Вы здесь

ИСЦЕЛЕНИЕ ГАРМОНИКАМИ: МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО

ВВЕДЕНИЕ

Экстрасенс Эдгар Кейс назвал звукотерапию медици­ной будущего. Звук уже довольно широко применяется в лечебных целях — а значит, будущее, предсказанное Кей­сом, уже не за горами. Исцеление происходит, когда ра­зум и тело человека сливаются в общей гармонии. В этой главе мы рассмотрим разновидности звукотерапии, осно­ванные на использовании обертонов и резонанса.
Хотя звук наделялся целебными функциями еще с древ­них времен, его применение в качестве инструмента вра­чевания ограничивалось рамками религиозных и эзотери­ческих традиций. Однако в последнее время терапевтичес­кие свойства звука начали привлекать внимание научной и медицинской общественности. Возникли даже специаль­ные организации, такие как Международное общество развития звукотерапии и ассоциация «Медицина и искус­ство», объединившие врачей, ученых и других специалис­тов в области звуколечения.
РЕЗОНАНС В МЕДИЦИНЕ
В основе всех известных мне видов звукотерапии лежит принцип резонанса. Как вы, вероятно, помните, «резонан­сной частотой» называется частота колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, оп­ределив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Восстановление природной частоты в органе означает выздоровление.
 
«КИМАТИК-ТЕРАПИЯ»
Одним из первопроходцев в области звукотерапии стал английский остеопат, доктор медицины Питер Гай Мэн-нерс. С 1961 г. он занимался изучением воздействия звука на структуру человеческого тела и протекающие в нем химические процессы.
Доктор Мэннерс ознакомился с результатами опытов доктора Йенни (который, как вы помните, изучал формо­образующие свойства звуковых волн) и стал его последо­вателем. Он изобрел электронный прибор, получивший наименование «киматик», и разработал методику так на­зываемой «киматик-терапии». На протяжении более двад­цати лет доктор Мэннерс с помощью «киматика» исцелял самые разнообразные болезни. Исходя из предпосылки, что болезнь вызывается сбоем резонансной частоты, он начал вычислять частоты, соответствующие здоровому уровню вибрации различных частей организма.
 
«В здоровом органе, — пишет доктор Мэннерс, — все молекулы имеют одинаковую структуру и гармонично вза­имодействуют друг с другом. Если же в орган внедряется неверная частота, эта гармоническая взаимосвязь нарушается. Может случиться, что инородная вибрация окажет­ся недостаточно мощной и природной частоте удастся пере­силить ее. Но более мощная вибрация может распростра­ниться на весь орган, кость, ткань и так далее. Можно, однако, укрепить больной орган, направив в него волну, частота которой совпадает с его природной часто­той. Захватчик будет нейтрализован, и в органе восстано­вится прежний уровень вибрации. Это должно повлечь за собой выздоровление».
 
«Киматик» состоит из переносного компьютера разме­ром с кейс и генератора звука, представляющего собой мо-лоточковый механизм.
 
Гармоники, производимые «киматиком», подвергаются компьютерной обработке — сводятся в таблицу и рекон­струируются, — после чего скорректированная частота на­правляется в пораженную зону. Гармоники «киматика» состоят из пяти разных частот, которые, по расчетам док­тора Мэннерса, способны оказывать на человеческий орга­низм наиболее мощное целительное воздействие. Звуки «киматика» принципиально отличаются от вокальных гар­моник, которым посвящена эта книга: они создаются элек­тронным прибором, и каждый из них представляет собой чистый тон. Тем не менее эти тоны являются гармониками эталонных частот человеческого организма, отделенными от этих частот на такое количество октав вверх или вниз, чтобы их могло воспринять человеческое ухо. Эталонная частота (которая может находиться в диапазоне как инф-ра-, так и ультразвуковых частот) выступает в данном слу­чае основным тоном по отношению к тонам-гармоникам, создаваемым «киматиком». Тоны эти составляют с основ­ным тоном интервал в одну или более октав. Именно по­этому к ним и применяется термин «гармоники».
 
Компьютерная память «киматика» содержит тысячи со­ставных гармоник, призванных возвращать пораженное болезнью тело в здоровое состояние. Каждому органу и каждому заболеванию соответствуют особые частоты.
 
Особыми же частотами лечатся психические расстрой­ства. Вот лишь неполный перечень болезней, от которых избавляет «киматик»: анемия, астма, колит, запор, диа­бет, экзема, глаукома, порок сердца, различные виды грыжи, болезни почек, рассеянный склероз, ишиас, сон­ная болезнь, сифилис и тонзиллит. Если теория резонан­сной терапии верна, то звук может стать настоящей па­нацеей, лекарством практически от любого заболевания. «Киматик-терапия» — это лишь одна из множества но­воизобретенных звукотерапевтических методик. Эти раз­новидности целительства уже успели прибрести значи­тельную популярность, однако для официального призна­ния в медицинском сообществе им не хватает научного обоснования. Дело в том, что проведение необходимых исследований занимает много времени и требует значи­тельных финансовых затрат, то есть помощи спонсоров. А организации крайне неохотно выделяют средства на разработку непроверенных методик, и круг, таким обра­зом, замыкается.
 
И все же нехватка средств на научные изыскания не ме­шает звукотерапии снова и снова демонстрировать свою эффективность. Я беседовал со многими людьми, на себе испытавшими целительное воздействие звука. Кроме того, мне неоднократно приходилось собственными глазами на­блюдать случаи исцеления под воздействием звука, в осо­бенности вокальных гармоник (о чем вы прочтете подроб­нее в главе «Обертональное пение»).
 
К сожалению, пока ни один из этих случаев не удалось зафиксировать на видео. Но мне хочется верить, что ог­ромный целительный потенциал, заложенный в звуке, в ближайшем будущем перейдет в разряд научно доказан­ных фактов. По моему мнению, исследователи должны сосредоточить внимание не на поиске доказательств эф­фективности звукотерапии, а на раскрытии механизмов этой эффективности. И я уверен, что в процессе таких исследований на первый план непременно выйдет фено­мен резонанса.В своей первой беседе с доктором Мэннерсом я спросил, каким образом ему удалось составить диапазон частот «ки-матика». Доктор ответил, что большинство из них были вы­числены и рассчитаны научным путем, остальные же ре­зультаты были получены при помощи приборов, применяе­мых в радионике. Радионика исходит из предпосылки, что любое вещество излучает энергию — не просто обычную магнитную или электрическую, а энергию, проявляющую­ся на тончайших, скрытых уровнях вибрации. Для выявле­ния этой энергии применяются особые маятники, которые, реагируя на нее, начинают раскачиваться. При помощи подобных приборов исследователям и удалось определить частоты, соответствующие различным частям человечес­кого организма.
 
Доктор Мэннерс сообщил мне, что результаты лабора­торных опытов (например, по выявлению природной час­тоты печени) совпали сданными радионических приборов. Следует при этом заметить, что один такой лабораторный опыт занимает несколько часов, тогда как исследование при помощи радионических приборов длится всего не­сколько минут.
 
«ЛЯМБДОМА»
Другой вид звукотерапии, разработанный Барбарой Хи-роу, основывается на пифагорейской таблице частот — «лямбдоме». (О «таблице лямбдомы» вкратце рассказы­валось ранее, в главе «Теория музыки в научных дисцип­линах».) Считается, что эту математическую систему раз­работал Пифагор, а спас от уничтожения его последова­тель Ямвлих.
 
Барбара Хироу, математик и художница, работает с «лямбдомой» уже на протяжении двадцати лет. Она убеж­дена, что в «лямбдоме» заключена формула излечения звуком, поскольку перечисленные в ней частоты способ­ны посредством резонанса восстанавливать равновесие и гармонию в чакрах.Чакры представляют собой тонкоплановые энергетичес­кие центры, расположенные на центральной линии тела, то есть вдоль позвоночника. Во многих эзотерических тра­дициях принят постулат, что энергия, воздействующая на физическое тело, исходит из чакр. В настоящий момент многие ученые проводят исследования, имеющие целью доказать существование чакр и других элементов тонкой энергетической системы в организме — таких как мери­дианы, на которых основана теория акупунктуры. Счита­ется, что нарушения в системе чакр отрицательно влияют на состояние физического тела. Следовательно, методика восстановления баланса в чакрах одновременно является терапевтической техникой.
Разработанная Барбарой звукотерапевтическая систе­ма основана на восходящих и нисходящих гаммах синтези­рованных чистых тонов. Когда мне впервые довелось услышать эти звуки, они произвели на меня большое впе­чатление. Однако эта методика, видимо, не вполне подхо­дит лично мне, и оттого я не смог по-настоящему ощутить ее воздействие. Сама система, однако, меня очень заинте­ресовала; в особенности мне захотелось понять, по како­му принципу подбирались нужные частоты. В отличие от меня, моя жена Карен, значительно более восприимчивая, в полной мере ощутила благотворное воздействие этих звуков. Прослушивая пленку с записью частот «лямбдо-мы», она почувствовала, что определенные тоны вступа­ют в резонанс с ее чакрами, восстанавливая в них гармо­нию и равновесие. Столь же благоприятные отзывы я слы­шал и от многих других людей, работавших по системе Барбары Хироу.
Внимательно исследовав частоты «лямбдомы», я обна­ружил, что все они гармонически связаны между собой. Пифагорейская «лямбдома», собственно говоря, и пред­ставляет собой таблицу соотношений между обертонами. Таким образом, на свои кассеты Барбара записывала все­го лишь ряды гармонически взаимосвязанных частот. Впол­не допустимо, что чакры также гармонически взаимосвязаны, а потому и подвержены воздействию гармонически взаимосвязанных тонов.
 
Многие исследователи, в том числе Ицхак Бентов, ав­тор книги «Охота на дикий маятник» (Izthak Bentov. Stal­king the Wild Pendulum), считают, что между эфирными полями организма — астральным и ментальным, напри­мер, — также существует гармоническая взаимосвязь. Более того: гармонически связаны между собой чакры и физическое тело человека.
 
ГОЛОС В ЗВУКОТЕРАПИИ
До сих пор мы рассматривали лишь те разновидности зву-котерапии, которые основаны на гармониках, создаваемых электронными приборами. В процессе лечения пациент слушает эти гармоники либо в записи, либо непосредствен­но в воспроизведении самого прибора. Однако гармоник, которые способен производить наш собственный голос, мы пока не касались.
 
В своей первой беседе с доктором Мэннерсом я расска­зал ему о технике обертонального пения, подробное опи­сание которой вы найдете в главе десятой. Техника эта зак­лючается в следующем: при помощи голоса целитель ис­следует физическое или эфирное тело пациента, а затем направляет туда гармоники, порожденные своим же голо­сом. Я неоднократно наблюдал эту методику в действии и могу
засвидетельствовать, что она весьма эффективна. Я сказал доктору Мэннерсу, что, по моему мнению, эта ме­тодика практически идентична «киматик-терапии». Он согласился, добавив, однако, что медицинскую обществен­ность скорее заинтересует инструмент, генерирующий целительные частоты, чем человек, выкрикивающий в лицо своему пациенту какие-то странные звуки.
 
Теоретически человеческий голос обладает не мень­шим целительным потенциалом, чем электронный при­бор, а, возможно, даже большим. Вы поймете, насколь­ко правомерно это заявление, если вспомните формулу
«ЧАСТОТА + НАМЕРЕНИЕ = ИСЦЕЛЕНИЕ», приве­денную в одной из предыдущих глав. Если человек созда­ет звук самостоятельно, ему совсем несложно вложить в этот звук нужное намерение. Однако далеко не просто всегда помнить об этом, когда нажимаешь клавиши син­тезатора или вводишь числовую последовательность в компьютер.
 
ГОЛОС КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧАКРЫ
Методика восстановления равновесия в системе чакр при помощи голоса была описана еще три тысячи лет назад в аюрведе — ведической системе врачевания. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению мантр, од­нако может включать в себя и отдельные гармонически свя­занные звуки (о системе соответствия гласных звуков и чакр вы сможете прочесть подробнее в следующей главе). В числе прочих на системе гармонически взаимосвязанных тонов ба­зируется и методика Рэндела Маклеллана.
 
Методика Маклеллана
Рэндел Маклеллан, автор книги «Целительная сила му­зыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music), разработал методику воздействия на чакры при помощи человеческого голоса. Суть ее заключается в следую­щем: человек, желающий восстановить гармонию в соб­ственной системе чакр, поет ряд звуков, гармонически связанных между собой. Эта вокальная техника несколь­ко отличается от обертонального пения, однако в осно­ве ее лежит тот же принцип — принцип гармоническо­го ряда.
«Применение методики, основанной на принципе гар­монического ряда, требует голосового диапазона, по край­ней мере, в две октавы... — пишет доктор Маклеллан. — Если нижний тон этого диапазона принять в качестве вто­рой гармоники, то основным будет тон на октаву ниже его, то есть основной тон здесь выходит за пределы голосового диапазона человека».
 
В системе доктора Маклеллана с нижней чакрой резо­нирует тон на октаву выше основного. Например, в До-мажоре, это нота до. Со второй чакрой резонирует тон на квинту выше предыдущего (в нашем примере — соль); с чакрой пупка — тон, составляющий с основным интервал в две октавы (снова до); с сердечной чакрой — тон выше предыдущего на большую терцию (ми); с горловой чак­рой — тон выше предыдущего на квинту (соль); с чакрой третьего глаза — тон выше предыдущего на малую септи­му (си-бемоль); и, наконец, венечной чакре — нота до, отстоящая от основного тона на три октавы. Таким обра­зом, с семью энергетическими центрами человеческого организма вступают в резонанс ноты, соответствующие семи первым обертонам.
 
«Выстраивая ряд тонов, призванных воздействовать на чакры, — пишет доктор Маклеллан, — мы взяли за осно­ву принцип гармонического ряда, то есть систему соотно­шений между 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й гармоника­ми. В результате обнаружилось, что природная взаимосвязь между основанием позвоночника, солнечным сплетением и теменем отражена в структуре гармонического ряда, где 2-й, 4-й и 8-й обертоны отделены друг от друга октавами (напомню, что соотношение частот, составляющих интер­вал в одну октаву, — 2:1). Взаимосвязь между второй и шестой чакрами выражена соотношением 3-го и 6-го обер­тонов, которые также отделены друг от друга октавой. Сердечной чакре соответствует пятая гармоника, несущая в себе стабилизирующую силу большой терции. Третьему глазу соответствует 7-й обертон».
К тому времени, как я познакомился с системой док­тора Маклеллана, я и сам уже имел некоторый опыт как в области резонансного воздействия на энергетические центры, так и в обертональном пении. Используя в ка­честве основного тона частоту, резонирующую с моим физическим телом, я установил, что первый обертон резонирует с моей нижней чакрой, второй — со второй чакрой, третий — с чакрой пупка, четвертый — с сер­дечной, пятый — с горловой, шестой — с третьим глазом, а с «венцом» резонирует тон, на три октавы пре­восходящий основной. Овладев техникой создания во­кальных гармоник, вы сможете испробовать это упраж­нение на себе и проверить, подходит ли эта система вашему организму.
 
Методика Кей Гарднер
Кей Гарднер, музыкант и композитор, автор книги «Зву­ковое исследование внутренних органов» (Kay Gardner. Sounding the inner landscape), также разработала осо­бую систему соответствия между чакрами и гармонически взаимосвязанными тонами. Ссылаясь на Питера Майкла Хэмела (автора работы «Через музыку к внутреннему Я»), Кей утверждает, что рагу Сарасвати (в тональности До-мажор) составляют ноты до, ре, ми, фа-диез, соль, ля и си-бемоль. Эти ноты соответствуют обертонам в преде­лах первых четырех октав гармонического ряда. Кей соот­носит ноту до с нижней чакрой, ре — со второй чакрой, ми — с чакрой пупка, фа-диез — с сердечной чакрой, соль — с горловой, ля — с третьим глазом, а си-бе­моль — с «венцом».
Для резонансного воздействия на чакры Кей применяет основные тоны, а не гармоники. Я, однако, включил опи­сание ее методики в настоящую главу, поскольку в основе также лежит принцип гармонического ряда.
 
Методика Штокгаузена: резонансное воздействие на мозг
Еще один способ терапевтического применения гармо­ник — резонансное воздействие на мозг. Мне часто при­ходится слышать от людей, занимающихся обертональ-ным пением, что в момент создания вокальных гармоник они ощущают в голове вибрацию, а иногда, закрыв глаза, видят свет. Некоторые из них даже утверждают, что четко чувствуют, как разные гармоники вызывают резо­нанс в различных зонах мозга. Подобные ощущения в процессе обертонального пения переживал и я. Возмож­ность использования вокальных гармоник для стимуля­ции тех или иных участков мозга интересовала меня из­давна. Я узнал о ней в 1984 г. из записанной на пленку лекции Пир Вилаят Хана, посвященной врачеванию при помощи звука.
 
«Как-то раз, — говорил Пир Вилаят, — я побывал в го­стях у немецкого композитора Штокгаузена. За ужином он продемонстрировал мне свое удивительное искусство обер­тонального пения. Ему удалось пропеть двадцать восемь обертонов, чистых, как звон колокольчика. Господин Шток­гаузен объяснил, что, производя обертон, он сосредоточи­вается на определенной точке в мозгу над верхним нёбом; и чем выше обертон, тем выше расположена соответству­ющая точка.
 
Мне пришло в голову, что при помощи вокальных гармо­ник можно создавать резонанс в различных областях моз­га — например, в гипофизе. Резонанс немедленно акти­визирует его работу, и гипофиз начнет выделять гормоны. Однако этот процесс необходимо строго контролировать: ведь бессистемное возбуждение гипофиза может нанести организму непоправимый вред. Крайне важно знать, к выработке каких гормонов приведет резонансное воздей­ствие. Будут ли это гормоны роста? Или половые гормо­ны? Или какие-то иные? Таким образом, на деле все ока­зывается гораздо сложнее, чем на словах. Однако моей целью было лишь предложить вам направление научных разработок, которые, хочется верить, уже в следующем десятилетии принесут достойные плоды».
 
Карлхайнц Штокгаузен — немецкий композитор-аван­гардист, мистик и ясновидящий. Он первым сочинил музыкальное произведение специально для певцов обер­тонов. Этой композиции Штокгаузен дал название «Stimmung», что в переводе с немецкого означает «на­стройка». Его вклад в развитие гармонической музыки трудно переоценить. В числе учеников Штокгаузена были такие мастера обертонального пения, как английская це-лительница-звукотерапевт Джилл Пёрс и швейцарский музыкант и композитор Михаэль Феттер.
 
В сопроводительной статье к альбому «Stimmung» 1969 г. Штокгаузен писал:
«Композиция Stimmung— не что иное, как один-един­ственный аккорд, звучащий на протяжении семидесяти пяти минут и за это время не меняющийся ни на полтона. Аккорд составляют одни лишь вокальные гармоники — вторая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая. Основ­ного тона среди них нет... Певцам потребовалось полгода, чтобы научиться точно выпевать обертоны — девятый, десятый или одиннадцатый, тринадцатый — вплоть до двадцать четвертого... Процесс обертонального пения со­пряжен с удивительными ощущениями: вы отчетливо чув­ствуете, как обертоны порождают вибрацию в разных уча­стках вашего черепа. Если бы вы встретились с певцами по прошествии шести месяцев после всемирной выставки в Осаке, когда они впервые выступили с этой композици­ей, вы бы заметили, как сильно они изменились за это вре­мя».
 
Штокгаузен подразумевает не только перемены в харак­тере и поведении. У певцов, выступавших с этой компози­цией более сотни раз, заметно изменилась форма черепа. Однако открытым остается вопрос: в чем заключается суть этих перемен? Затронула ли она лишь костную ткань че­репа или охватила и сам мозг? Если резонансное воздей­ствие на мозг путем создания вокальных гармоникдействи-тельно возможно, значит, существует значительно более безопасный способ стимуляции мозга, чем единственный научно признанный на данный момент метод — хирурги­ческое вмешательство, когда через просверленную в че­репе дыру в мозг вставляют электроды.
 
ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Дон Кэмпбелл в книге «Рокот безмолвия» (Don Campbell. The Roar of Silence) рассматривает звук, и в частности гар­моники, как средства воздействия на организм и, в част­ности, на головной мозг человека:
«Вызывая в том или ином органе вибрацию, гласный звук активизирует его и наполняет энергией. От тона этого глас­ного зависит "точка попадания". Медицина не знает более безопасного и быстрого способа локальной стабилизации кровоснабжения, насыщения кислородом и притока энер­гии».
 
Джилл Пёрс, английская обертональная певица, нео­днократно заявляла в интервью различным изданиям:
«Обертональное пение обладает мощным оздоровитель­ным воздействием... Когда вы поете, вы начинаете заме­чать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку обертональное пение тре­бует невероятной концентрации, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами рас­пахнулись двери в иной, высший мир».
 
Гармоники в системе резонансного воздействия на черепную ткань
Выступая с лекциями перед учеными и врачами, я не раз затрагивал тему резонансного воздействия на различные участки головного мозга при помощи обертонов. Однако, несмотря на все мои усилия, эта теория до сих пор остает­ся неразработанной. Правда, мне самому удалось достиг­нуть некоторых интересных результатов, которые, на мой взгляд, отчетливо указывают на возможность такого применения вокальных гармоник.
Некоторое время назад по моей инициативе была ос­нована Ассоциация звукотерапевтов — некоммерческая организация, занимающаяся проблемами звуколечения. Члены ассоциации встречаются на ежемесячных съездах, куда с докладами и лекциями приезжают и приглашен­ные специалисты. Гостем одного из съездов ассоциации, проходившего в октябре 1986 г. в Бостоне, стал доктор Харлан Спарер, нью-йоркский хиропрактик, которого пригласили выступить на тему теории резонансного воз­действия. В рамках лекции мы с доктором Спарером при помощи нескольких добровольцев провели следующий эксперимент: я производил вокальные гармоники и на­правлял их в тела испытуемых, а Харлан следил за сос­тоянием костей их черепа. Ему удалось зафиксировать, что под воздействием обертонов, направленных в голову испытуемого, кости черепа смещаются. Тот же эффект наблюдался и когда обертоны производил сам испытуе­мый. Наш эксперимент основывался на «живом» звуке, но весьма вероятно, что и вокальные гармоники, запи­санные на пленку, будут воздействовать на череп подоб­ным образом.
 
По мнению доктора Спарера, которое впоследствии подтвердил доктор Джон Болё, гармоническое пение ока­зывает воздействие не только на черепные кости и мозг, но также регулирует дыхательный ритм и циркуляцию спинномозговой жидкости. Спинномозговую жидкость можно назвать физиологическим аналогом кундалини, скрытой энергии, о которой говорят мистические тради­ции Востока (подробнее о кундалини будет рассказано в главе восьмой). Судя по всему, циркуляция спинномоз­говой жидкости оказывает влияние на здоровье и жизне­способность всего организма в целом. Нарушение этого процесса влечет за собой серьезные заболевания. Мето­дика резонансного воздействия позволяет разрушать бло­кировки, препятствующие циркуляции спинномозговой жидкости, и тем самым излечивать недуги, поразившие организм.
 
Хельга Рич
В 1985 г. я выступал с лекцией на четвертом Междуна­родном симпозиуме звукотерапевтов, посвященном роли музыки в восстановлении физического и психического здо­ровья. Симпозиум проводился в нью-йоркской клинике «Голдуотер». Сразу после лекции мне предстояло лететь в Новую Англию на заседание Медицинского общества по изучению тонкой энергии. Перед отъездом в аэропорт я решил перекусить в кафетерии, расположенном в том же здании, где проходил симпозиум. Купив сандвич, я уселся за столик, где уже сидела какая-то женщина. Лицо ее было мне незнакомо, однако я решил, что она, скорее всего, одна из участниц симпозиума. На мой вопрос она ответила ут­вердительно. Вскоре я выяснил, что зовут мою новую зна­комую Хельга Рич и что она — преподаватель вокальной техники и йоги. Хельга прилетела из Дании только этим утром, к началу своего доклада.
 
На мой вопрос о направлении ее деятельности мисс Рич ответила, что при помощи особой звукотерапевтической методики она помогает людям излечиваться от таких забо­леваний, как афазия19 и синдром Дауна, и от разного рода мышечных нарушений. Я попросил Хельгу подробнее опи­сать ее методику.
«Я учу пациентов петь гласные и направлять их вот сюда», — ответила Хельга, прикладывая палец к середи­не лба.
Ее слова потрясли меня.
«Вы учите своих пациентов направлять звук в третий глаз!» — в волнении воскликнул я.
«Да, — кивнула Хельга. — Но я не могу пользоваться такими терминами!»
Я спросил госпожу Рич, насколько успешные результа­ты дает ее методика, и она с мудрой улыбкой ответила:
19Афазия — расстройство речи при сохранности органов речи и слуха. Обусловлено поражением коры больших полуша­рий головного мозга.«Приходите сегодня на мою лекцию и узнаете».
 
Я объяснил Хельге, что должен успеть на самолет, но пообещал непременно связаться с ней в будущем. Од­нако эта наша встреча оказалась последней. Я больше никогда не видел Хельгу. А недавно один из моих учени­ков, родом из Дании, сообщил мне, что в 1990 г. она умерла.
 
Текст лекции, на которую приглашала меня госпожа Рич, я нашел в сборнике статей, опубликованном по заверше­нии симпозиума. Она называлась «Обучение вокальной технике: теоретический аспект». Приведу небольшой от­рывок из этого текста:
«Первая фаза работы с людьми, страдающими наруше­нием речи, — обучение их технике глубокого, размерен­ного дыхания. На втором этапе они должны научиться делать вдох таким образом, чтобы поток воздуха проходил через голосовые связки вверх, к центральной точке лба. Мышцы гортани должны быть полностью расслаблены, поэтому в данном случае крайне важно правильное раз­мещение языка. В достаточной мере разработав язык и губы, пациент переходит к серии упражнений, основан­ных на гласных звуках двух различных групп. По проше­ствии нескольких недель интенсивных тренировок речь и способность к пению практически полностью восстанав­ливаются».
Краткая встреча с госпожой Рич произвела на меня не­изгладимое впечатление. Я не сомневаюсь, что ее звуко-терапевтическая методика чрезвычайно эффективна и заключает в себе еще одно подтверждение целительной силы гармоник. Ведь гласные звуки, при помощи которых мисс Рич излечивала пациентов с неврологическими на­рушениями, содержат в себе вокальные гармоники. Пред­ставляется вероятным, что резонанс, вызываемый в моз­гу вокальными гармониками, может способствовать об­разованию новых нервных связей, действующих в обход пораженных зон.
 
Сьюзен Гэллахер Борг
На Первом международном симпозиуме, посвященном теории тонкой энергии и связанным с ней терапевтичес­ким методикам, в 1991 г. в Боулдере я познакомился со Сьюзен Гэллахер Борг. Сьюзен, певица и специалистка в области лечебной физкультуры, разработала терапевти­ческую систему, именуемую «резонансной кинезиологи-ей». На симпозиуме Сьюзен выступала с лекцией «Лече­ние голосом: пение как средство регуляции мозговых процессов». Главной темой доклада было резонансное воздействие на мозг при помощи вокальных гармоник. Таким образом, в лице Сьюзен я нашел еще одного еди­номышленника.
 
Сьюзен самостоятельно открыла для себя необычай­ные свойства вокальных гармоник и посвятила много времени изучению реакций, вызываемых гармониками в человеческом организме и в частности в мозгу. Особый интерес Сьюзен вызвало воздействие резонанса на фас­цию. Фасция — соединительная ткань, состоящая из сту­денистого вещества, — обволакивает органы, сосуды, нервы и мышцы, а также входит в состав синапсов20. Она чрезвычайно восприимчива к звуковому воздействию и реагирует на резонанс быстрыми физиологическими из­менениями.
 
Сьюзен убеждена, что теория резонансного воздействия на мозг вполне осуществима на практике. Более того, она полагает, что вокальные гармоники можно использовать для создания в мозгу новых синаптических связей. Вот что сказала она мне на этот счет в одной из бесед:
 
«Постоянно стимулируя нервные клетки мозга, вы принуж­даете их снова и снова откликаться на один и тот же вы­зов. В результате та часть мозга, которую вы стимулиро­вали, "приучается" к определенной реакции, и в ней возникает новый синапс, приспособленный к этой реакции. Таким образом стимуляция порождает новую соединитель­ную структуру между клетками мозга».
 
В своей лекции Сьюзен обратилась к присутствующим на симпозиуме врачам и ученым с предложением более де­тально изучить вопрос о звуковом воздействии на мозг: вы­яснить, возможно ли это в принципе, и если да, то устано­вить, какие именно гармоники соответствуют определенным участкам мозга. Если исследование принесет положитель­ные результаты, это будет означать, что медицина открыла принципиально новый метод лечения травм головы и дру­гих неврологических нарушений.
 
Между тем уже найдены научные доказательства того, что резкие, дисгармоничные звуки могут оказывать на мозг отрицательное влияние. В 1990 г. нейробиолог Шрекен-берг и физик Бёрд провели серию специфических опытов. Ученые подвергали крыс воздействию разнообразных зву­ков. Первая группа крыс слушала вальсы Штрауса, вто­рой же группе приходилось без перерыва слушать гром­кий, беспорядочный грохот барабанов. По прошествии не­которого времени у крыс из второй группы развились нарушения памяти; помимо этого исследователи зафикси­ровали структурные изменения в мозговых клетках живот­ных. Непрерывный стресс повлек за собой истощение, переутомление нервных клеток. Ученые сделали вывод, что дисгармоничная музыка оказывает на мозг млекопитаю­щих разрушительное воздействие.
 
Получены научные данные и в поддержку теории выра­щивания новых мозговых клеток. В начале 90-х гг. Фер­нандо Ноттебом и его коллеги из университета Рокфелле­ра сделали удивительное открытие: в мозгу певчих птиц периодически вырастают новые мозговые клетки, хотя прежде считалось, что для взрослых организмов это уже невозможно. Птицы, умеющие издавать два тона одновре­менно, обладают способностью восстанавливать число нервных клеток и увеличивать объем области мозга, отве­чающей за пение. Открытие «нейрогенеза» взволновало медицинское сообщество, вселив во многих исследовате­лей надежду на то, что в будущем человеку также удастся выработать метод стимуляции нервной системы, способ­ствующий ее самовосстановлению. Было предпринято не­мало попыток обнаружить ген, ответственный за процесс регенерации нервных клеток. Можно, однако, предполо­жить, что ключом к нейрогенезу у певчих птиц является не этот пока не найденный ген, а те сами звуки птичьего пения. 
20 Синапсы — области связи нервных клеток (нейронов) друг с другом и с клетками исполнительных органов.
 
Джудит Хитт
Джудит Хитт, уроженка Вермонта, — дипломированная медсестра и специалист в области реабилитации, — при­меняет к своим пациентам, страдающим от последствий инсульта и иных неврологических нарушений, технику зву-котерапии, основанную на вокальных гармониках. Вместе со Сьюзен Борг Джудит занималась изучением воздействия звука на физиологические механизмы.
 
«Звук позволяет в буквальном смысле "прикоснуться" к мозгу и нервам, — говорит Джудит. — При помощи не­которых гармонических частот я могу вызывать вибрацию в отдельных участках мозга. Эти частоты у каждого чело­века разные, и даже у одного человека набор таких частот может изменяться изо дня в день. Все вышесказанное от­носится и к каждому из черепно-мозговых нервов, к спин­ным нервам и спинному мозгу. К примеру, ритм циркуля­ции спинномозговой жидкости, который в результате ин­сульта сильно нарушается, может быть восстановлен при помощи звука: звук разрушает блокировки, препятствую­щие нормальной циркуляции».
 
В своей работе с гармониками Джудит сочетает вокали­зацию с визуализацией, обучая своих пациентов вклады­вать в звук нужное намерение посредством зрительного образа:
«Если, к примеру, мы разрабатываем правую руку, я про­шу пациента представлять, как его правая ладонь сжима­ется в кулак. Таким образом формируется нужное намерение. Когда это происходит, я направляю звук в соответству­ющую зону мозга, и он начинает по нервам спускаться к руке. Тогда я прошу пациента постараться почувствовать взаимо­связь между рукой и мозгом, ощутить, как движутся импуль­сы по нервам от мозга к кулаку, а потом — обратно к мозгу. Пока пациент визуализирует движение импульсов, которое должно привести к движению руки, я направляю звук в со­ответствующие области нервной системы. Звукотерапия от­крывает перед нами новые возможности исследования и лечения нервной системы, дает нам способ — через созда­ние новых синапсов — восстанавливать утраченные двига­тельные способности».
 
По мнению Джудит, гармоники, содержащиеся в «глас­ных звуках "эй" и "и", лучше всего резонируют с тканями мозга, а гармоники, составляющие с основным тоном ин­тервалы в одну октаву или квинту, способны создавать резонанс на более обширных участках». «Самые высокие гармоники, которые я могу создать, — добавляет Джудит, — воздействуют на более мелкие элементы нервной системы, такие как хвостатое ядро или соединения череп­ных нервов».
 
До сих пор Джудит не пыталась обучать своих пациен­тов самостоятельно создавать вокальные гармоники, одна­ко она планирует в скором времени затронуть и эту об­ласть звукотерапии. Уже сейчас в своей работе со звуком Джудит применяет очень многие из тех концепций и при­емов, которые описаны далее в этой книге, в главе «Обертональное пение».
 
Томатис и его методика резонансного воздействия на мозг
Теорию доктора Томатиса о функциях слуха и активном слуховом восприятии мы уже рассматривали в главе ше­стой, посвященной медитации. Однако к теме настоящей главы идеи доктора также имеют самое прямое отноше­ние. Результаты его исследований еще раз подтверждают возможность резонансного воздействия на мозг. Доктор Томатис полагает, что активизация коры головного мозга происходит в результате стимуляции слухового нерва. Я же позволю себе предположить, что звук способен вызывать механический резонанс в самих тканях мозга.
 
Звукотерапевтическая методика доктора Томатиса осно­вана на применении как электронного прибора — так на­зываемого «электронного уха», — так и богатого высоко­частотными гармониками человеческого голоса. Система Томатиса позволяет практически полностью исправлять раз­нообразные нарушения речи, моторной координации и мо­тивации. Доктору неоднократно удавалось помогать людям, страдающим дислексией, аутизмом, заиканием и депресси­ей. Здоровым же людям звукотерапевтическое воздействие по методу Томатиса помогает значительно улучшить память, развить музыкальные способности, с легкостью овладеть иностранным языком.
 
Гармоники и термография
В феврале 1989 г. я выступал с лекцией на первой меж­дународной конференции, посвященной музыке «нью-эйдж». В числе участников была Элизабет Филлипс, док­тор медицины и специалист в области термографии. Док­тор Филлипс работала над системой измерения степени релаксации в зависимости от степени звукового воздей­ствия на организм. Степень релаксации измерялась при помощи термографического оборудования. Термографи­ческие приборы фиксируют изменения температуры кожи, которая в процессе релаксации значительно пони­жается.
 
На конференции доктор Филлипс демонстрировала всем желающим свою методику термографических измерений. Она уже готовилась убирать оборудование, когда я подошел к ее кабинке и попросил сделать термографи­ческие снимки моей головы и грудной клетки, пока я буду исполнять тибетские и монгольские обертональные пес­нопения 
Я покинул конференцию до того, как доктор Филлипс успела проявить снимки. Она вспомнила о них лишь не­сколько месяцев спустя и по телефону рассказала мне о полученных результатах. Оказалось, что ей никогда преж­де не приходилось наблюдать таких резких перепадов кож­ной температуры. «Что же вы такое делали?» — спроси­ла она.
 
Я рассказал ей о вокальных гармониках, а затем в свою очередь спросил, что же означают эти температурные пе­репады. Термография — это способ фиксации изменений температуры кожи, начала объяснять она. Судя по всему, существует четкая взаимосвязь между температурными из­менениями на определенных участках кожи и состоянием органов, размещенных под этими участками. В моем слу­чае речь идет об органе, размещенном под кожей лба, то есть о мозге. На термографических снимках видно, как кожа на лбу и теменной части черепа резко меняет окрас­ку. Участки кожи с измененной окраской соответствуют тем зонам головы, куда я направлял гармоники.
Доктор Филлипс показала мои снимки неврологу. Врач, потрясенный увиденным, решил, что я открыл некий спо­соб воздействия на автономную нервную систему, и по­просил доктора Филлипс узнать, осуществлял ли я в про­цессе пения какую-либо визуализацию. Я ответил, что лишь направлял звуки волевым усилием в определенные участки мозга.
 
Доктор Филлипс спросила, можно ли, по моему мнению, использовать мою вокальную технику для лечения голов­ных болей. Я сказал ей, что лечение головных болей — всего лишь верхушка огромного айсберга, потому что во­кальные гармоники таят в себе неизмеримую целительную силу. Реакция кожного покрова на вокальные гармоники, зафиксированная термографическими снимками, без со­мнения, сопровождалась столь же активными процессами внутри самого мозга. Таким образом, термография предос­тавляет еще одно убедительное доказательство того, что резонансное воздействие на мозг действительно возможно
 
ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА
 
В главе «Мое знакомство с гармониками» я рассказывал вам о том, как в древнем храме майя в Паленке я, созда­вая вокальные гармоники, осветил совершенно темное пространство. Это был один из самых драматических эпи­зодов в моей жизни. Лишь некоторое время спустя, со­владав с эмоциями, я захотел проникнуть в суть того уди­вительного случая.
 
Столкнувшись с необъяснимым явлением, я чаще всего пытаюсь осмыслить его в процессе медитации. Вернувшись из Паленке, я также погрузился в медитацию. Результат оказался весьма неожиданным: оказывается, гармоничес­кое пение стимулирует шишковидную железу.
 
Шишковидная железа — небольшое образование, имеющее форму сосновой шишки, — помещается в са­мом центре головы. Эзотерические традиции связывают шишковидную железу с «третьим глазом»; Декарт же именовал ее «вместилищем души». Одно время шишко­видную железу считали рудиментарным органом. Совре­менная наука наделяет ее функцией светочувствительных биологических часов: вызывая сонливость, шишковидная железа подает организму сигнал о времени отхода ко сну. Кроме того, она отвечает за деятельность половых же­лез. Исследования, проведенные Робертом Беком и ря­дом других специалистов, позволяют предположить, что шишковидная железа играет роль и биологического ком­паса: реагируя на магнитное поле, она дает людям и жи­вотным чувство направления. Существует также мнение, что шишковидная железа — «биолюминесцентный» орган, способный производить свет.
 
Шишковидная железа богата нейромеланином. Нейро-меланин, по определению исследователя Фрэнка Барра, представляет собой соединительное вещество, ответ­ственное за обработку информации и функционирование «биологических часов» организма. Кроме того, нейроме-ланин обладает способностью преобразования световой
энергии в звуковую и наоборот. Барр считает, что гормон меланин и его мозговой аналог — нейромеланин — вме­сте составляют связующее звено между мозгом и интел­лектом.
 
Стимуляция шишковидной железы приводит к выработ­ке нейромеланина. А под действием нейромеланина в организме высвобождаются вещества, содержащие фос­фор, люминесцентный химикат. Таким образом, сти­муляция шишковидной железы при помощи вокальных гармоник может усилить люминесцентное свечение ауры. Полагаю, именно это и произошло со мной в темном под­земелье древнего храма в Паленке.
В настоящее время эта удивительная закономерность мало кому известна. Однако мне удалось обнаружить от­четливые указания на нее в ряде научных и исторических текстов.
 
К примеру, Дхьяни Иваху, целительница из племени аме­риканских индейцев, в книге «Голоса наших предков» (Dhyani Ywahoo. Voices of Our Ancestors) пишет, что в древних мистических школах обряд инициации проводил­ся в полной темноте. Неофит должен был осветить поме­щение собственным светом. Я думаю, что эффект свече­ния достигался при помощи гармонического пения.
 
Дж. Дж. Хартэк, исследователь религиозных традиций, в своей работе «Ключи Еноха» (J.J. Hurtak. The Keys of Enoch) указывает на взаимосвязь между шишковидной железой и люминесцентным свечением, возникающим в организме:
«Свет, активирующий работу шишковидной железы, по­рожден не лучами солнца... Мозг на молекулярном уровне создает собственное световое поле... Нейроны головного мозга способны производить свечение».
 
Я поделился своей теорией превращения звука в свет с доктором Томатисом. Оказалось, что ему она также изве­стна, только он связывает процесс переработки звуковой энергии в световую не с шишковидной железой (третьим
глазом), а с сердцем. Интересно, что сердце, как и шиш­ковидная железа, богато меланином.
 
Итак, звук помимо всего прочего обладает способностью обращаться в свет. Однако имеет ли эта способность ка­кое-либо значение для звукотерапии? По моему мнению, она открывает перед нами поистине необъятные возможно­сти восстановления и укрепления энергетических полей, исцеления физических недугов, исправления врожденных отклонений в организме. Звуковая стимуляция шишковид­ной железы — еще один потенциально возможный спо­соб резонансного воздействия на мозг при помощи вокаль­ных гармоник.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В этой главе мы рассмотрели целый ряд звукотерапевтических методик — от «киматик-терапии» с ее электрон­ными частотами до вокального обертонального пения, — основанных на применении гармоник для исцеления физи­ческих и психических расстройств.
 
Последующие главы помогут вам научиться использовать вокальные гармоники для восстановления баланса в системе чакр и резонансного воздействия на физическое и эфирное тело. Гармоническое пение — легкий и доступ­ный способ самоисцеления, как телесного, так и духовно­го. Возможно, в ближайшем будущем таинственные свой­ства вокальных гармоник перейдут в ряд научно доказан­ных фактов, и звукотерапия займет достойное место в медицине. Однако для того, чтобы уже сейчас наслаждать­ся поистине волшебным целительным эффектом гармони­ческого пения, не требуется научных обоснований.
 
Поделиться: