Игрушки, предназначенные для физического развития детей, используются как на занятиях, так и в самостоятельных подвижных, спортивных играх.
Для детей до двух лет нужны предметные игрушки. Начиная с пяти-шестимесячного возраста, малышам дают цилиндрические, конусовидные и шарообразные звучащие каталки, побуждающие их к ползанию. Детям, начинающим ходить, необходимы игрушки, держась за которые они смогут переступать,– большие тележки с высокими бортами, коляски. Мячи, надувные бревна, надувные кольца побуждают малышей к разнообразным движениям без опоры.
На втором году жизни очень нужны тележки, каталки, вожжи с бубенцами, мячи разных размеров, кегли, т. е. игрушки, формирующие умение ориентироваться в пространстве, побуждающие к активному передвижению.
Спортивные игрушки делают из различного материала (резины, ткани, древесины, шнура) в зависимости от их конструктивных и функциональных свойств. Величина определяется антропометрическими и эргономическими данными детей.
Конструкция игрушек зависит от той задачи, которую они призваны решать, и от возраста детей. В раннем возрасте нужны озвученные, яркие, подвижные предметы.
Для детей от двух до четырех лет необходимы каталки, автомобили, тележки, трех - и четырехколесные велосипеды, мячи, шары, кегли, санки; надувные бревна, круги, образные игрушки среднего и крупного размера для игр на воде.
Подвижные игры детей от четырех до шести лет направлены на дальнейшее развитие движений. Их проводят с мячами, скакалками, булавами, кеглями («Кто дальше бросит мешочек», «Попади в круг», «Сбей кегли» и др.). Игры с правилами предполагают включение атрибутов (флажки, шапочки).
Для спортивных развлечений рекомендуются санки, лыжи, трех - и двухколесные велосипеды, бадминтон, серсо, городки. Игрушки выполнены из различных материалов с учетом функционального назначения, яркие, колоритные, с условным или конструктивным образным решением.
Из книги: Игра дошкольника.//Под ред. С.Л. Новоселовой.-М.:Просвещение.-1989.