Вы здесь

Сенсорное развитие

С первых дней жизни мамы замечают, что для их крохи тактильные ощущения имеют огромное значение. Прикоснуться, дотянуться, потрогать, ухватить, ощупать, вцепиться – все эти действия так же естественны для ребенка, как сон или еда. По сути, в первый год львиная доля информации об окружающем ребенка мире поступает к нему в мозг через пальцы. А значит, развитию сенситивных способностей руки, обеспечению достаточного количества тактильных ощущений нужно обязательно уделять внимание.
 
О ПОЛЬЗЕ ОБЪЯТИЙ
Не только ручки, но и ножки, и все тельце малыша активно реагирует на сенсорные раздражения. Поэтому испортить малыша нежностью, объятиями, лаской и поцелуями просто невозможно, ему они нужны как воздух! Многочисленные исследования показывают, что тактильные ощущения улучшают питание головного мозга малыша, стимулируют его деятельность и потому не менее важны для развития ребенка, чем игра и обучение. Если малыша лишить «обнимашек», его развитие существенно замедлится. И не только психическое: «заласканные» детки еще и здоровее своих «недолюбленных» сверстников, они реже болеют, у них крепче иммунитет и более здоровая нервная система. Из них вырастают гармоничные, уверенные в себе и успешные люди, четко осознающие свою половую принадлежность (что тоже доказано рядом исследований).
 
ЧТО ПОМОЖЕТ ОСЯЗАНИЮ?
Играйте вместе.
Годовалому крохе бессмысленно объяснять на словах, как надо играть подаренной игрушкой или правильно есть ложкой. Поначалу мама должна не просто показывать, а взять маленькую ручку в свою – и руководить ее действиями. Но и молчать при этом не нужно! До полугода кроха улавливает эмоциональное содержание обращенной к нему речи. Но к году пассивный запас слов переходит в активный, и общение становится обоюдным.
Не паникуйте.
Все его синяки и шишки, поедание невкусной мебели и песка, грязные пальцы, исследовавшие лужу и теперь тянущиеся в рот, разрезание маминых нарядов и разбирание на запчасти развивающих игрушек – все это практическое познание окружающего мира. Не впадая в крайности, предоставьте ему на этом пути как можно больше свободы. Чадо, которое редко ограничивали в движении, чью любознательность поддерживали, быстрее научится читать и овладеет искусством излагать собственные мысли, ему будут легче даваться иностранные языки.
Не ругайте.
Многое из того, что взрослые считают деструктивной деятельностью и хулиганством, на самом деле – реализация стремления к исследовательскому поиску и изучение окружающего мира. Малыш трогает все подряд, лижет застывшую на морозе горку, рвет бумагу (и папины важные документы), льет воду на пол в ванной, бросается камнями. Все это – не стремление к разрушению, а увлекательная игра-исследование. Благодаря всем этим действиям малыш к шести годам уже знает об окружающем мире столько, сколько не усвоит за всю оставшуюся жизнь.
Доверяйте выбору малыша.
Дорогие развивающие сенсорные игрушки пылятся без дела, зато малыш с удовольствием помогает вам «перебирать» крупу или увлеченно возится в коробке со старыми лоскутками? Не корите себя («я не смогла его заинтересовать!») – просто малыш лучше знает, что ему нужно в данный конкретный момент.
 
КУДА ЯЗЫК ДОВЕДЕТ?
Язык дает возможность не только различать оттенки вкуса, но и осязать. Он различает твердое и мягкое, горячее и холодное. Малышу можно (со всеми предосторожностями) давать возможность пробовать разную пищу – твердый сухарь и мягкий зефир, холодное мороженое и горячий чай. Главное – обсуждать то, что попробовали, вместе разобраться в свойствах того или иного вида еды. И, конечно, все, что попадает на язык, должно быть безвредно для желудка и тщательно вымыто.
 
МЯГКИЙ ДРУГ
Мягкие игрушки – это то, что младенцу покупают в первую очередь, и то, чем ему дают играть в последнюю очередь. Потому что шерсть во рту, и много аллергенной пыли на ворсистой поверхности, и для развития куда полезнее развивающий центр, нежели бессловесное «животное» с глазами-пуговицами. Так ли это? Нет, конечно. Мишка, пес-барбос или тряпочный заяц – не просто украшение кроватки малыша.
 
Разнофактурные игрушки с мягким наполнителем очень нужны малышу именно для развития сенсорных ощущений. Очень важно, чтобы у крохи была пусть одна, но любимая мягкая игрушка, в которой он видит друга. Подходящий возраст для такой «дружбы» – 1,5-2 года. Подросший малыш общается с плюшевой игрушкой на равных, ведет с нею внутренний диалог, не расстается с нею ни на минуту и делится и радостями, и горем. А еще любимый мишка или заяц становятся символом безопасности, комфорта, уюта: с ним малыш легче переносит визиты к врачу, легче адаптируется в путешествии или в детском садике, быстрее засыпает. Тактильный контакт с мягкой шерсткой также действует успокаивающе, вот почему с пластмассовыми уточками или машинками дети почти никогда не «дружат». Ребенку достаточно дотронуться до своего любимца – и отступает одиночество, исчезает страх, а трудные моменты переносятся гораздо легче. Большое счастье, если у ребенка такой игрушечный друг. И если ребенок «влюбился» в неуклюжее и не очень привлекательное на ваш взгляд плюшевое создание – примиритесь с этим и купите ему желаемое.
 
Не забывая о важных правилах:
Игрушка должна быть безопасной, не должна пахнуть, линять, в ее изготовлении не должны использоваться вредные материалы или красители;
Глазки и носик должны быть вышиты (пуговицы и бусины кроха быстро открутит или откусит)
Лучше, если в игрушке сочетаются разные фактуры тканей. Но в любом случае она должна выдерживать многочисленные стирки – пачкаться медведь или заяц будет частенько.
Звуки, которые игрушка издает, очень привлекают малыша, но необязательны: пусть ребенок фантазирует и говорит за своего медведя сам.
Размер игрушки должен соответствовать росту и весу малыша. Гигантского, в человеческий рост, зайца кроха просто испугается, а крошечную, с мизинчик, собачку быстро потеряет. В идеале игрушка должна быть от 10 см до полуметра в высоту. Лучше, если внутри у набивного медведя или зайца пластиковые гранулы, которые совершенствуют мелкую моторику, а не аморфный синтепоновый наполнитель. Цвет и форма игрушки должны быть естественными. Она должна вызывать в голове у ребенка четкий, понятный образ, не создавать противоречий в его картине мира и быть узнаваемой. Синий поросенок или розовый слон – звери загадочные: малыш не понимает, на что способен этот зверь, как он ест, ходит, живет. Соответственно, как играть с ним, тоже непонятно.
 
НЕ ТОЛЬКО РУКИ, НО И НОГИ
Примерно в 5 месяцев большой палец ноги малыша оказывается во рту. Еще через полгода голые пяточки оказываются плотно упакованными в башмачки: кроха делает первые шаги. Но время от времени ножки нужно отпускать на волю: в ступнях много активных точек, чувствительных к температурным раздражителям. Именно поэтому обливание ног и хождение босиком – самые распространенные, доступные и эффективные системы раннего закаливания организма. Кроме того, обнаженная подошва ноги, как и ладошка, соприкасаясь с разными поверхностями (холодными и теплыми, гладкими и шершавыми, мягкими и твердыми), дает мозгу ребенка немало новых осязательных впечатлений. А значит, беготня по галечному пляжу, вспаханной земле или скошенной лужайке не только способствует профилактике плоскостопия, но и служит задачам развития. Малыш через ощущения учится различать материалы, запоминает новые слова, тренирует координацию, стимулирует мозг. А центры тактильных ощущений в нем расположены рядом с центрами речевого развития.
 
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТАКТИЛЬНОСТЬ
Дорога познания.
Устройте дорожку из разных фактур: насыпьте на пол гальку, постелите махровую ткань и кусочки меха, положите деревянную доску и нарвите бумаги. Малыш становится на такую дорожку босиком и медленно идет по ней, ощущая все неровности на своем пути. Еще проще разрешить крохе бегать босиком по участку на даче (предварительно нужно убедиться, что на земле и в траве не кроется опасных острых предметов). Хорошо, если сочетаются несколько разных фактур – песок и влажная глина, галька и трава, неглубокая прохладная лужа и сухая невесомая пыль.
Замки из песка. Для малышей любого возраста очень полезно играть с песком. Не только сооружать куличики, но и пересыпать песок из ладошки в ладошку, прокладывать тропки, рыть траншеи, рисовать на песке палкой или пальчиком. Такая «сандтерапия» не только развивает, но и успокаивает малышей с гиперреактивной нервной системой.
«Печворк». Не выбрасывайте лоскутки разных тканей и материалов, попавших вам в руки. Их можно нанизать на ленту. Дайте потрогать малышу кусок атласа, назовите материал и обозначьте его свойство – «гладкий». А теперь очередь бархата – он «мягкий». Малыш очень быстро ознакомится со свойствами разных поверхностей, и игра в лоскутки станет любимым развлечением. Когда малыш подрастет, можно использовать лоскутки разных материалов для изготовления дидактического коврика или аппликации.
Пальчиковые краски. Их можно предложить уже малышу в полгода. Важное достоинство пальчиковых красок – возможность рисовать ими не только на белой стене ванной, но и на себе, и на маме. Так малыш знакомится со своим телом, учится его ощущать.
Закройте глаза. «Жмурки» – не только веселая забава, но и полезная игра, стимулирующая сенсорику и координацию движений. «Отключая» зрение, мы усиливаем другие чувства – в том числе и осязание
 
Автор: Анна Ильина
 
Поделиться: