Вы здесь

Игра в жизни дошкольника с ранним детским аутизмом

О.В.Иль, С.Ю.Кондратьева

Необходимым условием для появления спонтанной коллективной игры выступает обстановка доверия и безопасности. Сложности в усвоении чужих игр и чужих правил не препятствуют созданию своих, пусть непривычных стороннему наблюдателю. Часто дети с РДА вообще лишаются возможности свободной игры, так как их игра категорически отвергается окружающими. Между тем только в игровой деятельности возможно полноценное развитие любого ребенка. Аутичного ребенка часто лишают этого права, подменяя свободное разбитие игры обучением игре, пытаясь сделать аутичного ребенка «таким, как все», лишая радости человеческого общения, которую он в состоянии испытывать. В данном случае не отрицается необходимость обучения аутичного ребенка привычным формам игры и общепринятым нормам поведения, но также необходимо создавать ситуации, в которых он может вести себя естественным образом, не подвергаясь постоянной негативной оценке, быть принимаемым как личность, обладающая иным набором качеств, но не менее ценная.

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета, гладкая лакированная поверхность, звук, с которым предметы падают и разбиваются... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру — изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие предметы и материалы — он пробует на вкус зубную пасту, пластилиновую ягодку и т. п.

Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно: ребенок катает кольца от пирамидки, но не собирает ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства. Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к предметам и игрушкам. Выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, дающих новые возможности развития.

Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения:

—  зрительные (ребенок видит яркие цвета, их смешивание друг с другом);

—  слуховые (ребенок слышит и учится различать разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов);

—  тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: это различные по фактуре материалы; предметы, различные по величине, форме; соприкосновения с человеком);

—  двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма);

—  обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);

—  вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Сюжетно-ролевая игра — высшая форма развития игры ребенка. В процессе таких игр малыш берет на себя разные роли, проживает разнообразные ситуации из социальной жизни, учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, учится быть гибким во взаимоотношениях и т.д. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации.

Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. Ребенок оказывается беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли, договориться о совместных действиях. Даже если дети приняли ребенка с синдромом аутизма в игру, он, скорее всего, начнет действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры.

Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. У ребенка с РДА за многими предметами, которые не имеют фиксированного назначения, закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по общепринятому назначению, но сделать замену, в соответствии с игрой, он тоже отказывается. Например, ребенок использует палочки исключительно для того, чтобы втыкать их в диванные подушки в ходе своей стереотипной игры, но использовать палочки для изготовления пластилиновой конфеты отказывается. Ребенок может многократно наклеивать пластырь на стену, но отвергнет предложение заклеить «ранку на лапке у мишки».

Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к проис ходящему вокруг, играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах. Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к игре.

Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом особенностей:

•   без специальной организации игра не воэникает, требуется обучение, создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия — ребенок бросает в таз с водой кукол со словами: «Бассейн — плавать», после чего принимается просто переливать воду в бутылку, не обращая внимания на кукол;

•   сюжетно-ролевая игра развивается  постепенно и в своем развитии проходит несколько последовательных этапов. Игра с другими детьми, как обычно происходит в норме, сначала недоступна аутичному ребенку. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна: знакомая обстановка, знакомые дети.

К сожалению, процесс общения со сверстниками нарушен у аутичных детей в наибольшей степени. А поскольку реакции детей в ходе игры непосредственны и возникают спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти. Невозможно объяснить детям все особенности ситуации и научить правильно вести себя по отношению к необычному сверстнику. На начальном этапе целесообразно общение не со сверстниками, а с младшими или старшими по возрасту детьми. При общении с малышами не так заметно отставание и искажения в психическом развитии аутичного ребенка, а старшие дети отнесутся к нему снисходительно, как к маленькому, будут помогать ему и опекать.

У ребенка с РДА обычно есть любимые игры - одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать

предметами, совершая «странные» действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

•  цель, логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

•  в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;

•  повторяемость одних и тех же действий и манипуляций;

•  неизменность — игра остается неизменной на протяжении очень длительного времени;

•  длительность — ребенок может играть в такую игру годами.

Родителей подобные игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Приведем пример: девочка дергает стальную ручку сундучка и, услышав раздавшийся звук, произносит: «Смазка есть!» Казалось бы, какой в этом смысл? Ребенок может повторять эту цепочку действий и слов без перерыва в течение часа... В подобной ситуации могут сорваться даже самые терпеливые родители. Однако в случае с данным примером логику действий девочки удалось выявить: она повторяла фрагмент из любимого мультфильма «Тайна Третьей планеты». Когда источник сюжета понятен, возникает возможность подключения к игре взрослого, который может попытаться развить сюжет игры.

Но чаще стереотипные игры ребенка остаются загадкой для окружающих, в них есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты участия в игре буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере, который своим участием только мешает

Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

Каждый вид игры, имеет свою основную задачу.

•   стереотипная игра ребенка — основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;

•   сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;

•   терапевтические игры, позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;

•   психодрама — способ борьбы со страхами и избавления от них;

•   совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

В дальнейшем на разных занятиях используются виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр.

Без игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же -она может вернуться в прежнее спокойное русло. С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент есть возможность переключить ребенка на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру.

Для всех видов игр характерны общие закономерности

•     повторяемость;

•  путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребенку игру игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее играть;

•  каждая игра требует развития внутри себя — введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использования различных приемов и методов.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех, без исключения, сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных видов игр.

 

Конспект занятия-игры по теме «Дикие животные»

Задачи

Закрепить знания детей о животных (лиса, медведь, заяц).

Закрепить умение детей действовать по подражанию и показу действий взрослого.

Учить детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Развивать координацию, моторику.

Воспитывать интерес к подвижным играм, положительные эмоции.

Оборудование

Игрушки — лиса, медведь, заяц, деревья; тропинка из цветного скотча; дорожка из следов; маска лисы.

Ход занятия

Педагог

В лес, ребята, мы пойдем,

А в лесу зверей найдем.

Как же там у них дела?

Мы посмотрим, детвора.

Дети проходят в группу – «лес».

Педагог. Чтобы нам в лес попасть, надо по извилистой тропинке пройти.

Дети идут за педагогом по тропинке. Из-за дерева выходит лиса (воспитатель с игрушкой в руках).

Лиса. Я рыжая, хитрая, живу в лесу Узнали вы меня? Кто я?

Педагог. Ребята, кто это? Рыжая, хитрая... Лиса. Давайте поиграем с лисой, споем и станцуем вместе с ней. Повторяйте за мной движения.

Лисонька, топни ножкой,

Рыженькая, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой!

Вот так, вот так топни ножкой!

 

Дети топают ногой, руки на поясе.

Лисонька, бей в ладоши,

Рыженькая, бей в ладоши.

Вот так, вот так бей в ладоши!

Вот так, вот так бей в ладоши!

 

Дети хлопают.

Лисонька, повернись,

Рыженькая, повернись.

Вот так, вот так повернись!

Вот так, вот так повернись!

 

Дети поворачиваются 2 раза, руки на поясе.

Лисонька, попляши,

Рыженькая, попляши.

Вот так, вот так попляши!

Вот так, вот так попляши!

 

Дети подпрыгивают на двух ногах.

Лисонька, поклонись,

Рыженькая, поклонись.

Вот так, вот так поклонись!

Вот так, вот так поклонись!

 

Дети наклоняются, руки в стороны.

Педагог. Поиграли, поплясали? Молодцы! Справились с заданием! Пойдем дальше?

Дети идут по дорожке (на полу гимнастическая лестница).

Педагог. Чтобы дальше пойти, надо ножки высоко поднимать. В лесу могут встретиться пеньки и ветки. Осторожно.

Педагог вместе с детьми идут, высоко поднимая ноги, подходят к игрушке — медведю (он украшен бантиками, ленточками, с колпачком на голове).

Педагог. Посмотрите, кто это? Медведь.

Посмотрите, медведь большой,

Весь нарядный и смешной.

День рождения у него,

Он подарка ждет давно.

Давайте встанем в кружок и поздравим мишку с днем рождения.

Дети встают в хоровод вокруг медведя, вместе с педагогом идут друг за другом и поют песенку.

Как на мишкины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины

(поднимают руки вверх),

Вот такой нижины

(приседают, опуская руки вниз),

Вот такой ширины

(расходятся в стороны),

Вот такой ужины

(сходятся к медведю).

Каравай, каравай,

Мишка, мишка, не скучай!

Играют 2—3 раза.

Педагог. Понравилось вам играть с мишкой? И он был очень рад, что вы пришли его поздравить. Но нас ждут и другие звери в нашем лесу.

Дети за педагогом прыгают по тропинке (на полу лежат следы., на которые нужно впрыгнуть).

Педагог. Посмотрите, дети, кто здесь ждет? Зайка-попрыгайка! Он очень ловкий: быстро прыгает и запутывает свои следы. Как? Давайте вместе с зайкой поиграем.

В лесу недолго до беды,

Но заяц — не простак.

Умей запутывать следы —

Вот так! Вот так!

 

Туда-сюда петляет след,

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг-скок! Прыг-скок!

 

Дети прыгают по дорожке как зайчики.

Педагог. Вы молодцы! У кого мы сегодня были в гостях? У лисы, у медведя и у зайки-попрыгайки.

Весело мы погуляли?

Со зверями поиграли,

Поплясали, поскакали

И нисколько не устали!

Поделиться: