Доктор Ханна Линк (бакалавр, клинический психолог, доктор клинической психологии, Великобритания, 2012 г.)
Аутизм представляет собой спектр расстройств, которые варьируются в зависимости от степени тяжести симптомов и проявления характерных особенностей. Эти отличительные особенности влияют на способность социального взаимодействия человека с другими людьми, на общение. Также для людей с аутизмом характерна повышенная или пониженная чувствительность к звукам, прикосновениям, вкусу, запаху и свету. В большинстве случаев характерные черты аутизма проявляются в возрасте от одного до трех лет. В Великобритании насчитывается более полумиллиона людей, страдающих аутизмом (Baird et al., 2006). С начала 90-х гг. был отмечен рост количества людей с аутизмом. Возникла необходимость предоставления подходящей сенсорной стимуляции для того, чтобы облегчить развитие коммуникативных навыков, и в то же время предоставить такую сенсорно-стимулирующую среду, которая отвечала бы всем остальным нуждам развития сенсорного восприятия.
Для человека с аутизмом взаимодействие с другими людьми может оказаться настоящим испытанием, и существующая окружающая сенсорная среда может приносить беспокойство. Такая ситуация может приводить к увеличению стереотипных и поведенческих проблем. Модифицируя сенсорные потребности и сосредотачиваясь на возможностях человека, количество проявлений данных нарушений в поведении можно снизить. Подобное модифицирование может также способствовать сенсорному и информационному восприятию, что приведет к меньшему количеству проблем во взрослой жизни. Если у ребенка есть сложности в восприятии и интерпретации сенсорного воздействия, то становится понятным, почему они видят мир по-другому, а не так как мы.
Один из подходов, который может помочь с развитием сенсорного восприятия, это создание окружающей среды «Снузлин». Сенсорная комната «Снузлин» предоставляет широкий спектр сенсорной стимуляции, которая направлена на то, чтобы отвечать нуждам людей с аутизмом и развивать их сенсорное восприятие. Это будет способствовать их подготовке к участию и вовлечению в различные виды деятельности.
Поведение, характерное для людей с аутизмом, включает в себя три главных аспекта. Это недостаточность социальных взаимодействий, нарушенная коммуникация, нарушенное сенсорное восприятие.
-
При социальном взаимодействии с другими людьми отмечается ограничение зрительного контакта и проявления различных выражений на лице и жестов. «Снузлин» не предлагает прямого социального взаимодействия, поэтому подходит для любого человека, независимо от уровня его социальных навыков. Можно подобрать занятия, направленные на развитие независимого, параллельного и совместного взаимодействия.
-
Нарушенная коммуникация - у детей с аутизмом зачастую проявляются задержки в умении понимать речь и говорить. Можно использовать «Снузлин» с возможностью переключателей для закрепления коммуникативных навыков и для лучшего применения сенсорного подхода.
-
Нарушенное сенсорное восприятие заключается в том, что такому человеку может казаться, что окружающий мир чувств подавляет его. Это может приводить к состоянию фрустрации. Это, в свою очередь, может приводить к перепадам в настроении и чувству потери контроля. Уровень стимуляции в комнате «Снузлин» может быть отрегулирован (большая или меньшая степень стимуляции) для того, чтобы контролировать уровень сенсорной возбудимости и модифицировать поведение.
Окружающая среда «Снузлин»
Окружающая среда «Снузлин» оказывает прямое и непрямое воздействие на органы чувств и может быть использована отдельно или как часть общей терапии для того, чтобы обеспечить сенсорное воздействие. Оборудование, которое подходит для людей с аутизмом, может включать в себя:
Визуальная стимуляция (зрение) - Фиброоптическое волокно, Проектор с изображениями, вызывающими воспоминания, Пузырьковые трубки.
Слуховая стимуляция (звук) - Записи с релаксирующими звуками, Вибрирующий звук от оборудования, Музыка ветра, Музыка, отражающая личные музыкальные предпочтения.
Обонятельная стимуляция (запах) - Ароматерапия, знакомые ароматы духов или средств после бритья. Например, знакомый запах духов или средства после бритья родителей может снизить уровень беспокойства ребенка.
Вкусовая стимуляция (вкус) - Любые съедобные продукты, которые обладают различимыми вкусами или текстурой. Люди с аутизмом могут ориентироваться на конкретные вкусы и текстуру. Нужно стремиться к постепенному расширению ряда продуктов, узнаваемых на вкус.
Тактильная стимуляция (прикосновение) - Вибрирующие подушки и матрасы, Утяжеленные одеяла с различными текстурными поверхностями.
Проприоцептивная или вестибулярная стимуляция (движение) - Кресла-качалки, лошадки-качалки. Растяжки и вытягивание.
Окружающая среда комнаты «Снузлин» - это в своем роде «набор инструментов» с различным оборудованием, предназначенным для воздействия на разные сенсорные зоны человека, который использует это оборудование. «Снузлин» не использует все предметы оборудования одновременно.
Оценка
Перед использованием оборудования «Снузлин» необходимо оценить состояние человека с аутизмом. Для этого может понадобиться следующее:
-
Средство сенсорной оценки и профилирования (Collier, 2003) - Это исследование помогает выявить сенсорные предпочтения человека. Рекомендуется начинать терапевтические сессии «Снузлин» с оборудования, которое будет влиять на сенсорные зоны, предпочтительные для данного человека. Это поможет с более легким переходом к использованию сенсорной комнаты «Снузлин» и может быть использовано в качестве отправной точки для стимуляции и других органов чувств по мере прогресса при прохождении терапии.
-
-
Сенсорный профиль (Dunn, 1999) - Это исследование помогает определить уровень стимуляции, необходимый человеку. При исследовании выявляют тех, кто обладает различными сенсорными порогами, и кто ориентирован на разные сенсорные модальности. Благодаря такой информации можно подобрать необходимый уровень стимуляции в комнате «Снузлин».
-
-
Уровень активности согласно д-ру Пул (PAL) в качестве инструмента оккупационального профилирования (Pool, 2011) - Это исследование лучше подходит для аутистов взрослого возраста. Даются инструкции, как проводить терапевтическую сессию «Снузлин» в зависимости от степени когнитивного нарушения. Инструкции помогают структурировать деятельность, разработать терапевтическую сессию «Снузлин» и провести ее от начала и до конца.
-
Информационные листы для предлагаемой среды с мультисенсорным воздействием (Pagliano, 2001) - Данные информационные листы помогают вести мониторинг прогресса, наблюдаемого в среде комнаты «Снузлин»; ведётся запись поведенческих реакций по стандартной системе. Акцент делается на индивидуальных способностях человека и на аспектах среды «Снузлин», способствующих развитию и обучению.
Руководство при использовании комнаты «Снузлин»
Необходимо использовать руководство в сочетании с четкими методами оценки. Руководство по использованию «Снузлин» есть в методике исследования «Уровень активности согласно Пулу (PAL) в качестве инструмента оккупационального профилирования» (Пул, 2011).
Использованная литература
Baird, G et al (2006) Prevalence of disorders of the autism spectrum in a population cohort of children in South West Thames: the Special Needs and Autism Project (SNAP). The Lancet, 368(9531), pp210-215.
Collier, L (200?) The Sensory Preference and Profiling Tool. Rompa. UK
Dunn, W (1999) The Sensory Profile. Pearsons, UK
Pagliano, P (2001) Using a Multisensory Environment. David Fulton Publishers. UK
Pool, J (2011) The Pool Activity Level (PAL) Instrument for Occupational Profiling. Jessica Kingsley.