Вы здесь

Сенсорика? Поведение? Или то и другое?

Приблизительно в 75% случаев папа склоняется к тому, что это поведение: "Он только пытается таким образом получить что-нибудь", в то время как мама уверена, что сенсорные методики – "золотая таблетка".
 
Мой ответ? "Это может быть и то и другое". (Нет, это не значит уйти от ответа).
Я видел не раз, как специалисты ОТ играют в "пинг-понг" с психологами, гоняя туда-сюда ребенка с серьезными нарушениями поведения. Специалисты ОТ говорят: "Это поведенческая проблема!" Психологи отвечают: "Это сенсорика!" От их разногласий у родителей голова идет кругом.
 
Такой тип общения между специалистом ОТ и психологом складывается потому, что ни тот, ни другой не видят, что их методики работают обособленно. И еще – когда вы находитесь под давлением родителей, которые хотят знать, когда один из вас придет на помощь их ребенку, это может быть просто способ переложить ответственность. А что, если нам стать союзниками, командой, потому что существует множество ситуаций, когда мы реально нуждаемся в сотрудничестве.
 
Связь сенсорики и поведения
 
ДА, иногда выходка ребенка действительно чистая сенсорика, и ДА, иногда – это просто типичная истерика. Но во многих случаях граница стерта и одно подпитывает другое. 
Разрешите мне привести несколько примеров того, как нарушения процесса обработки сенсорной информации могут отразиться на поведении.
Представьте, что вы – младенец с высокой оральной сенситивностью (чувствительностью рта). 
Каждый раз, когда вы едите что-либо, вы испытываете ужас, давитесь едой, и не можете выносить консистенцию каши во рту. В раннем возрасте вы усвоили, что еда=боль

Теперь представьте, что либо потому что вы растете, либо потому что получаете удивительное вмешательство специалиста ОТ, вы в состоянии справляться и с более сложными текстурами без отвращения. Тем не менее, всякий раз при предложении новой еды, вы вспоминаете, что еда=боль и бросаете еду на пол с гневными криками. Победа! Вы показали той овсянке, кто здесь главный. 

Родитель может подумать, наблюдая эту выходку: "О, нет! Его/ее сенсорная чувствительность до сих пор еще влияет на его/ее предпочтения в еде!" В то время как в действительности, это может быть поведение, развившееся из-за предшествующих сенсорных проблем.

 
Другой пример. Скажем, ваш ребенок с проблемами обработки сенсорной информации получает профессиональную помощь (вмешательство) специалиста. 
Каждый раз, когда ребенок теряет контроль над собой, он получает чрезмерно большую дозу внимания мамы или папы, так что и вы и ваши действия напрямую связываются с успокоением того или иного сенсорного ввода. 

Ребенок тогда может усвоить, что крики/вопли=внимание мамы и папы. Поэтому, даже когда сенсорные проблемы уже начали рассасываться, ребенок может приберечь некоторые из этих противных выходок исключительно для родителей. В такой ситуации мама может приехать ко мне и сказать: "Я думаю, что он может быть чувствителен к одежде, но реально он только разыгрывает проблему, чтобы быть около меня".

 
Как отличить одно от другого?
 
Поведение или сенсорика… это ли не вопрос на миллион долларов? 
Специалисты обсуждают эту тему в книгах, на лекциях и в специальных курсах, или ведут дебаты друг с другом в профессиональной среде. 
В последнее время порядочное количество проблем с постановкой официального диагноза Нарушение процесса обработки сенсорной информации Sensory Processing Disorder (SPD) вытекает из того факта, что многие доктора считают все его симптомы "поведениями", утверждая, что SPD не обязателен как автономный диагноз.
Вне зависимости от общественного мнения, родители могут впадать в ступор в моменты потери ребенком контроля над собой, поскольку они боятся, что поведение их ребенка реально может иметь отношение к чему-то сенсорному. Они часто рассказывают мне, что их беспокоит, что окружающие будут воспринимать их как "плохих родителей", потому что они не знают, ЧТО дисциплинировать, а ЧТО списать на сенсорику.
 
Это – тот случай, когда я говорю моим родителям быть предельно внимательными даже к еле заметным признакам, исходящим от их ребенка. В поведенческом анализе есть понятие "антецедент" (antecedent), что значит предшествующий, или то, что произошло или случилось непосредственно перед поведением. Это то, где родители должны искать подсказку. Какова была непосредственная причина вспышки?
Это одна из причин, почему я большой сторонник ведения родителями детей с сенсорными проблемами записей в дневнике или журнале. Вы были бы удивлены узнав, что родители имеют тенденцию уделять внимание всему, относительно своего ребенка, когда перед ними полный объем записей.
 
Например: 
Родители чувствуют, что ребенок отказывается слушаться их утром, для того чтобы уйти в школу вовремя. 
Ребенок чувствует сенсорную перегрузку, обладающую эффектом нарастания "снежного кома", от отвращения к сенсорным раздражителям по утрам. Младший брат, щелкающий выключателем света, чтобы его разбудить...его любимые хлопья заменили какой-то обычной маркой...наконец, для полноты картины, новый свитер, безжалостно колючий. 
Эти малозаметные детали могут способствовать вашему лучшему пониманию поведения вашего ребенка.
 
Другая подсказка – быть начеку, когда поведенческие методики просто не сработают. 
Скажите для начала, что вы уберете прочь любимые вещи ребенка, потому что он отказывается сидеть спокойно на стуле. "Никакой Wii вечером!" "Твой Х-ящик (айпад, например) ушел навсегда!" "Теперь ты не сможешь смотреть TV, пока тебе не будет 35 лет!" 
Ребенок с проблемами сенсорной обработки информации начнет всхлипывать, потому что он потерял свои привилегии, но вы знаете, что он по-прежнему будет ерзать по кругу на этом стуле. 
В этом случае нервная система ребенка побуждает его совершать движения, и он не может много сделать, чтобы подавить эти побуждения. Итак, дело не в том, какие могут быть даны поведенческие стимулы – поощрение или наказание, а в том, что в этом случае они объективно не могут помочь.
 
Какой подход лучше?
 
Я должен сказать, что я не испытываю радости, когда ребенок колотит меня на протяжении всего сеанса работы, а родители комментируют: "О, он точно нуждается в большей сенсорной стимуляции сегодня".
Мм, НЕТ! 
Ребенок может жаждать тяжелых проприоцептивных ощущений в мускулах и суставах, а может очень хорошо выражать такими действиями подавленные импульсы или желания, потому что его сенсорная система была перегружена, но вы должны понимать, что агрессия и поведение тоже могут иметь место.
 
Таки ДА! Если специалист ОТ определил, что у вашего ребенка имеются нарушения сенсорной обработки информации, естественно предполагать, что это будет оказывать влияние на его поведение. Вот почему я считаю подход, сочетающий сенсорные и поведенческие методики, идеальным. 
В общем случае, сенсорные стратегии, рекомендуемые ОТ, безопасны, чтобы постараться проводить их параллельно с вашими поведенческими программами. 
Продолжительная поддержка сенсорных систем – часть вашей повседневной жизни, и в самом деле хорошая идея – "прочесать" поведения, если вы систематически отмечаете в дневнике или журнале, как ребенок отвечает на ситуации, о которых вы знаете, что они отрегулированы.
 
Один ключевой момент в связи с поведенческими стратегиями: удостоверьтесь, что отказ в получении сенсорной стимуляции никогда не используется в качестве наказания. Даже при том, что действия сенсорной диеты похожи на развлечения, это действительно то, в чем ребенок нуждается, чтобы оставаться собранным.
 
Это только одна из причин поддерживать тесную связь между поведенческим и сенсорным подходами. Я видел даже, что некоторые специалисты рекомендуют родителям не разрешать детям раскачиваться, или не давать им их фиджеты (маленькие сенсорно-стимулирующие предметы) до тех пор, пока они не успокоятся. Для некоторых детей это означает требовать невозможного.
 
Даже когда родители педантично распутывают клубок и прикладывают усилия, чтобы разгадать, что именно их ребенок выражает своими действиями, это задача не всегда будет простой и тривиальной. Это та ситуация, про которую говорят "легче сказать, чем сделать". Вот почему я убежден, что важно оказывать поддержку с обеих сторон проблемы, так, чтобы у ребенка была перспектива жить сбалансированной, отрегулированной жизнью в соответствующих границах. 
 
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции
Поделиться: