Вы здесь

Работа в рамках сенсорно-интегративной терапии с детьми с ДЦП в доречевой период

Работа в рамках сенсорно-интегративной терапии с детьми с ДЦП в доречевой период

I этап

Дети, находящиеся на I этапе доречевого развития, характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует. Функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ. Нарушены функции сосания, глотания. Отсутствуют или ослаблены безусловные рефлексы орального автоматизма.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на I этапе:

§   нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов;

§   коррекция процесса кормления (акт сосании, глотания) ;

§   вокализация выдоха (дыхательные упражнения) ;

§   развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента;

§   стимуляция голосовых реакции;

§   развитие зрительного и слухового сосредоточения;

§   нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика) ;

§   нормализация положения кисти и пальцев рук. Важен выбор позы для занятий.

Использование «рефлекс-запрещающей позиции», при которой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе.

 

II этап

У детей, находящихся на II этапе доречевого развития, имеются начальные элементы доречевой активности в виде недифференцированных звуков. Выражены нарушения зрительного и слухового восприятия. Отмечается слабость ориентировочных реакций; недостаточность зрительно-моторной координации. Патология артикуляционного аппарата проявляется дифференцированно: в виде спастичности, гипотонии, дистонии; гиперкинезов языка, губ, лицевой мускулатуры; ограничения подвижности языка и губ; сохранения и усиления рефлексов орального автоматизма.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе:

§   стимуляция гуления;

§   нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный массаж, точечный массаж, пассивная артикуляционная гимнастика) ;

§   формирование потребности общения со взрослым;

§   подавление рефлексов орального автоматизма;

§   развитие зрительной устойчивой фиксации и прослеживания за движущим предметом;

§   формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого;

§   увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения) ;

§   развитие хватательной функции рук.

 

III этап

III этап доречевого развития характеризуется появлением у детей элементов гуления. Патология артикуляционного аппарата может иметь различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный характер. Дети эмоциональны, у них можно вызвать «комплекс оживления»: игрушки обычно хватают, но положения кисти и пальцев рук патологические, манипулятивпые функции им чаще всего недоступны. Характерная особенность — неравномерное п. развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими (эмоциональная сфера намного опережает двигательное и доречевое развитие) .

Основные направления коррекционно-логопедической работы на III этапе:

§   стимуляция интонированного голосового общения и лепета; нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарат (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж, искусственная локальная гипои гипертермия, пассивная артикуляционная гимнастика) ;

§   выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика) ,

§   выработка читальных дифференцировок;

§   выработка акустической установки на звук и голос;

§   развитие слуховых дифференцировок;

§   формирование подготовительных этапов понимания речи;

§   развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания (развитие движений рук) .

 

IV этап

Для детей, находящихся на IV 'папе доречевого развития, характерна возможность произношения отдельных лепетных звукосочетаний. Отмечается изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата, наличие гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничение подвижности языка и губ. У детей начинает развиватся импрессивная речь. Манипулятивная функция ограничена, недоступны дифференцированные движения пальцев рук.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на IV этапе:

§   стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов;

§   нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

§   развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

§   формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций в конкретной ситуации) ;

§   увеличение силы и длительности выдоха.


Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений

 

Поделиться: