. 271 – 274.
  4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб, заведений. [Текст] / Виктор Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
  5. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Татьяна Епифанцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 486с.
  6. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распо­знать проблему, помочь обрести равновесие [Текст] / Улла Кислинг. – М.: Теревинф, 2010. – 240 с.
  7. Черепкова Н. В., Иванова Д. А. Особенности психического и речевого развития детей с ранним детским аутизмом // Science Time. – 2014. – №12 (12). – С. 606–613.
  8. Янушко Е. А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Елена Янушко. — М.: Теровипф, 2004. – 136 с.
  9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Елена Мастюкова. –– М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
  10. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] / Ирина Мамайчук. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

Список литературы на английском языке / References inEnglish

  1. Klevitov S.I., Terentyeva O.S. Sushchnost’, spetsifika proyavleniya autizma i problemy sotsializatsii autistov v sovremennom obshchestve [Essence, Specificity of Manifestation of Autism and Problem of Socialization of Autists in Modern Society] // Bulletin of Tomsk State University. – 2014. – No. 6 (134). – P.133-138. [In Russian]
  2. Zlobina A.S. Problema psikhosotsial’noy pomoshchi detyam s rannim detskim autizmom [Problem of Psychosocial Care for Children with Early Childhood Autism] // News of Penza State Pedagogical University. – 2006. – No. 6. – P.133 -137. [In Russian]
  3. Fesenko Yu. A., Shigashov D. Yu. Ranniy detskiy autizm: mediko-soial’naya problema [Early Child Autism: Medical and Social Problem] // Health as the basis of human potential: problems and ways to solve them. – 2013. – No.1. – P. 271 — 274. [In Russian]
  4. Lebedinsky V.V. Narusheniya psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste. Ucheb. posobiye dlya stud. psikhol. fak. vyssh. ucheb, zavedeniy [Violations of Mental Development in Childhood. Textbook. Allowance for Stud. Psychol. Facult. Of high schools] [Text] / Victor Lebedinsky. – Moscow: Publishing Center “Academy”, 2003. – 144 p. [In Russian]
  5. Epifantseva T.B. Nastol’naya kniga pedagoga-defektologa [Handbook of Teacher-Defectologist] [Text] / Tatyana Epifantseva. – Rostov on Don: Phoenix, 2007. – 486 p. [In Russian]
  6. Kisling, W. Sensornaya integratsiya v dialoge: ponyat’ rebenka, raspoznat’ problemu, pomoch’ obresti ravnovesiye [Sensory Integration in Dialogue: Understand Child, Recognize Problem, Help Find Balance] [Text] / Ulla Kisling. – Moscow: Terevinf, 2010. – 240 p. [In Russian]
  7. Cherepkova N.V., Ivanova D.A. Osobennosti psikhicheskogo i rechevogo razvitiya detey s rannim detskim autizmom [Features of Mental and Speech Development of Children with Early Childhood Autism] // Science Time. – 2014. – No.12 (12). – P. 606-613. [In Russian]
  8. Yanushko E.A. Igry s autichnym rebenkom. Ustanovleniye kontakta, sposoby vzaimodeystviya, razvitiye rechi, psikhoterapiya [Games with Autistic Child. Establishment of Contact, Ways of Interaction, Development of Speech, Psychotherapy] [Text] / Elena Janushko. – Moscow: Terovipf, 2004. – 136 p.
  9. Mastyukova E.M. Rebenok s otkloneniyami v razvitii: Rannyaya diagnostika i korrektsiya [Child with Developmental Disabilities: Early Diagnosis and Correction] [Text] / Elena Mastyukova. – Moscow: Education, 1992. – 95 p. [In Russian]
  10. Mamaichuk I.I. Pomoshch’ psikhologa detyam s autizmom [Psychologist’s Help to Children with Autism] [Text] / Irina Mamaichuk. – SPb.: Speech, 2007. – 288 p. [In Russian]

Логинов С.А.

ORCID: 0000-0002-5395-0937, студент кафедры генетической и клинической психологии,

Томский государственный университет? Опубликовано в 2017, Выпуск № 12(66) Декабрь 2017, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

Поделиться: