Все родители мечтают, чтобы малыши развивались гармонично и получали бесценный опыт от окружающего мира. В этом вам может помочь специально-обустроенная сенсорная комната. Что это такое и как ее оборудовать, поделились с корреспондентом SmolCity.ru специалисты «Центра диагностики и консультирования».
Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами. Маленькому ребенку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить все, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.
Значение сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка - это обучение его восприятию внешних свойств предметов: их цвета, формы, размера, структуры, запаха, вкуса.
- Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, - комментирует педагог-психолог СОГБОУ «Центра диагностики и консультирования» Наталья Лазарева. - Ведь источником знаний дошкольника является чувственный опыт, любой предмет ему нужно осмотреть, потрогать и попробовать на вкус. А значит, мы и должны ему в этом помочь с помощью обогащения окружающей среды.
Чем совершеннее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается и тем успешнее проходит процесс обучения.
Таким образом, сенсорное развитие с одной стороны обеспечивает получение четких представлений об окружающем, с другой – является необходимой базой умственного развития. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями.
Одной из современных технологий сенсорного развития детей является работа в сенсорной комнате с применением свето-цвето-звукового оборудования.
Что такое сенсорная комната?
- Первые сенсорные комнаты начали работать в Голландии в 70-х годах 20 века, - рассказывает Наталья Лазарева. - Оснащены они были панно с мерцающими лампочками, массажерами, креслами для релаксации и живыми растениями. Основным предназначением таких комнат была искусственная стимуляция всех органов чувств, и использовались они в медицинских учреждениях в работе с самыми тяжелыми пациентами с интеллектуальными нарушениями, психоневрологическими расстройствами и ДЦП. Позднее в Великобритании сенсорные комнаты значительно расширили репертуар своего применения и стали использоваться, в том числе в работе с обычными детьми. На сегодняшний день в России число сенсорных комнат не велико, но их популярность постоянно и неуклонно растет, и новые сенсорные комнаты появляются в детских садах и психологических центрах.
Современная сенсорная комната – это особым образом организованная и оформленная окружающая среда: мягкие модули, пуфики-кресла, маты, развивающее оборудование, разнообразные игры, успокаивающая музыка. Сенсорная комната для ребенка это, прежде всего, безопасное пространство, поэтому стены и полы комнаты покрываются мягкими панелями или матами, наполняются мягкими пуфами и подушками. Это делается для того, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по комнате, не боясь упасть или удариться, а также мягкая обстановка сенсорной комнаты – это идеальная среда для отдыха и расслабления. Если у вас дома нет отдельной комнаты для такого помещения, то можно попробовать создать ребенку хотя бы сенсорный уголок. Как видите, не все так сложно. Главное, это сами занятия, сказки и эмоции, которые вы подарите ему.
- В нашем учреждении сенсорная комната появилась в 2008 году, - комментирует педагог-психолог СОГБОУ «Центра диагностики и консультирования» Наталья Лазарева. - Тогда было оборудовано небольшое помещение и закуплено самое необходимое цветовое и световое оборудование и мягкое напольное покрытие. С тех пор наши воспитанники регулярно посещают занятия в «волшебной» сенсорной комнате.
Оборудование сенсорной комнаты
- Как известно, зрение – основной источник получения знаний об окружающем, до 90 % информации о мире мы получаем при помощи глаз, - продолжает педагог-психолог Наталья Лазарева. - А при попадании в новую обстановку, или при знакомстве с чем-то необычным, вызывающим интерес, ребенок активизируется и сосредотачивается. Именно поэтому основное развивающее оборудование сенсорной комнаты создают свето-цветовые эффекты. В основном, это приборы с подсветкой, способные изменять цвет и интенсивность свечения, а также проекторы, создающие завораживающие изображения на стенах сенсорной комнаты. Наблюдая за медленным движением ярких бабочек на стенах или рассматривая разноцветных рыбок, подгоняемых воздушными пузырьками, ребенок внешне отдыхает, но при этом происходит активное развитие зрительного восприятия, координации и внимания.
Возможности сенсорной комнаты для развития осязания и вестибулярного аппарата также чрезвычайно широки. Ребенок может ходить по мягкому полу или специальным тактильным дорожкам, играть на мягких матах или просто полежать в сухом бассейне, наполненном разноцветными шариками. Развитие осязания и кожных ощущений – важный элемент общего развития. Здесь важную роль играет обучение ребенка определению свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные панно и игры, состоящие из материалов различных материалов и фактур, например: мех, дерево, бархат, пластмасса, бумага и т.п.
Активно в сенсорной комнате используется и звуковая стимуляция: занятия сопровождаются специально подобранной музыкой со звуками природы, во время отдыха и расслабления также звучат спокойные релаксационные мелодии.
Важным элементом каждого занятия в сенсорной комнате является этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе и подушечках, перебирая в руках мерцающие нити «звездного дождя» или укрывшись ими как одеялом, расслабляется, успокаивается, забывает свои страхи и тревоги.
- На занятиях в сенсорной комнате часто используются сказочные сюжеты, - комментирует педагог-психолог «Центра диагностики и консультирования» Наталья Лазарева. - Попадая в необычную таинственную и загадочную атмосферу, дети переносятся в сказку, проживают сказочные события и растут вместе со сказочными героями.
Таким образом, сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только играет и отдыхает, но и получает новые знания и представления о мире, заряжается энергией и хорошим настроением. Наверно, именно поэтому дети считают эту комнату «волшебной» и с нетерпением ждут занятий.
- Милые родители, помните, главное дать внутренней природе малыша развиваться в спокойной, доброй, безопасной и приятной атмосфере и тогда он вырастет обязательно здоровым и счастливым, - резюмирует педагог-психолог Наталья Лазарева. - И, на мой взгляд, пребывание в сенсорной комнате помогает ребенку стать немного счастливее.
Елена КОСТЮЧЕНКОВА
фото: автора
Info.SmolCity.ru