Вы здесь

Мелодекламация или пение?

Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом.
(из опыта работы в интернате для слабослышащих детей)
 
Пение, как описывается в музыкальном словаре, это исполнение музыки голосом, искусство передавать выразительными средствами голоса идейно-образное содержание музыкального произведения.
 
 
Доступен ли данный вид искусства детям с ограниченными возможностями слуха и можно ли их научить петь или с ними можно заниматься только мелодекламацией, как рекомендуют многие источники, затрагивающие проблемы развития детей с нарушенным слухом?
 
Опыт показывает, что этих детей можно и нужно учить именно пению.
 
 
Во-первых: филогенетически вокальная функция является более древним образованием по отношению к речи, и всё в организме человека приспособлено к пению. На Руси считали, что поёт в человеке душа и пение есть её естественное состояние.
 
 
Во-вторых: первые крики и коммуникативные проявления ребёнка по сути своей и есть вокализации. В развитии ребёнка на данном возрастном этапе, формирование речевой и вокальной функции идёт параллельно и продолжается до двух лет. В период гуления ребёнок как бы играет своим голосом, изучает свои голосовые возможности, а к четырём месяцам его голосовой диапазон достигает трёх октав. Играя своим голосом, ребёнок явно получает удовольствие от воспроизведения собственных звуков. В литературе часто говорится о врожденной потребности ребёнка в упражнениях такого рода, а голосовые импровизации младенца рассматриваются как первые творческие проявления. (Г.П. Стулова)
 
В-третьих: работа со звуком, решая технические задачи улучшения качества исполнения, формирует и корректирует личность. Вибрации, которые возникают при пении, способствуют восстановлению многих жизненно важных функций. Пение развивает звукопроизносительную и интонационную сторону речи.
 
Возможность вокально-хоровой работы с детьми с ограниченными возможностями слуха, подтверждают, так же, исследования учёных и результаты практиков.
В. П. Морозов, в книге «Тайны вокальной речи»,(1967г.) утверждает, что голосовая функция располагает целой системой регулировочных обратных связей. Наличие многих механизмов регулирования и приводит к тому, что нарушение одного из них, пусть даже самого главного, например слуха, не выводит из строя сам механизм: другие обратные связи берут на себя функцию нарушенной. Эта система регулировочных обратных связей включает в себя многие органы чувств: слух, мышечное чувство, вибрационная чувствительность, зрение, барорецепция, осязание.
Вибрационную чувствительность по праву называют ближайшим родственником и даже заменителем слуха. Если последний по каким-то причинам снижен или утерян совсем: человек как бы слушает через свою кожу. Обусловлено это тем, что слуховой аппарат формируется во время роста и развития человека из вибрационного рецептора. Во время внутриутробного развития, малыши воспринимают информацию из окружающего мира с помощью виброрецепторов, тем самым, формируя свою звуковую оболочку, так называемую «акустическую кожу»
 
Экспериментальные работы московского психолога А.Н. Леонтьева (1959 г.) подтвердили, что представление высоты звука, восприятие ритма, силы звука и даже тембра голоса связаны с внутренними мышечно-двигательными и вибрационными ощущениями. Развитее этих ощущений, умение заглянуть в свой внутренний мир и разобраться в нём является чрезвычайно ценным свойством вокального слуха.
Как показала работа с детьми с нарушенным слухом, они, в отличие от слышащих сверстников этим умением обладают в большой степени, возможно, из-за ослабленности внешних связей.
 
Автор книги «Музыка против глухоты», И.С. Белик (2000 г.) утверждает, что наличие музыкального слуха обусловлено генетически и непосредственно не зависит от состояния слуха. Если нет глубоких патологий центральной нервной системы, то музыкальность ребёнка с нарушенным слухом формируется так же, как и слышащего.
Практика и научные исследования показывают, что у каждого ребёнка с нарушенным слухом есть задатки для развития мелодического слуха, мелодической памяти и способности к интонированию. Важно только определиться какие методы и приёмы вокально-хоровой работы будут способствовать этому.
 
В работе со слабослышащими певцами ведущими являются следующие приёмы. Слушание качественного пения и настройка на него своего вокально-слухового аппарата; ощущение и «слушание» рукой звучания резонаторов (своих и педагога); вспомогательный дирижёрский жест с опорой на резонаторы; поиск индивидуальных способов звукоизвлечения, «самоимитация» (В.В. Емельянов).
Для успешного развития звуковысотного слуха и координации между слухом и голосом необходима вокальная работа по освоению разных механизмов голосообразования: грудного и фальцетного.
 
Поскольку практически не возможно подобрать репертуар, в котором будут присутствовать звуки, требующие одного режима голосообразования, необходимо научить детей быстро и плавно переходить из одного регистра в другой, что является определенной трудностью для слабослышащих певцов. Причиной этого является, во-первых, недостаточная подвижность голоса, во-вторых, трудность создания внутреннего слухового представления мелодической линии.
 
В работе над созданием внутреннего слухового образа может помочь, первоначальный слуховой анализ мелодического рисунка (основное направление мелодии, строение фраз и мотивов). Установление слухо – двигательных связей (показ рукой направления мелодии). Установление слухо – вибрационных связей. Договариваемся с детьми о том, что высокие звуки будем петь высоким голосом, который «живёт» в голове и звучит так (руками ребёнок пытается ощутить вибрацию голоса педагога, затем повторяет звук и слушает вибрацию своего голоса). Низкие звуки будем петь низким голосом, который «живёт» в груди и звучит так (то же, что с высоким голосом) и так далее. Для установления слухо – зрительной связи поможет, дирижёрский жест, а так же расставление в тексте песни знаков, показывающих направление мелодии и переход из одного регистра в другой.
 
На переходном этапе к точному воспроизведению мелодии, когда ещё не отработан средний регистр голоса, можно использовать приближенную интонацию, где основным является просто переход в необходимых местах мелодии в верхний или нижний регистр.
 
Получается некое условное воспроизведение мелодии, но уже не мелодекламация, а всё- таки пение. И, если есть возможность ввести таких детей в коллектив уже интонирующих школьников, то это будет способствовать дальнейшему развитию и оттачиванию интонации, а так же придаст песне приемлемое звучание. А приём мелодекламации поможет в работе над ритмом и дикцией.
 
Имеются трудности в удержании интонации на крупных длительностях и на повторяющихся звуках. Устранению этих проблем служит работа над дыханием, отработка слухо – двигательно-вибрационных связей и «самоимитация» (анализ собственных двигательных и вибрационных ощущений и их повторение), а так же общеизвестный приём пения каждого последующего повторяющегося звука как – бы выше предыдущего.
 
Для развития звучания голоса в среднем регистре поможет имитация плача младенца, мяукания кошки.
 
Речь слабослышащих часто бывает рубленой и прерывистой, что переносится и на пение. Для устранения этого дефекта необходимо постоянное напоминание детям о том, что пение – это длинные, тянущиеся гласные и короткие, чёткие, собранные согласные, что слоги должны « переливаться» один в другой. Так же помогает сравнение пения с рисованием кистью, в совокупности с соответствующим дирижёрским жестом, или написание фразы песенного текста одним словом:яидупорощеберёзовой.
 
Большим подспорьем в работе над интонацией, является использование относительной системы ручных знаков с опорой на резонаторы, выработанная практическим путём, позднее подтверждённая научно.
 
Как описывалось выше, в пятидесятые годы предыдущего столетия было проведено большое количество исследований и экспериментов (В. П. Морозов, Ю. А. Якимова, Ананьев и др.) доказывающих роль вибрационной чувствительности в регулировании процесса певческого голосообразования, а так же в управлении голосовой функцией, когда отсутствует слуховой контроль.
 
Установлено, что рецепторы, воспринимающие вибрацию, имеются буквально во всех тканях нашего тела. Большое их скопление имеется в области гортани, в стенках ротовой, носовой полости и придаточных пазух носа: гайморовой, лобной, решетчатого лабиринта, которые являются резонаторами, озвучивающими наш голос. Так же вибрация распространяется по твёрдым тканям нашего тела. В связи с этим, мы говорим о грудном и черепном резонаторах.
 
Каждой резонаторной области соответствуют звуки определённой высоты. Нижние резонаторы отвечают за низкочастотные звуки, верхние – за звуки высокой частоты, средние соответственно за средние. «Каждая нота голоса имеет свою резонаторную ступень, а лестница – ваше туловище от груди до макушки» (Кристин Линклейтер «Освобождение голоса»)
 
Поэтому, развивая у слабослышащих школьников звуковысотный слух и способность к интонированию можно и даже необходимо опираться на их вибрационную и тактильную чувствительность. То есть за каждым резонатором «резонаторной лестницы» закрепляется относительная высота тона. Первая ступень (грудной резонатор) - ладонь на груди. Вторая ступень (глоточный резонатор)- ладонь на шее. Третья ступень (резонирует твёрдое нёбо) – рука (четыре пальца) на подбородке, ближе к нижней губе. Четвёртая ступень (резонируют зубы) – рука над верхней губой. Пятая ступень (носовой резонатор)– указательный палец на кончике носа. Шестая ступень (гайморовы полости)– рука на переносице. Седьмая ступень (лобные пазухи) – рука на лбу. Первая верхняя ступень (черепной резонатор) - рука на макушке.
Поскольку у слабослышащих певцов имеются большие трудности с музыкальной памятью, то показ мелодии ручными знаками дирижёром помогает не только при разучивании, но и во время концертного исполнения песни.
 
И так, процесс обучения пению слабослышащих школьников имеет свои особенности. Тем не менее, он включает в себя все составляющие обычной вокальной работы. Постановка певческого дыхания, постановка звукового канала, звукообразование, звуковедение, атака звука, дикция и артикуляция, работа над динамикой, темпом, ритмом, фразировкой и выразительностью исполнения.
 
На начальном этапе работы по развитию детского голоса, можно использовать голосовые игры и упражнения. Они направлены на освоение разных режимов голосообразования, развитие переходных процессов, развитие звуковысотного диапазона, звуковысотного слуха, силы голоса, певческого дыхания, артикуляции и координации между слухом и голосом. Решение серьёзных вокально-певческих задач в лёгкой, непринужденной форме.
 
Игры и упражнения, развивающие голос и его координацию.
Знакомимся с пространством своего голоса.
«Вверх-вниз». И. п. сидя на корточках. Поднимаемся вверх, при этом поднимаем руки, произносим слово «вверх», голосом плавно переходя из нижнего регистра в верхний. Затем возвращаемся в исходное положение, при этом опускаем руки и возвращаемся в исходное положение. Произносим слово «вниз», голосом плавно переходя из верхнего регистра в нижний.
 
« Путешествие». Голосом переходим из самой низкой точки диапазона в самую высокую и обратно. Соответственно произнося слова: «Низко, выше, выше, выше, выше, высоко. Высоко, ниже, ниже, ниже, ниже, низко».
 
«Звёздочки». Детям предлагается посчитать на небе звёздочки указательным пальчиком, произнося одновременно гласный звук «У» на стаккато.
«Качели». Твёрдый гласный звук (у, о, а, э) «раскачиваем» как на качелях, постепенно повышая высоту голоса, и на самой высокой регистровой точке произносим противоположный мягкий гласный звук (ю, ё, я, е). При этом руки так же раскачиваются, постепенно набирая высоту.
 
«Превращение». Гласные звуки (у,о,а,э,ы) переводим голосом из низкого в высокий регистр, без раскачивания. Превращаем их в противоположные гласные звуки (ю,ё,я,е,и). При этом рука повторяет движение голоса.
 
«Перекаты». И. п. сидя на корточках, произносим гласные звуки У-О-А-Э-Ы в низком регистре, с соответствующими движениями из фонетической ритмики. Затем встаём, плавно переводя руки и гласный звук «ы» в верхний регистр. Произносим в нём йотированные гласные звуки (ю,ё,я,е,) пальцами рук легко касаясь макушки. Затем произносим звук «и» и плавно переводим его в нижний регистр, вновь возвращаясь в и.п. (руки вместе с голосом опускаются вниз).
 
«Поющий мел». На доске или в воздухе пишем буквы И-Э-А-О-У, мелом или, имитируя мел, и, озвучиваем написание голосом. Удобнее озвучивать письменные буквы.
«Карта движения». Звучание по визуальной схеме, отображающей направление движения из регистра в регистр или на месте. Движение может быть глиссандированным (на схеме - непрерывная линия), может быть скачкообразным (на схеме - пунктирная линия).
 
«Карта полёта» (С. Черноскутова). Работа в парах. Один ребёнок указательным пальцем рисует направление движения по лицу (лоб, нос, щёки, подбородок), шее и груди; другой звучит («м» или «у»), меняя высоту голоса в соответствии с указаниями партнёра по игре.
 
«Большой колокол и маленький колокольчик». БИМ (в низком регистре)- бим (в высоком регистре); БЭМ - бэм; БАМ - бам; БОМ - бом; БУМ - бум. Так же может появиться средний колокольчик, звучащий в среднем регистре.
 
«Дирижёр». Любое четверостишье проговорить в низком, среднем или высоком регистре, или с переходом из одного в другой, по показу дирижёра.
Развиваем координацию между слухом и голосом.
 
«Поймай звук». Поднимаемся голосом на любой гласный звук из нижнего регистра в верхний. Во время движения вверх, концертмейстер играет звук в верхнем регистре, «его необходимо услышать и проинтонировать. То же самое во время движения вниз со звуком в нижнем регистре. Упражнение исполняется с движением рук. Звук ловим в кулачок.
 
"Лифт». Поднимаемся с корточек на носочки, одновременно поднимаем руки снизу вверх, голосом на звук «у» переходим их нижнего в верхний регистр. Внизу и вверху можно изобразить, как закрывается и открывается дверь на звук «м» (длительно на одном тоне, соответственно внизу низким а вверху высоким голосом). « Этаж» до которого необходимо доехать на лифте можно задавать на инструменте. Лифт также может остановиться на одном из средних этажей-звуков (концертмейстер играет данный звук на инструменте в среднем регистре). В дальнейшем упражнение воспроизводится сидя с перемещением рук и без него.
 
«Самолёт». Дети заводят мотор (сидят на корточках, руки в кулачках), раскачивают голос «р-р-р», затем поднимаются голосом вверх по голосовому диапазону на заданную концертмейстером высоту, раскидывают руки в стороны, изображая крылья самолёта, звучат, произнося звук «у» на заданной высоте до команды: «Посадка». После этого дети с заданного звука опускаются вниз по диапазону (опускают руки вниз, возвращаются в исходное положение).
 
«Шумелки» (Н.Д. Назарова). Задаётся звук, один или несколько участников пропевают его, остальные пытаются помешать им разговорами и криками. По знаку руководителя «шумелки» прекращаются, а поющие сверяют звук с эталоном.
 
«Перекличка» (Н.Д.Назарова). Дети встают в две линии, напротив друг друга. Начинающий игру задаёт определённый певческий звук и перебрасывает мячик крайнему в другой шеренге; тот подхватывает мячик и звук и передаёт их второму в ряду напротив т так до конца. Мячик может передаваться и в обратную сторону с изменением условий извлечения звука ( выше или ниже поющего перед тобой, легато, стаккато, тише, громче и так далее).
 
«Пианино». Исполняется звукоряд в восходящем и нисходящем движении, каждый последующий звук пропевает новый участник хора.
 
«Круговорот» (Н. Д. Назарова, название изменено, упражнение дополнено). Участники стоят в кругу. Вначале все вместе пропевают последовательность звуков И-Э-А-О-У, заданную педагогом (она может составлять поступенное движение или представлять собой мелодический рисунок). После этого один начинает петь первый звук ряда, его сосед – второй, следующий - третий и так далее по кругу, пока участники игры не устанут.
 
«Катание голосом» с примарного тона на терцию, кварту, квинту, сексту вверх. Пропеть звуки интервала или аккорда, исполненного на инструменте в мелодическом или гармоническом виде.
 
Пропеть звук только что исполненный голосом или на фортепиано: сразу; через более или менее длительный временной интервал, по руке педагога.
« Резонаторная лесенка». Пропевание восходящего и нисходящего движения с ручными знаками, отражающими работу резонаторов.
 
Пение попевок с ручными знаками, отражающими работу резонаторов.
Попевка Тиличеевой «Качели» исполняется с раскачиванием рук, что помогает ощутить большой скачок и переход из одного регистра в другой.
«На качелях я лечу (плавное перемещение рук сверху вниз)
Вверх, вниз, вверх, вниз (соответствующее движение рук)
Я лечу, пою, кричу (плавное перемещение рук сверху вниз)
Вверх, вниз, вверх, вниз»
 
«Я летаю». Стоим на носочках, руки над головой, изображая полёт и поём в высоком регистре: «Я летаю высоко», опускаемся на корточки, руками изображаем полёт внизу и поём в низком регистре «Я летаю низко», затем встаём, взмахиваем руками на уровне груди и поём в среднем регистре « Я летаю и не низко и не очень высоко, я летаю посредине – мне легко и хорошо». В дальнейшем ограничиваем пространство пространством собственного тела и во время пения перемещаем только руки, соответственно на голову, на грудь и на щёки.
 
«Я шагаю». Ходим по лестнице или скамейке, установленной устойчиво под наклоном вверх и вниз и поём звукоряд соответственно движению: «По ступенькам (по скамейке) вверх иду я, я по ступенькам (по скамейке) вниз иду. Для поддержанию положительного эмоционального настроя детей можно изменить текст, таким образом, особенно, если используем скамейку: «По скамейке вверх иду я, я по скамейке вниз бегу». В дальнейшем внешнее пространство замещаем пространством собственного тела и выполняем упражнение, сидя, имитируя ступеньки ладонями, перемещая одну над другой: самая нижняя ступенька на уровне груди, самая высокая – на уровне головы.
 
«Со ступеньки на ступеньку (Стихи А.Усачёва). Поднимаемся постепенно с корточек на носочки, одновременно руками изображая ступеньки, как в предыдущем упражнении: «Со ступеньки на ступеньку 1 1 2 2 3 4 4 ступени
Я шагаю помаленьку 5 5 6 6 7 7 1 1 ступени
Выше, выше я иду 1 1 2 2 3 3 4 4 ступени
Не боюсь, что упаду 5 5 6 6 7 7 1 1 ступени
Далее упражнение выполняется сидя.
 

Большинство упражнений данной методической разработки можно использовать в работе с детьми преддошкольного и даже младенческого возраста.
Поскольку они были созданы на занятиях « Маминой школы «Мама + малыш»», для родителей и детей от шести месяцев до трёх лет, авторами программы «Музыка, речь, движение» Афониной Н.С. и Саниной Н.Н.

Целью этих занятий являлось: развитие фонематического слуха, создание крепкой базы для дальнейшего развития речи и сохранение природной способности детей к пению.

Позднее эти игры и упражнения помогали в подготовительном этапе по обучению пению слабослышащих школьников.

. При использовании упражнений в работе с детьми младенческого и преддошкольного возраста необходимо изменить форму подачи и способы их воспроизведения.

автор Наталья Санина

Поделиться: