Вы здесь

ПРОГРАММА КУРСА «Психологическая релаксация»

Автор- составитель:
педагог-психолог МБОУ СОШ № 21
города Ставрополя
Рязанцева Марина Викторовна
Пояснительная записка.
Ты идешь, опустив плечи, не разбирая дороги.
Слезы застилают глаза,
и, кажется, что жизнь кончилась.
И вдруг…
Ветер доносит знакомые звуки.
Музыка струйкой проникает в твои уши,
вливается в твою жизнь и заполняет ее целиком.
Ничего еще не произошло,
но ты уже знаешь, что мир не рухнул.
 

Программа «Психологическая релаксация» составлена для учащихся 2-ой и 3-ей ступени общеобразовательной школы, а так же может использоваться при коррекционной работе со взрослыми. Курс рассчитан на 5 сеансов, которые проводятся в сенсорной комнате.

Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью устранения умственных и психических нагрузок среди учащихся и учителей. Использование cенсорной комнаты основывается на интегральной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии (основатели Маслоу, Роджерс и Фромм). Акцент в этой теории ставится на “поддержку и развитие внутренней натуры человека”, а не на ее сдерживание или подавление. Негативные и разрушающие аспекты поведения и психологии людей являются не частью их подлинного «Я», а реакцией фрустрации на ограничения и препятствия, которые мешают внутреннему развитию личности. Человеку свойственно стремиться к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психологического здоровья. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она способна обогатить человеческую жизнь, позволить человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Сенсорная комната оказывает интегральное развивающее воздействие, стимулируя процессы внутренней мотивации и саморегуляции и способствуя формированию гармоничной, целостной картины мира.

С помощью оборудования, которое воздействует на зрение, слух,обоняние, осязание и вестибулярные рецепторы, создается искусственная окружающая среда, позволяющая почувствовать себя в приятной, спокойной и безопасной обстановке. Сенсорные комнаты способствуют укреплению и развитию психоэмоциональной сферы человека. Процесс восстановления утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека. Центральная нервная система во многом определяет развитие сердечно-сосудистых, неврологических и психосоматических заболеваний. Особенностью курса является возможность достижения мышечной и нервной релаксации без применения медикаментов.

В то же время одним из эффективных способов немедикаментозной релаксации и восстановления работоспособности. Благоприятное воздействие спокойных тонов цветового спектра, релаксирующая музыка, и возможность принять удобное положение – все это создает ощущение комфорта.

Через 15–20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации, благодаря которому человек очень быстро обретает здоровый жизненный тонус, восстанавливает свои силы и работоспособность. Занятия в сенсорной комнате под руководством специалиста позволяют снять тревожные невротические переживания, избавиться от страхов, создать эмоционально спокойное состояние, вызвать приятные и даже эстетически значимые переживания.

Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- активизация различных функций ЦНС;

- стимуляция ослабленных сенсорных функций

(зрение, осязание, слух и т. д);

- развитие двигательных функций;

- устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;

- создание положительной эмоциональной обстановки, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

 

Показания к занятиям в сенсорной комнате.

 психологические проблемы (депрессия, гипо и гиперактивность,

стрессы, неврозы, агрессия),

 нарушения сна,

 страхи,

 нарушения эмоциональных контактов и конфликты,

 нарушения зрения, слуха, речи,

 нарушение опорно-двигательного аппарата,

 соматические заболевания, сопровождением снижения жизненного

тонуса.

Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник:

 музыкальная и телесная терапия,

 игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной

сферы;

 игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы

(мимика, моторика рук, общая координация);

 упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,

 методики развития внимания, восприятия, памяти, методы развития коммуникативных навыков.

Количественный состав группы 4-6 человек. Временные рамки проведения сеанса от 25 до 40 мин. Рекомендуемая форма работы в сенсорной комнате – индивидуальная и подгрупповая.

В зависимости от направленности воздействия оборудование сенсорной комнаты разделено на два функциональных блока:

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ БЛОК – в него входят диски релаксационной музыки, зеркальный шар с электромотором, кресла-груши, принимающие  форму тела.

АКТИВАЦИОННЫЙ БЛОК – мягкая платформа с акриловыми зеркальными панелями, прозрачная колонна со световыми и воздушно-пузырьковым эффектом, проекционный световой прибор для создания цветовых спецэффектов, сказочный шатер.

Предлагаемые сеансы апробированы учащимися 5-х, 9-х и 10-х классов.

Использование сенсорной комнаты в мировой практике образования начато сравнительно недавно. Но уже сейчас отмечается положительная динамика в состоянии учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, а так же улучшение качества жизни здоровых детей. Сенсорная комната так же воздействует и не самого педагога-психолога и родителей, приходящих на консультацию.

Сенсорное оборудование обеспечивает наиболее быстрое установление теплого контакта между психологом и ребенком и способствует повышению мотивации к терапии.

Положительные результаты и позитивные отзывы дают основание для выводов об эффективности проведения данных сеансов в школе.

 

Сеанс № 1 Музыкальное сопровождение «Шум моря», «Шум океана».

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой. Знакомство. Объяснение целей и задач сеанса. Упражнение «Имена».

2. Аутогенная тренировка. Предлагается занять удобное положение креслах-грушах полулежа. Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

Название «Море».

Слова педагога-психолога:

- «Вы пришли в эту комнату отдохнуть и расслабиться. Постарайтесь принять максимально приятную для Вас позу, глаза закрыты, руки вдоль туловища. Оставьте все проблемы за дверью. Нет прошлого, Вы здесь и сейчас. Пауза в голосе.

Постепенно Ваше тело наполняется тяжестью. Тяжелеет Ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла, тяжелеет Ваша правая нога, левая нога. Пауза в голосе.

Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы лба, щек, шеи. Расслабляются и опускаются плечи. Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки. Пауза в голосе.

Представьте, что вы оказались на берегу красивого черного моря. Есть только Вы и красота морского пейзажа. Вы лежите на теплом, мягком песке. Смотрите вдаль, любуетесь набегающими волнами, слышите крик чаек. Ваше тело горячее, расслабленное, веки тяжелые. Вдали Вы видите, как уплывает красивый белый корабль, отпустите вместе с ним все свои печали, проблемы, несбывшиеся мечты. В Вашей голове больше нет плохих мыслей и сомнений. Пауза в голосе.

Сейчас мысленно повторяйте за мной слова «Я спокоен, расслаблен.

Сегодня у меня все получиться, все будет хорошо, я счастлив.»

Музыкальная пауза – 2 минуты.

С моря подул прохладный приятный ветер, он сдувает всю Вашу усталость, Вы чувствуете приятную прохладу. Усталость покидает Ваше тело, появляется легкость в ногах, руках, голове. Музыкальная пауза – 4 минуты. На счет 3 Вы можете открыть глаза. Один, два, три.»

3. Включается зеркальный шар и цветовые спецэффекты. Дается  краткая характеристика каждому цвету.

4. Элементы самомассажа (приложение)

5. Включается пузырьковая колонна.

 Зрительное восприятие.

 Прикосновение ладонями, спиной, лбом.

6. Свободное время.

7. Подведение итогов. Рефлексия

- «Какие трудности возникли на аутотренинге»?- «Какой цвет Вам сегодня понравился»?

- «Как Вы себя чувствуете»?

- «Всем спасибо, давайте поаплодируем друг другу».

 

Сеанс № 2  Музыкальное сопровождение «Звуки леса», «Музыка лесного ручья».

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой. Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Аутогенная тренировка. Предлагается занять удобное положение креслах- грушах полулежа. Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

Название «Лес».

Слова педагога-психолога:

- «Постарайтесь принять максимально приятную для Вас позу, глаза закрыты, руки вдоль туловища. Оставьте все проблемы за дверью. Нет  прошлого, Вы здесь и сейчас. Пауза в голосе.

Постепенно Ваше тело наполняется тяжестью. Тяжелеет Ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла, тяжелеет Ваша правая нога, левая нога. Пауза в голосе.

Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы лба, щек, шеи. Расслабляются и опускаются плечи. Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки. Пауза в голосе.

 

II. Упражнение «Внутренний луч» - выполняется 5 минут. Музыкальная пауза.

Упражнения «Дерево»

-«Вы подходите к большому дубу. Проиграйте в сознании его образ: мощный ствол, колышущаяся листва, корни, уходящие в недра земли. Обхватите это  дерево, постарайтесь стать с ним единым целым, питайте в себя энергию земли, ведь земля – источник жизни. Пауза в голосе. Идем дальше по лесной тропинке и подходим к мостику, поднимаемся и останавливаемся, чтобы полюбоваться красотой лесного ручейка. Прозрачная вода быстро течет вниз, отпустите с этим потоком воды все свои печали, обиды, несбыточные мечты. Наше путешествие продолжается. Справа Вы видите кустарники, грибы, ягоды. И вот перед Вами открывается большая поляна цветов. Какие они? Белые, желтые, голубые. Вдохните эти прекрасные ароматы.

Музыкальный проигрыш.

Ваша тяжесть ушла, Ваше тело наполняется приятной легкостью.

Дыхание ровное и спокойное. На счет три Вы можете открыть глаза.

Делаем глубокий вдох – через нос, выдох – через рот».

 

 III. Положение сидя. Потянулись вверх.

IV. Гимнастика для глаз.V. Включается пузырьковая колонна

 Зрительное восприятие

 Прикосновение ладонями, спиной, лбом

VI. Свободное время.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

- «Как Вы себя чувствуете»?

-«Какие трудности возникли при аутогенной тренировке»?

-«Всем спасибо, давайте поаплодируем друг другу».

 

Сеанс № 3 Музыкальное сопровождение диск «Романтическая коллекция».

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Аутогенная тренировка. Предлагается занять удобное положение креслах-грушах полулежа. Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

Название «Замок».

II. Элементы самомассажа.

III. Пузырьковая колба (зрительное восприятие и прикосновение ладошками).

Анализ цветовых предпочтений.

IV. «Шатер» (загадывание желаний)

V. Упражнение «Ладони». Постарайтесь на выдохе выпустить всю свою

злость, обиду и поймать их в свои ладони. А теперь выбросите этот мусор.

VI. Свободное время.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Сеанс № 4 Музыкальное сопровождение – классические произведения Моцарта, Баха,

Генделя.

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть. Нервно-мышечная релаксация. Ее суть состоит в поочередном напряжении и расслаблении мышц.

 

Сеанс № 5 Музыкальное сопровождение – диск из музыкальной серии доктора Ван Сю-донга «Музыка жизни»

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Нервно-мышечная релаксация. Ее суть состоит в поочередном напряжении и расслаблении мышц. 10 минут.

II. Классический аутотренинг.

III. Сенсорная репродукция.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Сеанс № 6

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть. Свободная релаксация. В качестве музыкального сопровождения звучат фонограммы звуков природы, или музыки, способной передать позитивный настрой.

3. Рефлексия.

Сеанс № 7

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие. Детям садятся в кресла-груши. Создается атмосфера приглушенного света и загадочности. Включается крутящийся зеркальный шар. Музыкальное сопровождение – «Космическая даль» и др.

2. Основная часть.

I. Аутотренинг «Космос»

II. - «Теперь Вы можете встать и подойти к ковру «Млечный путь».

Психолог говорит в это время о покое, любви, взаимопонимании. К ковру можно прикоснуться руками, ступнями ног.

III. Работа с колбой.

3. Рефлексия.

Вопросы психолога

- «Какие чувства и ощущения Вы испытывали?»

- «Какие трудности у Вас возникли, что трудно было представить?»

- «Что особенно понравилось?»

- «Удалось ли Вам расслабиться?»

- «Давайте поаплодируем друг другу. До свидания»

Сеанс № 8.

«Преодоление эмоциональной усталости »

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие. Дети садятся в кресла-груши. Педагог проводит беседу о методах релаксации и ее пользе для профилактики стрессовых состояний, тревожности, усталости.

Сеанс построен на активном использовании музыкальной терапии и включает 2 части: 1-ая – Успокаивающий вариант, 2-ая – Мобилизирующий.

Свет приглушен. Создается атмосфера покоя и тишины.

2. Основная часть.3. Рефлексия.

Сеанс № 9.

Мобилизирующий вариант

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие. Дети садятся в кресла-груши.

Свет приглушен. Включается сенсорное оборудование.

2. Основная часть. Музыкальное сопровождение – диск с релаксационной музыкой «Мистическая эра»

3. Рефлексия.

Сеанс № 10

«Цветотерапия»

Музыкальный фон - исполнитель Дидюля, альбом дорога в Багдад.

1. Приветствие. Настрой на отдых и покой. Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Вводная беседа «Целительные свойства цвета».

II. Работа с цветовой колбой.

III. Цветовой проектор. Игра «Ассоциации».

3. Рефлексия.

Сеанс № 11

Музыкальный фон – спокойные по темпу и ритму композиции

Сеанс направлен на эмоциональную саморегуляцию, снятие тревожности, самосовершенствование и саморазвитие.

1. Приветствие. Слова педагога-психолога: - «Ребята, сегодня Вы попали в мир тишины и покоя. Вы в сенсорной комнате. Проходите пожайлуста к креслам и садитесь поудобнее. Постарайтесь слышать только мой голос и звуки приятной музыки» Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. Объяснение целей и задач сеанса.

- «Сейчас Вы сможете полностью отдохнуть и расслабиться, забыть о том, что Вас тревожит и беспокоит».

3. Основная часть. Использование формул самовнушения. «Физическая релаксация».

I. Детей просят закрыть глазки. Медленно с интонацией педагог-психолог произносит формулы-самовнушения, а детей просят повторить их.

II. Психическое «отключение». Основная задача этого этапа – отключение от посторонних мыслей.

III. Целенаправленные упражнения. Содержание этих формул зависит от целей сеанса. В этом сеансе приводим примеры формул, направленных на достижение целей (решение учебных проблем, улучшение показателя успеваемости).

IV. Выход из состояния «отключения». На счет три детей просят открыть глазки и не вставать.

- 4. Рефлексия. Детей снова просят сесть в круг для обсуждения.

Сеанс № 12

Музыкальный фон – флейта, скрипка.

Сеанс направлен на преодоление внутренней и школьной тревожности, развитие чувства эмпатии.

1.Приветствие. Детей просят сесть в кресла.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. Основная часть.

Слова педагога-психолога:

- «Ребята, сегодня мы поговорим об отношениях с окружающими нас людьми. Скажите, довольны ли Вы тем, как к Вам относятся одноклассники и учителя? Как Вы думаете, возможно, ли что-то изменить в ваших отношениях? Кто должен сделать первый шаг?. Я открою Вам секрет хороших взаимоотношений с людьми. Итак…

3. Основная часть.

Упражнение «Психологический душ».

Упражнение «Паутинка». Для упражнения необходим клубок пряжи или толстых ниток.

4. Рефлексия.

Сеанс № 13

Музыкальный фон - музыкальные композиции Игоря Крутого («Когда я закрываю глаза», «Нежность», «Ночной экспресс»)

Сеанс рекомендован для профилактики зрительной усталости (для тех, кто проводит много времени за компьютером).

1.Приветствие. Детей просят сесть в кресла.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. В основе сеанса лежит комплекс упражнений для глаз, а также некоторые элементы точечного массажа.

3. Рефлексия

Сеанс № 14

Музыкальный фон - музыка Востока

Сеанс предназначен для активизации всех групп мышц.

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Объяснение цели сеанса.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

I. Элементы танцевальной терапии «Путешествие по волшебному востоку».

Педагог-психолог предлагает детям повторять танцевальные упражнения.

Сначала упражнения выполняются без пары, потом в паре.

II. Подвижная игра «Земля, огонь, воздух, вода».

3. Рефлексия

Сеанс № 15

Музыкальный фон - Milene Farmer, Edith Piaf

Сеанс предназначен для развития общей и мелкой моторики рук.

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

I. Упражнение «Комплимент»

Упражнение «Пожелание».

3. Рефлексия.

Сеанс № 16

Музыкальный фон – детские песни «Улыбка», «Крылатые качели», «Песенка мамонтенка».

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Установление положительного

эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение психо-эмоциональных расстройств, депрессивных состояний, детской агрессии.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть. В основе сеанса – сказка терапия.

I. Демонстрация мультфильма «Приключения Винни-пуха»

II. Погружение в мир сказочных героев. Упражнение «Перевоплощение».

III. Упражнении «Желание».

IV. Музыкальная релаксация. Детям предлагается сесть в кресла и отдохнуть.

3.Рефлексия.

Сеанс № 17

Музыкальный фон –Frank Duval, Joe Dassin.

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – развитие зрительно-моторной и зрительной памяти, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

 Демонстрация зрительного фрагмента через проектор. Детей просят

запомнить картинку, и после ее устранения вспомнить и описать детали

(5-7 картинок).  Ведущий производит несколько двигательных движений, после чего детей просят повторить порядок движений и само движение.

 Детям предлагается посмотреть на отражение от световых спецэффектов, и после вспомнить, какие цвета и формы отражений они увидели в комнате.

 Рассмотрение пузырьков в бурлящих колбах. Обсуждение цвета и формы.

3. Расслабление в креслах. 10 минут

4. Рефлексия.

Сеанс № 18

Музыкальный фон – классические произведения Ф.Шопена

1.Приветствие. Детей просят сесть в круг. Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – развитие чувства комфортности и принятия, преодоление

психологических барьеров в группе.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

I. Упражнение «Музыкальное перо».

II. Упражнение «Я самый лучший».

III. Свободная релаксация. 10 минут.

3. Рефлексия.

Сеанс № 19

Музыкальный фон – «Лунная соната»

1.Приветствие. Детей просят сесть в круг. Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение детской тревожности, преодоление детских страхов.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

Беседа по теме «Страхи в нашей жизни».

Терапевтическое упражнение «Давай подружимся»

3. Рефлексия.

Сеанс № 20

Музыкальный фон – «Аве Мария»

1.Приветствие. Детей просят пройти к креслам, и сеть в положении полулежа Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение физической усталости. Сеанс построен на элементах телесной терапии.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. Основная часть. Телесная релаксация.

Упражнение «Кошечка».

Упражнение «Здоровый животик».

3. Сенсорная релаксация. Участники группы лежат и любуются световыми эффектами.

4. Рефлексия.

 

Сеанс № 21

Музыкальный фон – классические произведения Моцарта и Баха.

1.Приветствие. Установление положительного эмоционального контакта.

Детей просят пройти к креслам, и сеть в положении полулежа. Объяснение цели сеанса.

Цель – профилактика психологических и умственных нагрузок.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2. Основная часть.

I. Упражнение «Фокусировка».

II. Релаксационный самомассаж (см. приложение).

III. Визуальная релаксация (колба с бурлящими пузырьками).

3. Рефлексия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Комплекс методик самомассажа для детей и взрослых.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод, его можно проводить как в лечебных, так и в профилактических целях.

Предлагаемая методика носит комплексный характер.

Основная цель – возможность развития осознанного подхода быть здоровым, внимательным, чутким, научиться освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Комплексы массажных упражнений делятся на лечебные и профилактические.

1. СТРАДАЮЩИМ ЭНУРЕЗОМ

 Массаж живота («Замешиваем тесто»). Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони, кулачком.

Цель – улучшить работу гладкой мускулатуры внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря).

 Массаж затылочной области. Поглаживание, надавливание подушечками пальцев. Спиральными движениями ведем от висков к затылку.

 «Солнечный зайчик». Укладываем одну руку на низ живота. А другую на область крестца, греем животик. Представляем, что становится тепло и приятно.

2. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУСТВИЯ, СКЛОННЫМ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

 Массаж укрепляющий мышцы шеи («Красивая шея»). Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку, поглаживание шеи и воротниковой зоны.

 Самомассаж носа («Лепим красивый носик для Буратино»).

Поглаживание крыльев носа и придаточных пазух по направлению от пазух к переносице и вниз по крыльям носа.

 Массаж ног. Проработка стоп, пальчиков и пяточек. Поглаживание, похлопывание ребром ладони.

3. СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ С ГЛАЗ

Слегка поглаживать пальцами веки, брови, кожу вокруг глаз.

Следующий комплекс позволяет путем сегментарного массажа воздействовать на биологически активные точки организма (БАТ).

4. МАССАЖ ОБЛАСТИ ГРУДИ

«Нарисуем дорожки» Поглаживание области грудной клетки по направлению от центра грудины к подмышечным впадинам вверх и вниз.

5. МАССАЖ БАТ СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ

«Нарисуем солнышко». Поставить все пальчики на середину грудины. Движения вращательные по часовой стрелке. Затем против. Воздействие на точку между грудными отделами путем надавливания одним пальчиком.

6. МАССАЖ УШЕЙ «Ушки слоника»

Лепим ушки для слоненка. Поглаживание ушных раковин и внутри по бороздкам. Цель – воздействие на точки кишечника.

7. МАССАЖ ЛИЦА

«Люби свое личико». Поглаживание лба, щек, крыльев носа.

Надавливание на середину бровей, глаз, похлопывание по щека, подергивание носа.

8. МАССАЖ РУК «Чистые ручки»

Сильно трем ладонь одну об одну, массируем каждый пальчик и ноготь. Эта методика оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие , печень, кишечник. Трем всю руку вдоль до плеча.

9. МАССАЖ НОГ

Поглаживание ног от стопы до колена и резким движением вниз.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Аверченко А.К. Психологические этюды о стрессе. Новосибирск, 1997.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, в которые играют люди. М., 1988.

3. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979. 4. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.

5. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.

6. Е.М. Мастюкова Лечебная педагогика. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997. 7. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996. 8. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. - М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001.

9. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

10. Музыкальный диск «Acupucture for Mind», LANDY STAR MUSIC 2004, изготовитель: ООО «СиДи-АРТ», Москва.

11. Музыкальный диск «Mystical Era», компания «правительство звука», Москва 2006.

12. The Other World. Прибой. The Other World. Suft. Серия: The Other World Иной мир. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьюторы: Фирма грамзаписи "Никитин", Galaxy Music 2006 г.; Российское издание.

13. The Other World. Дождик. The Other World. Rain. Серия: The Other World Иной мир. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьюторы: Galaxy Music, Торговая Фирма "Никитин" 2006 г.; Российское издание.

14. The Other World. Sunset. Закат. Серия: The Other World. Иной мир. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьюторы: Galaxy Music, Торговая Фирма "Никитин".

15. Сергей Суэтов Шел по лесу музыкант. Серия: Пойте с нами. Формат: Audio CD (Картонный конверт). Дистрибьютор: ВЕСТЬ-ТДА 2007 г. Сборник; Российское издание.

16. Волшебные песенки. Серия: Пойте с нами. Формат: Audio CD (Картонный конверт). Дистрибьютор: ВЕСТЬ-ТДА 2007 г. Сборник;

Российское издание.

17. Таланты России. Самуил Фейнберг. Русская фортепианная школа. И.С. Бах. Talents of Russia. Samuel Feinberg. Russian Piano School. Johann Sebastian Bach. Das Wohltemperierte Klavier. Серия: Talents Of Russia / Таланты России.Формат: 4 Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: Русский Компакт Диск 1996 г.

18. Novoye Trio. Гайдн. Моцарт. Бетховен. Формат: Audio CD (Jewel Case) Дистрибьютор: Твик-Лирек 2002 г. Сборник; Российское издание.

19. Таланты России. Владимир Софроницкий. Русская фортепианная школа. Бетховен / Шуберт / Лист / Шуман / Шопен. Talents of Russia. Vladimir Sofronitsky. Russian piano school. Beethoven / Schubert / Liszt / Schumann / Chopin. Серия: Talents Of Russia / Таланты России. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: Русский Компакт Диск 1996 г., Сборник.

20. ДиДюЛя. Легенда. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: Мистерия Звука. 2004 г., Альбом.

21. Игорь Крутой. The Best. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: АРС – Рекордз, 2004 г., Сборник

Поделиться: