Вы здесь

Нарушения сенсорики - что за чем

Автор Инна Кашлер (Нидерланды) 2014-03-04

Как Вы помните, есть три типа нарушений сенсорики - Модуляции, Дискриминации и Моторные, связанные с сенсорикой.

Ну, вот с какой стороны я к этому не подойду, то получается такая картина.

У Аспергеров идут, в основном, лишь нарушения Модуляции, причем это сверхувствительность.
А у аутят "полегче" - смесь. Причем необязательно это зависит от наличия речи, а от того, насколько ребенок "выглядит" физически. То есть если он двигается, и мы без того, чтобы ребенок заговорил, не можем понять, аутист он или нет (если нет стимов), то это будет сенсорный поиск или даже сверхчувствительность, причем будут и постуральные, и диспраксия, и дискриминация, но в более легкой форме.
А у "тяжелых" - недочувствительность и серьезные нарушения дискриминации, диспраксия и постуральные.

Из чего делаю вывод: для выбора терапии нужно не только продиагностировать, в какой области нарушения, но и определить СТЕПЕНЬ нарушения.
И, получается, что если есть нарушения дискриминации и постуральные/диспраксия, то начинать нужно именно с них, а не с модуляции.

У меня такое чувство, что развитие просиходит так:
сначала ребенок плохо двигается, сидит и т.д., и мы думаем, что ему, наверное, не больно (как мелкие ползают - попробуйте так сами на пузе по ковру - через минуту взревете), хотя ему больно, но он не знает, что он может это модулировать, поэтому "выключает" эту боль, адаптируется к этим ощущениям (не значит, что они ему нравятся), но пытается жить с ними, потому что, ползая, он может покушать, взять игрушку и т.д. Если в этот момент он тронет (не дай бог!) очень горячее, то руки сам не отнимет (как и при тяжелом аутизме).

Значит, тяжелая форма аутизма - это недоравзитие этих функций: осознания тела, управления телом и планирования операций, распознавания сенсорных стимулов (это развитие 0-1-летнего). И, соот-но, терапия будет именно в форме коррекции этих нарушений. То есть для постуральных и диспраксии делать нейропсихологию (Воробьева, Сафонова), а дискриминацию - просто смотреть, где идет нарушение и корректировать его (я потом дам список).

Следующий этап - "средняя форма". Зебенок может хорошо двигаться, распознает высоту, скорость и т.д., но постуральные, диспраксия и дискриминация все еще присутствуют. Начинается в модуляции "сенсорный поиск" - ребенок уже понимает, что с высоты прыгать не рекомендуется, и может спланировать так, чтобы не упасть или вообще побоится прыгать, но все еще немножко несформировано. Это - норма развития в 1-3 года. Начинается фаза "я все умею сам, я крутой" - то есть идет поиск сенсорных стимулов для шлифовки той же дискриминации. Но вот постуральные и диспраксию нужно помогать разрабатывать (опять же нейропсихологическая коррекция, ОТ).

А вот когда постуральных нет, диспраксси нет, и дискриминации нет (СА и легкая форма, при это речь уже есть) - тут уже начинается неуверенность в том, опасно это или нет, сможем ли мы прореагировать вовремя, потому что при аутизме, я думаю, слишком усилена эмпатия, как мы говорили раньше и "автоосторожность". Это как мы обсуждали, что у мы как мамы дергаем детей - "не ходи туда", потому что представляем, что вдруг "оттуда" выскочит машина, мы слишком эмоциональны.
Так и при СА есть то же самое. Мы слишком "alerted". Не потому, что не развита какая-то функция, а, наоборот, потому что она слишком развита. Мы сможем быстро реагировать на изменение ситуации (и именно поэтому мы в большей степени может предотвратить нежелательные ситуации, но в большинстве случаев они не происходят, мы "alerted", в основном, зря), мы слишком быстро воображаем негативные последствия, нас слишком сильно это поражает негативно, и мы пытаемся их избежать.

Помню, вела машину и остановилась, когда какой-то идиот свернул справа на мою полосу слишком быстро. Я сразу представила, что он может в меня врезаться при этой скорости. И, независимо то того, что это и не в его интересах - врезаться в меня, я проигнорировала его возможности (повернуть) и остановилась на ходу (в результате ехавшая сзади машина стукнула мою). Потому что я рассматривала ситуацию относительно того, что "а вдруг он не справится?"). И постоянно есть это "а, вдруг?"

То есть сверхчувствительность - это суперосторожность ("а, вдруг?)". И терапия, естесственно, будет в "успокаивании" каждого из чувств. Именно поэтому при сверхчувствительности мы делаем постепенную интеграцию, чтобы постепенно выключить этот "постоянный будильник". Мне кажется, при повышенной эмпатии это - самый наиболее сложный вариант терапии, поскольку я не вижу, как можно убрать увеличенную эмпатию и эмоциональность. Понятно, что это постепенная адаптация. Но, мне кажется, без понимания физиологических причин (серотонин???) будет сложно откорректировать это нарушение на 100%, потому что даже при адаптации одной из ситуаций мы имеем массу других, новых, где так же задействован этот сенсорный стимул. То есть мы разработаем видимую толерацию (скорее, поведенческую), но необязательно это будет физическая толерация.

 

Поделиться: