Вы здесь

Истерика в школе: что может вызвать ее у ребенка с аутизмом

Вы слышали это и раньше: у ученика в спектре аутизма случается истерика в школе, парты переворачиваются и стулья летают по классу. Вы или переживали это сами, либо знаете кого-то, кто это пережил. Сегодня это произошло с сыном моей подруги. Я говорила с ней, пытаясь понять, почему у такого потрясающего ребенка могла случиться истерика, и я попыталась описать, что происходит в школе, и какие причины потенциально могут привести к истерике.

Первостепенные факторы

Даже если я просто зайду в школу, будучи взрослой, это вызывает у меня сильный стресс. Когда же я сидела в классе, будучи ребенком, это было настоящей пыткой.

Размер класса: многие люди начинают воспринимать каждого присутствующего человека по отдельности и в равной степени – их голос, какую одежду они носят, чем они занимаются, как пахнет их шампунь и мыло, их эмоциональные проявления.

Освещение: Яркое освещение может восприниматься как болезненное. Представьте, что вы гуляете в очень солнечный день без солнечных очков. С мигренью.

Цвет: Tам, где много разных людей, много разных цветов. Это зрительный «шум», который может быть избыточным для нас. Все дети носят одежду разного цвета, их движения вызывают различные тени и изменения в цвете одежды, учитель использует разные мелки для доски, на стенах висят яркие наглядные пособия, много красок на стеллаже для книг, чужие закладки, тетради и учебники – все это увеличивает цветовой шум.

Звуки: Мы слышим слова, которые говорит учитель, и мы должны их понимать, но мы в равной степени слышим голоса других учеников, тиканье часов, шуршание за другими партами, трение обуви о пол, шелест страниц тетрадок и учебников, людей в холле, скрип карандашей и ручек о бумагу, объявления по громкоговорителю, машины на улице (особенно если школа расположена рядом с оживленной дорогой), а также других учеников, которые обедают в столовой.

Вдобавок ко всему этому, нам также приходится воспринимать самих себя: Я голоден? Когда обед? Сколько еще осталось? Что мы будем делать сейчас? Что только что сказала учительница? Мне нужен другой карандаш. Когда мне заточить этот? У меня есть эти записи? Что сейчас делает моя мама? Я устал. Я не позавтракал. Лучше бы у нас были хлопья вместо яичницы с беконом. Моя бутылка с водой еще холодная? Когда будет обед? Я не забыл обед дома? В этих ботинках мне слишком жарко. Воротник этой майки колется. Учительница разозлится, если я срежу ярлычок с майки прямо сейчас? У меня голова болит. Мне нужно в медкабинет. Как туда идти вообще [размышления о дороге в медицинский кабинет]? Этот свет слишком яркий. У меня в глазах темно от такой яркости. Как странно. Почему так? Я что-то пропустил? Черт! Мы что, контрольную пишем?

И так продолжается до бесконечности…

Это только то, что продолжается в течение дня в школе. В автобусе обстановка другая, но все равно она связана с сенсорными раздражителями. Кроме того, у наших детей меняется режим сна (в большинстве случаев), меняется распорядок дня (даже если они ходили в детский сад, в школе все совсем по-другому), меняется обстановка дома, наступает сильное возбуждение от первого дня в школе, появляются новые дети рядом, к которым нужно привыкнуть, новое расписание и так далее.

Стоит ли удивляться тому, что у наших детей (а иногда и у нас, взрослых) случается истерика?

Полезные советы

Как с этим бороться? Возможно ли это? Можно работать над тем, чтобы минимизировать сенсорные раздражители дома и выявлять потенциальные причины. Это не гарантия от истерик, но это может помочь.

- Не меняйте время подъема и сна во время каникул. Мы разрешаем нашим детям ложиться спать на полчаса позже, но распорядок дня остается одинаковым в течение всего года.

- Следите за тем, чтобы подготовить одежду для детей еще вечером, и проследите, что новая одежда для учебного года удобная для ребенка. (По крайней мере, попытайтесь. Прошлой ночью моя дочь решила, что все ее вещи не пригодны для носки!)

- Предложите носить солнечные очки, когда они НЕ в школе.

- Предложите им носить с собой в школу предмет для утешения. Для Макса это его свитер с капюшоном. Он ходит в нем целый день (накрывает голову капюшоном), это позволяет ему справиться с сенсорной нагрузкой и утешает его.

- Ограничивайте их активность после школы.

- После школы предложите ребенку тихое и комфортное место, чтобы избавиться от перенапряжения. Домашние задания Макса стоят у него в визуальном расписании (ему изменили индивидуальный учебный план, и теперь у него есть домашняя работа, но ему разрешается делать ее в школе), но сначала после школы он играет на компьютере и смотрит телевизор.

- После школы перекусите. Не только мои младшие школьники голодны после школы, к моей семикласснице это тоже относится.

- Попробуйте предложить ребенку принять ванну, душ или поплавать после школы (зависит от вашего климата и доступности бассейна).

- Предложите после школы метод для сенсорного успокоения – носок для тела, сильное давление на тело, время для щекотки, то, что помогает вашему ребенку снова сконцентрироваться, особенно после истерики.

И не забудьте предложить бокал хорошего вина себе. Вы это заслужили. Истерика изматывает всех в доме.

А что помогает предотвратить истерику после школы у вашего ребенка?

Источник

http://pro-autizm.ru/2012/09/isterika-shkola/

Поделиться: