Вы здесь

Несколько простых правил для создания игровой площадки для детей с аутизмом

Оригинал: http://www.disaboom.com/parenting-and-family-general/welcome-children-with-autism-on-your-playground-using-these-simple-planning-tips

Перевод: Анна Зоркова

Редакторы: Марина Лелюхина, Любовь Ененкова

Если вы приступили к созданию проекта игровой площадки для инклюзии детей с аутизмом, вам, прежде всего, нужно принять во внимание то, что аутизм представляет собой целый спектр расстройств, отличающихся, в том числе степенью выраженности. Каждый ребенок индивидуален.  В спектре аутизма существуют так же самостоятельные диагнозы, среди которых синдром Аспергера и первазивное нарушение развития. Некоторые исследователи относят к расстройствам аутистического спектра СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Несмотря на ощутимые различия, у всех людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, есть одно существенное сходство: 95% из них имеют нарушения обработки сенсорной информации.

Доктор Джин Айрис основоположник теории сенсорной интеграции дисфункции и разработчик терапии, подчеркивает важность развития у ребенка трех видов ощущений:

- тактильные (осязание)

- вестибулярные (ощущение движения и гравитация)

- проприоцептивные (чувство как работает наше тело,  ощущения от мышц и суставов).

Люди, страдающие нарушениями сенсорной интеграции, могут слишком остро воспринимать одни ощущения и практически не реагировать на другие. Это нарушение по — разному проявляется, в том числе, и у детей с аутизмом.

Естественно, каждый ребенок индивидуален, и дети с аутизмом, как и все остальные, по-разному реагируют и получают удовольствие от самых разных видов деятельности, доступных на игровой площадке. Тем не менее, если вы проектируете площадку, которой будут пользоваться, в том числе, дети с аутизмом, вам стоит принять во внимание необходимость удовлетворять их  потребности в трех видах ощущений, обозначенных выше.  Таким образом, в проекте детской площадке, предназначенной для инклюзии детей с аутизмом, должны      быть учтены следующие нюансы:

  1. Площадка должна быть надежно огорожена. Если ребенок, испытав чрезмерную стимуляцию, попытается убежать, он не сможет это сделать.
  2. На площадке должно быть много зелени. Недавние исследования Университета Иллинойса показали, что прогулки на природе помогают детям с СДВГ дольше удерживать внимание.
  3. Дети, которым нравится ощущения от прыжков с высоты или падения на землю зачастую лишены чувства осторожности и могут подняться довольно высоко. Они не могут оценить, насколько это бывает опасно. Поэтому очень важно, чтобы  на площадке было защитное покрытие, смягчающее удары.
  4. На такой площадке должен быть тихий уголок, куда ребенок может пойти, чтобы отдохнуть от чрезмерной сенсорной стимуляции. Это может быть тихое место среди кустов и деревьев, или специальный детский домик.
  5. Объекты на детской площадке должно быть расположено на достаточном расстоянии, чтобы играющие дети  не мешали друг другу.
  6. По периметру площадки стоит расположить всевозможные конструкции для лазания и качели. Это полезно для вестибулярной и проприоцептивной системы.
  7. На площадке должны быть объекты, на которых можно висеть: турники, перекладины и т.д. Такие ощущения оказывают положительное влияние на мышцы и суставы, что способствует развитию проприоцептивной системы.
  8. Родители, воспитывающие аутичных детей, часто говорят о том, что их дети любят скользить и кататься с горок. Поэтому на площадке важно установить несколько видов горок, так как разные горки стимулируют разные виды ощущений и подают разные сенсорные сигналы.
  9. Многим детям нравятся тактильные ощущения, которые дает вода и песок. Установите на площадке большую песочницу, где ребенок сможет полностью зарыться в песок. Его вес успокаивает многих детей.
  10. У ребенка должна быть возможность какое-то время поиграть в одиночестве, не отделяясь при этом от коллектива. Эту потребность может удовлетворить наличие баскетбольного кольца, или площадки для игры в классики.
  11. Многие аутичные дети любят находиться в замкнутом пространстве. Для удовлетворения этой потребности подойдут разнообразные тоннели и лабиринты. Важно, чтобы в стенах было достаточно отверстий, чтобы родитель или воспитатель могли наблюдать за ребенком.

Вот и все  основные  идеи для проекта  игровой площадки для детей с аутизмом. Очень важно, чтобы в ее проектировании, принимали участие все члены вашей инициативной группы. В подготовке проекта нужно учесть мнение: родителей (это самое важное), специалистов по оккупационной терапии, специалистов по сенсорной интеграции, и физиотерапевтов. Вы так же можете привлечь несколько детей с аутизмом, которые внесут свой вклад в разработку проекта, так как они и являются той целевой группой, для которой строится эта площадка.

Если еще на стадии разработки детской площадки будут учтены потребности детей с ограниченными возможностями, в конечном счете, вы получите уникальную площадку, которая будет доступна и интересна всем детям.

Автор Мара Каплант — педагог,  сторонник инклюзии в области игровой деятельности и родитель ребенка с проблемами в развитии. За ее плечами 15-летний опыт проектирования и разработки игрушек и игрового пространства. В настоящее время Мара управляет собственной консалтинговой фирмой «Пусть дети играют», где она разрабатывает доступные игровые площадки, пишет отзывы и рекомендации к игрушкам, проводит оценку и разрабатывает универсальный дизайн оборудования для игр. Мара так же удовольствием делится своим опытом в области игр и игрушек, разъезжая по всей стране. Вы можете прочитать отзывы об игрушках и подписаться на рассылку новостей, на ее сайте  www.letkidsplayblog.com. Узнать больше о доступных игровых площадках и где найти ближайшую  можно на сайте www.accessibleplayground.net.

http://specialtranslations.ru/autism-playground-simple-planning-tips/

Поделиться: