Вы здесь

ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ИЗБЕГАНИЯ/ПОИСКА ПРИКОСНОВЕНИЙ

Дети с тактильной гиперчувствительностью часто избегают прикосновений. Когда кто-то прикасается к ним, они защитно отстраняются, сопротивляются во время процедур ухода за ними, отказываются носить определенную одежду, избегают касания определенных материалов и ощущают потребность контролировать все взаимодействия с ними. Однако, как это ни парадоксально, эти же дети могут демонстрировать сильную потребность в глубоком давящем воздействии, часто жаждут его. Они могут быть очень цепкими, могут всё время хвататься и держаться за маму или папу. Эти два состояния кажутся противоречащими друг другу, ведь ребенок чувствителен к прикосновению.

 

Если Вы приглядитесь к многим тактильно-защищающимся детям, то заметите, что то, к чему они особенно чувствительны, - это легкое прикосновение. Именно нервные окончания поверхности кожи оказываются наиболее чувствительны и запускают реакцию борьбы или бегства. Однако, нервные рецепторы глубже в мышцах обычно не являются гиперчувствительными, так, что глубокое давящее воздействие устраняет негативный эффект поверхностного. Глубокое воздействие проникает за поверхность, активируя рецепторы мышц и связок. Глубокое прикосновение оказывает успокаивающий эффект на нервную систему и помогает снизить тревогу и нервную дезорганизацию тактильно-избегающих субъектов. Поэтому, прикасаясь к детям с тактильным избеганием, используйте твердое касание, чтобы избежать реакции борьбы или бегства.

Что касается цепляющихся, хватающихся детей, то они могут испытывать постоянную потребность в прикосновениях. Они хватаются за вас, крепко держатся и прижимаются. Они могут, исследуя, прикасаться ко всему, что видят, чтобы получить тактильную обратную связь. Опять же, если Вы присмотритесь, здесь можно выделить два момента:

(1) ребёнок контролирует прикосновение - он касается вас, а не вы - его, и

(2) это обычно твердое, а не легкое прикосновение. Ребенок может выдержать легкое прикосновение, если только он сам контролирует его.

Эти же дети могут демонстрировать потребность в успокаивающей тактильной стимуляции, размазывая по коже фекалии или слюну. Такая контролируемая стимуляция может успокаивающе действовать на их тревожную нервную систему.

Прикосновение является базовой человеческой потребностью, и сенсорно-чувствительный ребенок будет жаждать прикосновения, но будет вынужден (1) контролировать его и (2) хотеть, чтобы оно было твердым. Дети могут быть тактильно-избегающими, с одной стороны, и тактильно-ищущими, с другой. Это часто кажется парадоксальным.

Однако, моими рекомендациями по взаимодействию с тактильно чувствительными детьми будут следующие:

● Прежде чем прикоснуться к ребенку, предупредите его, или спросите, можно ли к нему прикоснуться.
● Если возможно, позвольте ему контролировать прикосновение (разрешите ему держать Вашу руку, а не наоборот).
● Касаясь, используйте твердый глубокий контакт, а не легкое прикосновение.
● Предлагайте прикосновение; не принуждайте к нему. Я говорю "дай десять", чтобы отпраздновать что-то. Однако, я всегда выставляю свои руки и разрешаю ребенку коснуться себя вместо того, чтобы самому касаться ребенка. Следите, чтобы прикосновение было безопасным, и давайте ребенку возможность его контролировать.
● Выявите, какие части тела более чувствительны к прикосновению. Часто наиболее чувствительны кисти рук, стопы и лицо, тогда как спина, плечи, руки и ноги обычно менее чувствительны. На эти зоны обеспечивайте твердый физический контакт.
● Что наиболее важно, уважайте чувствительность ребенка. Сразу же прекращайте контакт, если ребенок реагирует негативно, поддержите его, а затем осторожно продолжайте после разрешения. Работайте с ребенком, уважайте его чувствительность и максимально разрешайте ему контролировать процесс.
● Я также учу людей с тактильной гиперчувствительностью тому, что быстрое растирание кожи временно притупляет чувствительность. Так что, если они знают, что кто-то (например, врач) будет прикасаться к ним, они могут предварительно с силой растереть это место. Это временно притупит чувствительность.

Перевод Любовь Бородина

AUTISM DISCUSSION PAGE by Bill Nason
https://www.facebook.com/autismdiscussionpage
EXPLAINING THE TOUCH AVOIDANCE/SEEKING PARADOX!

Поделиться: