Вы здесь

Дэниел Сигел: «Майндсайт – вроде умения видеть в темноте»

Мы можем влиять на процессы, протекающие в нашем мозге, доказал нейропсихолог Дэниел Сигел. Как это открытие изменит нашу жизнь?

Анастасия Гостева 

Дэниел Сигел (Daniel Siegel), врач, профессор Медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (CША), директор основанного им «Института майндсайта». Родоначальник нового поля исследований – межличностной нейробиологии, которая имеет прямое отношение к нашей повседневной жизни: здоровью, отношениям, благополучию. Среди тех, кто слушал его лекции, – Папа Иоанн Павел II, далай-лама, король Таиланда и руководство Google.

Psychologies: Зрение, осязание, обоняние, вкус, слух – их называл еще Аристотель. Сейчас исследователи добавляют к этой пятерке интуицию. Так сколько же у нас чувств?

Дэниел Сигел: Наши пять чувств направлены на внешний мир. Шестым я называю интероцепцию – нашу способность воспринимать свои внутренние телесные ощущения. Но есть и седьмое чувство – способность воспринимать и осознавать свои мысли и чувства, а также чувства и мысли других людей, разновидность особым образом сфокусированного и направленного внимания. Я называю его «майндсайт» – умное зрение. Майндсайт объединяет три компонента.

Во-первых, это собственно инсайт, то самое озарение, которое позволяет нам в буквальном смысле увидеть и осознать внутренние процессы, которые происходят в нашем сознании.

Во-вторых, это эмпатия, способность чувствовать и воспринимать, что происходит с другим человеком.

И в-третьих, интеграция – которая одновременно чтит различия и устанавливает связи. Так что майндсайт – одно из ключевых понятий в межличностной нейробиологии, которой я занимаюсь уже много лет.

Умное зрение можно развивать или оно дано нам изначально?

Д. С.: Его, конечно, можно развивать, как развивают слух, вкус или тактильное восприятие.

С чего начать? Помедитировать, пойти к психологу, обнять дерево?

Д. С.: Обнять дерево – это по-нашему, по-калифорнийски! (Смеется.) Я посвятил книгу упражнениям по развитию майндсайта – она называется «Brainstorm» и написана про подростков и адресована подросткам и их родителям*. Просто именно детство и подростковый возраст – тот критический момент, когда формируются наши нейронные связи. Одно из упражнений, которые я там предлагаю для начала, такое.

Когда вы идете по улице, попробуйте использовать не свой физический взгляд, а майндсайт. Вот вы видите людей вокруг, их тела, как они двигаются, как одеты – и вы говорите себе: «Это мое физическое восприятие». А затем вы приглашаете себя представить, что этот человек, возможно, думает сейчас. Или как он думает. И что он, возможно, сейчас чувствует. Со временем вы даже начнете чувствовать сквозь время! Вы будете с легкостью ощущать то, что происходило с вами или с другими людьми в далеком прошлом или только будет происходить в будущем. А теперь сравните, что изменилось в вашем отношении к человеку после этого упражнения. Вот вы просто посмотрели на него, и это было одно впечатление. А вот вы использовали майндсайт – и это совсем другое ощущение человека. Как они различаются? Обычно люди сразу чувствуют разницу. Но иногда нужна тренировка.

И УМУ, И СЕРДЦУ

Слово «майндсайт» составлено Сигелом из mind (сознание, ум) и insight (инсайт, озарение). Майндсайт – чувство, позволяющее нам осознавать и наблюдать работу нашего ума, понимать эмоции и мысли других людей. Чтение этой книги расширяет наши представления о психотерапии, об устройстве сознания и о нашей собственной душе.

«Майндсайт. Новая наука личной трансформации» (Манн, Иванов и Фербер, выходит в 2015 году).

Но майндсайт – это еще и осознание себя?

Д. С.: Да, и вот второе упражнение. Выберите минут пять-десять, можно прямо сейчас. Сначала почувствуйте свое тело. Как вы ощущаете свои руки и ноги, свое туловище? Ваши мышцы? Ваши сосуды? Как вы ощущаете свои внутренние органы – сердце, почки, легкие, печень? Какое у вас общее ощущение от вашего тела – вам в нем легко или тяжело, вы с ним в контакте или не чувствуете его? Затем обратите внимание на то, какие образы возникают перед вашим внутренним взором. Яркие они или тусклые? Какие они по настроению? Что именно вы видите, что вы слышите? Теперь направьте внимание на свои чувства и эмоции. Что вы чувствуете прямо сейчас? Возбуждение, спокойствие, страх, усталость, тревогу, предвкушение? Это сильные или слабые эмоции? У вас много энергии или вы опустошены? Вы скорее открыты или закрыты? И теперь – о чем вы думаете именно в этот момент. Мы постоянно о чем-то думаем, но, как правило, не обращаем внимания на это. Идея этого упражнения в том, чтобы начать осознавать, что с вами происходит в каждый момент, – и тогда вы начнете замечать множество вещей, которых никогда про себя не замечали.

Когда я предлагаю подобные упражнения на занятиях по практике внимательности, мне часто говорят: «Я совсем ничего не чувствую. Никаких эмоций». Или: «Я что-то чувствую, но понятия не имею, как это назвать». Почему так происходит?

Д. С.: На наших программах происходит то же самое! Ведь мы вырастаем, не осознавая и не чувствуя себя. Я обычно говорю своим клиентам, чтобы они не расстраивались, если поначалу им кажется, что они ничего толком не чувствуют, что они не понимают, что происходит с ними или с другими людьми. Возможно, им будет казаться, что вообще ничего не происхо- дит. Я в таких случаях говорю: «Вот у нас есть дневное видение. Мы к нему привыкли. Но если с яркого света войти в темную комнату, вы ничего не увидите. Нужно время, чтобы привыкнуть. Ваше зрение должно перенастроиться. И вдруг вы видите, что там – целый мир!»

Майндсайт похож на такое ночное видение – все сигналы поначалу гораздо слабее и тоньше, мы не можем сразу их уловить, а уловив, не понимаем, о чем они. Но со временем, тренируясь снова и снова, мы развиваем у себя эту способность.

Второй вопрос, который часто задают: «А откуда мне знать, что я действительно наблюдаю за своим умом, а не придумываю все это про себя и другого человека? И не превращусь ли я в результате в эгоиста, поглощенного своими переживаниями?»

Д. С.: Если вы развиваете озабоченность собственными внутренними процессами, забыв об отношениях с окружающими и миром, вы не развиваете майндсайт. Ирония ситуации в том, что люди с более интегрированным самосознанием, те, кто одновременно открыты к восприятию внешнего мира и способны легко встраивать полученные сигналы в свой опыт, – такие люди, как правило, добрее и больше склонны к эмпатии и проявлению сострадания. Мы проводили много исследований на эту тему. С другой стороны, если мы поглощены происходящими в себе процессами, у нас теряется связь с внешним миром и мы рискуем стать эгоистами. Вот почему я подчеркиваю, как сильно мы все связаны между собой. Ни один человек не выживет в одиночку.

В вашей книге семилетняя девочка, чья мама после автомобильной аварии потеряла способность выражать свои эмоции, задает поразительный вопрос: «Но почему для того, чтобы любить меня, ей нужен мозг? Разве ей недостаточно сердца?»

Д. С.: Да, дети обладают даром точных вопросов. Я тогда ответил этой девочке, что ее мама, конечно же, любит ее не меньше, чем до аварии, но она не может больше выражать свою любовь, потому что за эту способность отвечает наш мозг. И девочке стало легче.

Говоря о мозге, вы имеете в виду, по сути, всю нервную систему.

Д. С.: Да, я считаю, что мозг – это проявленный в теле невральный механизм, формирующий поток энергии и информации внутри человека и между человеком и окружающей средой. И этот расширенный мозг включает в себя «мозг в сердце» и «мозг в желудке» – обширные группы нейронов, которые играют не менее важную роль в нашей жизни, чем головной мозг. Наш мозг, если хотите, распределен по всему нашему телу.

Вы утверждаете, что сегодня, чтобы быть счастливым и здоровым, надо изучить свой мозг. Почему?

Д. С.: Необходимо понимать, что именно работа мозга критически влияет на качество нашей жизни, наших отношений. Например, мы обнаружили, что структурные изменения в мозге людей, занимающихся практикой внимательности, аналогичны изменениям, которые мы видели у тех, кто в раннем детстве был лишен заботы родителей и теперь проходил терапию для восстановления нарушенной привязанности. (И это совершенно невероятное открытие, потому что многие считают, что медитация должна избавить нас от привязанностей.) Это означает, что, в каких бы жизненных обстоятельствах мы ни оказались, у нас есть возможность влиять на качество нашей жизни. Меняя работу нашего мозга, мы можем сделать свою жизнь лучше. И надо пользоваться этой возможностью.

http://www.psychologies.ru/

* D. Siegеl «Brainstorm. The Power and Purpose of the Teenage Brain» (Tarcher, 2014).

 

Поделиться: