Вы здесь

Сенсорная комната как средство обогащения развивающей среды ДОУ

Сенсорная комната как средство обогащения развивающей среды ДОУ

  • Ионова Любовь Филипповна, старший воспитатель

Исследования предметно-развивающей среды ведутся давно. Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна быть организована таким образом, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышала функциональную активность ребёнка, давала разнообразные, меняющиеся впечатления. Таким многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка, обогатить развивающую среду ДОУ является сенсорная комната.

В апреле 2009 года в наше дошкольное учреждение поступило оборудование сенсорной комнаты по областной целевой программе “Организация образовательных ресурсов Самарской области для детей и молодых людей с проблемами в развитии”. Уже первый опыт использования педагогами сенсорной комнаты показал, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Сенсорная комната – это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.  Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн, батут, сенсорные дорожки, песочница, стена для развития мелкой моторики, ароманабор, мягкие модули, тактильные шарики, магические жезлы, специальное музыкальное сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.

Использование сенсорной комнаты направлено на решение следующих задач:

  • развитие познавательной активности;
  • стимуляция сенсорных процессов;
  • коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);
  • повышение мотивации;
  • развитие общей моторики;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций;
  • облегчение социальной адаптации;

Полезны игровые сеансы в сенсорной комнате детям с низкой работоспособностью, чрезмерно утомляемым, с адаптационными расстройствами, замкнутым, тревожным, с двигательными нарушениями, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.

В ходе игровых сеансов педагогами используются различные методики для воздействия на ребенка через соответствующие органы чувств: свето-, звуко-, арома – и цветотерапия. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным, сказочным эффектом обладают световые стимулы:

  • пучок фиброоптических волокон “Звездный дождь”. Его использование способствует развитию тактильных и зрительных ощущений, снятию напряжения. Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете.
  • пузырьковые трубки – основной элемент сенсорной комнаты. Они способствуют зрительной, тактильной и слуховой стимуляции. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за светящимися трубками, усиливают этот эффект.

Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер. Примерная структура включает в себя:

  1. Организационную часть: игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, создающие атмосферу доверия, способствующие введению в игровую ситуацию. На данном этапе педагоги используют различные коммуникативные игры, применяется оборудование “Звездный дождь”, “сухой бассейн”, демонстрация панно “Живая вода” и т.д.
  2. Содержательная часть включает в себя игры, упражнения на знакомство со свойствами предметов, задания на развитие когнитивных навыков. Психотехническими приемами на данном этапе являются сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных жизненных ситуаций. Использование сказочных сюжетов, где тренажер является частью сказки, помогает избежать однообразия занятий. Дает возможность, детям проживать волшебную историю передвигаясь в пространстве сенсорной комнаты, выполняя различные задания педагога.
  3. Заключительная часть предполагает обратную связь, релаксацию и ритуал прощания;

Интересно и увлекательно проходят занятия на темы: “Путешествие к морю”, “На лесной полянке” и т.д. В ходе таких занятий сама обстановка сенсорной комнаты погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи, способствует вытеснению негативных переживаний. Если, наоборот, ребенок вял и пассивен его активизации способствуют игры в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром, которые помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов, повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

Были, конечно, и трудности в использовании сенсорной комнаты. Возникали они по мере того как педагоги начали использовать оборудование в работе с дошкольниками. Главная проблема, с которой мы столкнулись – отсутствие методического обеспечения занятий. Большой вклад в разработку занятий внесли педагоги, специалисты ДОУ. Огромная работа была ими проведена по изучению методической, специальной литературы, разработке занятий. В настоящее время работа эта продолжается, в ДОУ разработан цикл занятий в сенсорной комнате для дошкольников разного возраста.

Одним из важных преимуществ сенсорной комнаты заключается в том, что она позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями, значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком. Детям очень нравится сеансы в сенсорной комнате. Их глаза начинают сверкать, когда включается “Звездный дождь”, они с удовольствием прыгают под лучами проектора “Меркурий”, с радостью играют в сухом бассейне. После игр в волшебной комнате дети “заряжаются” положительными эмоциями на весь день и с нетерпением ждут новых встреч в этой комнате. В результате после посещений сенсорной комнаты у 90% детей наблюдается позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение.

На своем опыте убедились, что пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, способствует сокращению адаптационного периода, улучшает общее самочувствие, нормализует сон.

Литература:

  1. Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Издательство “ХОКА”, 2007. – 416 с.
  2. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.:
  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
Поделиться: