Вы здесь

Постурология

«Постурология – это зеркало остеопатических дисфункций и один из способов оценки эффективности лечения».

Постурология (от лат. постура - поза) – это область человеческих знаний, занимающихся изучением осанки, механизмов поддержания вертикальной позы и равновесия человеческого тела, так называемого прямостояния, - как в норме, так и при развитии ряда патологических состояний и нарушений конфигурации позвоночника, а также определением (диагностикой) истинных причин этих нарушений.

Удержание вертикальной позы – равновесия – включают в себя особенности генотипа и конституции человека, его жизненный опыт, психо-физиологические стереотипы осанки, формирование конфигурации позвоночника в детстве, существующие болезни и т.д.

Прямостояние – это плод эволюции человека в его приспособительной деятельности к существованию в гравитационном поле земли. Именно так в результате эволюции сформировалась одна из наиболее развитых и устойчивых функциональных систем – антигравитационная, которая использует различные виды деятельности нашего организма:

связь с окружающим миром:

- прикосновение (тактильность);
- чувствительность (тепловая, болевая и т.д.);
- зрение;
- слух;
получение информации от рецепторов костей, хрящей, связок, сухожилий, мышц;

высшая нервная деятельность (мозжечок, головной мозг), которая осуществляет: 
- т.н. вестибуло-моторные
- вестибуло-висцеральные
- вестибуло- сосудистые реакции.

Потеря равновесия или нарушения постурального баланса приводит к включению механизмов восстановления через рецепторную, рефлекторную деятельность, через мышечно-тонический и вестибулярный аппарат.

Удержание человеком равновесия и вертикальной позы сопровождается микроколебательным процессом, постоянно меняющимся в сочленениях человека, где основную роль играет связочно-сухожильно-мышечный аппарат человека.

В связи с этим актуальными являются причины нарушений поддержания вертикальной позы и конфигурации позвоночника- это прежде всего процессы в самом позвоночнике: кифозы, сколиозы, гиперлордозы, которые как правило начинают формироваться в период полового созревания ребенка, когда рост костной системы опережает рост мышечной системы, когда возникают подвывихи в межпозвоночных (фасеточных) суставах (блокировка), что в свою очередь приводит к мышечным дискординатозам и в конечном итоге развитию патологического конституционального нарушения конфигурации позвоночника.

Постурологию надо рассматривать, прежде всего, в прикладном плане. Постуральное исследование – это та первая фаза обследования, которую проводит остеопат, с этого начинается остеопатическое обследование пациента. Постурология пронизывает всю остеопатию. То есть, любые остеопатические дисфункции отражаются на позе и на перераспределении тонуса мускулатуры, отвечающей за вертикальное положение тела.

Образно говоря: «Постурология – это зеркало остеопатических дисфункций и один из способов оценки эффективности лечения».

Книгу по постурологии Вы можете скачать здесь: 
http://bookre.org/reader?file=1474697

Моторное расстройство, имеющее в своей основе сенсорный компонент:

Нарушение постурального контроля.

(Согласно современному общепринятому определению постуральный контроль - 
это регуляция положения тела в пространстве. Эта регуляция состоит из двух 
компонентов: 
1) постуральной ориентации, под которой подразумевается способность 
поддерживать соответствующую взаимосвязь между отдельными сегментами тела и 
между телом и окружающим пространством; 
2) постуральной устойчивости, которая означает способность поддерживать 
положение тела и особенно центра давления тела внутри границ площади опоры)

Дети, имеющие нарушение постурального контроля, испытывают сложности с контролем тела при выполнении моторной задачи. Например, у них может быть такой слабый мышечный тонус, и им сложно прямо усидеть на стуле, когда они пишут за партой. Нарушение постурального контроля чаще всего наблюдается в сочетании с другими подтипами нарушения сенсорной обработки.

Маркеры нарушения постурального контроля.
слабый мышечный тонус и/или кажется слабым по сравнению с другими детьми
часто ложится на парту, когда пишет
не в состоянии напрячь мышцы и совершить усилие, такое, например, как подтягивание
не нарабатывается автоматизм выполнения физических упражнений
не может использовать обе руки одновременно
упражнения с пересечением средней линии тела вызывают затруднение, например, левой рукой пишет на левой стороне листа, а потом использует правую руку для написание на правой части листа
имеет неустойчивое равновесие и часто падает
не вынослив и быстро устает (сильная истощаемость)
плохо лазает и висит на руках
кажется ленивым, индифферентным, мало к чему проявляет интерес
кажется слабым и безвольным
Люси Дж. Миллер

 

 

Поделиться: