Вы здесь

Нарушение процесса обработки слуховой информации (APD)

"Нарушение процесса обработки слуховой информации (CAPD), также известное как Центральное нарушение процесса обработки слуховой информации (CARD), является сложной проблемой, затрагивающей около 5% детей школьного возраста. 
Эти дети не могут обрабатывать информацию, которую они слышат, таким же образом, как другие, потому что их уши и мозг полностью не взаимодействуют. 
Что-то неблагоприятно воздействует на связи, благодаря которым мозг распознает и интерпретирует звуки, особенно звуки, составляющие речь".
Thierry Morlet, PhD
 
 
О нарушении процесса обработки слуховой информации (APD)
 
Нарушение процесса обработки слуховой информации (APD), также известное как Центральное нарушение процесса обработки слуховой информации (CAPD), является сложной проблемой, затрагивающей около 5% детей школьного возраста. Эти дети не могут обрабатывать информацию, которую они слышат, таким же образом, как другие, потому что их уши и мозг полностью не взаимодействуют. Что-то неблагоприятно воздействует на связи, благодаря которым мозг распознает и интерпретирует звуки, особенно звуки, составляющие речь.
 
Дети с APD часто не распознают тонких отличий между звуками в словах, даже когда они звучат достаточно громко и отчетливо, чтобы быть услышанными. Такие проблемы обычно проявляются на фоне шума, который является естественной окружающей средой для слушания. Таким образом, основная проблема, которую имеют дети с APD, это трудности понимания любого речевого сигнала, воспроизводимого в условиях, отличных от оптимальных.
 
Выявление APD
 
Считается, что дети с APD слышат нормально, потому что они обычно могут отличить чистые тона, которые воспроизводятся один за другим в условиях полной тишины (как, например, в комнате со звуковой изоляцией). Те, кто может нормально различать звуки и понимать речь в условиях, идеальных для слушания, как предполагается, не имеют проблем со слухом.
 
Однако, способность обнаружить наличие звуков – только одна часть процесса обработки информации, который происходит в слуховой системе. Так, у большинства детей с APD нет потери слуховой чувствительности, но имеется проблема слуха в том смысле, что процесс обработки слуховой информации не происходит нормально.
 
Если подобные проблемы не выявлены и не исправлены в раннем возрасте, у многих дети в дальнейшем будет задержка появления и понимания разговорной речи и академические проблемы.
 
Симптомы APD имеют широкий диапазон: от умеренных до серьезных, и могут принимать множество различных форм.
 
Если вы думаете, что ваш ребенок может иметь проблемы процесса обработки звуков, рассмотрите следующие вопросы:
  • Бывает ли, что ваш ребенок легко отвлекается или необычно беспокоится при возникновении громких или внезапных шумов?
  • Является ли шумная окружающая обстановка невыносимой для вашего ребенка?
  • Улучшаются ли поведение и работоспособность вашего ребенка в более тихой обстановке?
  • Есть ли у вашего ребенка трудности выполнения любых инструкций, простых или сложных?
  • Испытывает ли ваш ребенок трудности при чтении, письме, правописании и при использовании разговорной речи?
  • Трудна ли для понимания вашему ребенку абстрактная информация?
  • Трудна ли для вашего ребенка вербальная (устная, словесная) формулировка математической задачи?
  • Ваш ребенок неорганизованный и забывчивый?
  • Легко ли вашему ребенку поддерживать беседу?
 
 
Причины
APD зачастую недооценивается как проблема, потому что многие поведения, отмеченные выше, также могут проявляться как признаки других состояний, таких как когнитивные трудности, синдром дефицита внимания и гиперактивность (ADHD – СДВГ) и даже депрессия. Хотя APD часто путают с ADHD, возможно, имеет место и то, и другое. Возможно также иметь APD и определенные дефекты развития речи или пониженные способности к обучению.
 
Диагностика
 
Аудиологи (специалисты по тестированию слуховой системы) могут определить, есть ли у ребенка APD . Хотя специалисты по речевым/языковым патологиям (логопеды) могут предположить это, взаимодействуя с ребенком, только аудиологии могут провести тестирование процесса обработки слуховой информации и определить, действительно ли есть проблема.
 
Уровень проблем для детей с APD
 
Некоторые из навыков, необходимых для оценки нарушений процесса обработки слуховой информации, не формируются у ребенка до 7 – 8 лет. Мозг детей младшего возраста еще недостаточно созрел, чтобы воспринимать и обрабатывать много информации. Таким образом, многие дети с диагнозом APD, могут со временем развить и улучшить эти навыки. 
Дети, которым установлен диагноз APD , обычно работают с речевым терапевтом (логопедом). Также рекомендуется ежегодно посещать аудиолога для наблюдения и последующих оценок.
 
Пять главных уровней проблем, которые могут влиять на деятельность детей с APD как дома, так и в школе:
 
1. Слуховые проблемы отделения основного сигнала от фона (Auditory Figure - Ground Problems): когда ребенок не может сосредоточить внимание на поступающей аудио-информации, если есть фоновый шум на "заднем плане". Шумные, плохо структурированные классные комнаты способствуют этому.
 
2. Слуховые проблемы памяти (Auditory Memory Problems): когда у ребенка есть трудности с запоминанием информации, такой как инструкции, последовательности (списки), учебные материалы. Это может проявляться немедленно ("Я не могу запомнить это сейчас") и/или отсроченно ("Я не могу вспомнить, когда мне это потребуется позже").
 
3. Слуховые проблемы распознавания (Auditory Discrimination Problems): когда у ребенка есть трудности уловить различия между словами или звуками, звучащими похоже (КОШКА/ЛОЖКА или Ф/С). Это может сказываться, в том числе, при выполнении инструкций, затрагивает чтение и устную речь, навыки, необходимые для письма, и многое другое.
 
4. Слуховые проблемы внимания (Auditory Attention Problems): когда ребенок не может оставаться сосредоточенным, чтобы слушать достаточно долго, до конца объяснения или инструкции, или слушать лекции в школе. У детей с CAPD часто есть неприятности с удержанием внимания, хотя здоровье, мотивация и взаимоотношения тоже играют роль.
 
5. Слуховые проблемы обобщения (Auditory Cohesion Problems): когда трудности касаются высокоуровневых задач слушания. Слуховые навыки обобщения – умение следовать ходу беседы и делать выводы, отгадывание загадок, понимание устных математических формулировок – требуют усиленной слуховой обработки и высокого уровня навыков разговорной речи/языка. Они развиваются лучше всего, когда предыдущие уровни 1 – 4 не повреждены.
 
Как я могу помочь моему ребенку
Стратегии, практически применяемые дома и в школе, могут облегчить проблемы поведения, ассоциирующиеся с APD . Поскольку для детей с CAPD характерно иметь трудности с выполнением инструкций, например, следующая тактика могла бы помочь:
  • Очень важно уменьшить фоновый шум дома и в школе, т.к. у детей с APD имеются трудности в восприятии информации на слух в зашумленной среде.
  • Добивайтесь, чтобы ваш ребенок смотрел на вас, когда вы говорите.
  • Используйте простые, выразительные предложения.
  • Говорите немного помедленнее и чуть-чуть громче обычного.
  • Просите ребенка повторить инструкцию вслед за вами и продолжать громко повторять ее вам или непосредственно себе, пока задание не будет выполнено.
  • Для заданий, которые должны быть закончены в более позднее время, помогают составление памяток (напоминаний), ношение часов, а также поддержание распорядка домашних рутинных дел. Общая организованность и планирование тоже могут быть полезными.
  •  
Особенно важно учить ребенка замечать шумную окружающую обстановку и например, перемещаться в более тихое место, когда необходимо слушать.
 
Другие стратегии, которые могу помочь:
  • Предоставьте вашему ребенку тихое место для занятий (не кухонный стол).
  • Поддерживайте спокойный, упорядоченный образ жизни.
  • Соблюдайте принципы здорового питания и режим сна.
  • Определите регулярные и посильные работы по хозяйству, включая поддержание порядка в комнате и на столе.
  • Формируйте у вашего ребенка чувство собственного достоинства.
Убедитесь в том, что вы регулярно поддерживаете контакты со школьными учителями и администрацией относительно результатов и прогресса вашего ребенка. 
Дети с APD, как правило, не направляются в классы со специальными образовательными программами. Взамен этого, учителя могут облегчить таким детям процесс обучения следующим образом:
  • Изменить план размещения в классе таким образом, чтобы ребенок мог сидеть впереди других учеников или спиной к окну.
  • Предоставить дополнительно вспомогательные средства для обучения, такие как айпад или магнитофон.
 
Наиболее важный вывод, который могут сделать как родители, так и учителя, это осознать, что CAPD действительно серьезная проблема, когда ее симптомы и поведения находятся за пределами контроля со стороны ребенка. То, что находится в пределах контроля ребенка, позволяет ему распознавать проблемы, ассоциирующиеся с APD , и применять рекомендуемые стратегии и в школе, и дома.
 
Позитивное, реалистическое отношение и здоровое чувство собственного достоинства у ребенка с APD могут творить чудеса. Дети с APD могут добиваться таких же успехов, как их одноклассники. Хотя некоторые дети с APD, вырастая, становятся взрослыми с APD, но используя поддерживающие стратегии, а также техники, применяемые в логопедии, они могут быть очень успешными взрослыми.
 
Автор: Thierry Morlet, PhD
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции
Редактор текста Жеглова Е.К.

 

Теги: 

Поделиться: