Вы здесь

Кинезиология, как метод коррекции отклонений у детей дошкольного возраста

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, которая существует довольно давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия. Применение специальных .кинезиологических упражнений возможно на занятиях как в ДОУ, так и в школе.
Необходимо учитывать, выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В том случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, специальный кинезиологический комплекс, рекомендуется применять перед подобной работой.
Причем следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.
Поскольку при нарушениях развития, мозг изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех таких детей страдают функции, связанные с левым полушарием, то есть речь, произвольная регуляция деятельности. Однако эти нарушения носят вторичный характер по отношению, к недостаточности функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга. Таким образом, коррекционную работу с такими детьми, мы начинаем с воздействия именно на эти зоны мозга, выражающегося в нормализации общей активности, развитии эмоциональной сферы и движения.
Программа коррекции строится нами на основе представления о трех функциональных блоках мозга (согласно концепции АР. Лурии):
1) Энергетический, обеспечивает поддержание оптимального уровня бодрствования и тонуса;
2) блок приема, переработки и хранения информации;
3) блок программирования, контроля и регуляции деятельности.
А также учитывается концепция А.В.Семенович, согласно которой, любая психическая функция левого полушария сначала формируется в правом и лишь позже дублируется, перемещаясь в левое. Например: пространственные представления, зрительное восприятие (правое полушарие) - это условие для развития речи, логики, анализа (функции левого полушария).
Для работы с каждым блоком подбираются соответствующие приемы и методы коррекции. Так, при коррекции нарушений первого функционального блока, энергетического, обеспечивающего оптимальный тонус нервной системы и поддерживающий необходимое состояние бодрствования, мы используем приемы комплексной психомоторной коррекции (А.В. Семенович). Дополнительно используются упражнения по формированию правильного дыхания
из методик по работе с больными бронхиальной астмой (С.Т. Иванова, Е.В. Щадилов). Игровые, музыкальные занятия и арттерапия также направлены на повышение энергетического фона ребенка, формирование мотивации к занятиям и взаимодействию с педагогом.
Коррекция второго функционального блока мозга, являющегося блоком приема, переработки и хранения информации, осуществляется поэтапно. Развитие базовых психических функций подразделяется на этапы, например: развитие зрительного восприятия начинается с опознавания реальных предметов, потом идет опознавание реалистических изображений, опознавание зашумленных изображений, конструирование изображений из фрагментов элементов. Так же строится работа по развитию слухового восприятия (при сохранном физическом слухе): различение неречевых звуков (основа развития фонематического слуха), различение контрастных речевых звуков, понимание речи.

Последовательность коррекционной работы по развитию пространственных представлений предполагает следующую последовательность:

1)освоение телесного пространства,
2)освоение внешнего пространства,
3)двигательные схемы и диктанты,
4)конструктирование и копирование,
5)усвоение стратегии движения по пространству листа.

При развитии памяти необходимо учитывать ее хронологию развития в онтогенезе. Первоначально у ребенка развивается память на эмоционально значимые события и людей. При нарушении процессов памяти мы начинаем работу с опоры на сохранную модальность (не может сказать - рисует), затем увеличивается объем запоминаемого материала и отрабатывается запоминание без внешней опоры.
Внимание - функция, без которой невозможно осуществление никакой целенаправленной деятельности. Коррекционная работа строится последовательно и направлена на развитие привлечения, удержания, распределения и переключения внимания.
Мышление - сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Развитие наглядно-действенного мышления начинается с понимания функционального назначения предметов, формирования представления о сходстве и различии, размере, понимания причинно-следственных связей.

Последовательность работы при развитии наглядно-образного мышления:

1) установление связи "картинка - предмет - слово",
2) установление связи между картинкой и событием,
3) понимание смысла сюжетных картинок,
4) понимание серий сюжетных картинок.
 

Коррекция третьего блока - блока программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности, осуществляется следующим образом:

  • непроизвольная концентрация и удержание внимания;
  • введение простой программы, контролируемой педагогом;
  • составление программы действий совместно с ребенком;
  • усложнение программы;
  • переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом.

Особое место в нашей коррекционной работе занимает формирование межполушарного взаимодействия. Это обусловлено тем, что связь двух полушарий мозга является очень важной, а при ее нарушении (или несформированности), оказывается недоступна или затруднена координация движений (например: ходьба, работа двумя руками). На более высоком уровне не формируются связи между вербальными и невербальными функциями, страдает процесс анализа информации. Своевременная коррекционная работа приводит к развитию соответствующих психических функций. Основные направления: развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие рецицрокной координации рук и ног, формирование межфункциональных связей, осмысление собственных переживаний.
Таким образом, использование метода кинезиологии применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им доступны.

 

Поделиться: