- Соловьёва Елена Юрьевна, педагог-психолог
В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что у детей умственной отсталости значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. Проблема сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития занимает большое место в детской педагогике и психологии. Это естественно, поскольку известно, что у детей недостаточно развита предметно-практическая деятельность. Наблюдается недоразвитие ручной умелости, неумение выполнять целенаправленные действия руками. Познание осуществляется, как правило, в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познавательными объектами.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), т.е. всю сложную систему работы анализаторов – от физиологического приема внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные точки) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действия с этими предметами.
Обучая детей общественным способом обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительного повысить уровень их зрительного восприятия. Осязание в операциях ручной деятельности играет роль ближайшего регулятора, который обеспечивает непрерывность контроля над трудовыми действиями. Оно отражает форму, плотность, шероховатость, температуру и другие признаки, а также свойства и качества объектов. В связи с этим осязание – необходимый компонент человеческой деятельности. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая и мышечно-суставная. Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Оно является одним из важных источников знаний о пространстве и механических свойствах предметов.
Глубокое сенсорное недоразвитие этих детей, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения у них мелкой ручной моторики, координации движений, требует проведения с этими детьми большой специальной коррекционной работы. Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук. Это и вызвало необходимость создания программы: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:
- обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
- формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
- развитие глазомера, координации глаз и рук;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями своих рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях;
- обучение способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку; поверхностей; сопряженным движениям рук на плоскости (вверх – вниз, влево – вправо) – одной и двумя руками; нахождению предмета на плоскости по указанию педагога.
- формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания.)
- развитие навыков самообслуживания
Процесс осязательного обследования предметов наиболее продуктивно протекает при ощупывании двумя руками, подчиняется концентрическому принципу: вначале предмет обследуется в целом, затем, детали и, наконец, вновь осязательно воспринимается, обогащенный деталями объект в целом. Выявлено три основных фазы обследования:
- Ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле;
- Первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета;
- Повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы, и формируется целостный пространственный образ.
Программа: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья» построена на основе многочисленных исследований и наблюдений: Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой,, Е.М.Струниной, работы, которых показали важность создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов. В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов развития ручной умелости, координации глаз и рук, активного осязания на каждом этапе обучения.
Цели программы: развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности; формирование пространственных представлений и ориентировок; развитие умений и навыков ручной деятельности, которые реализуются в нескольких задачах:
1. Развитие познавательной деятельности;
2. Развитие сенсорных процессов;
3. Развитие глазомера и координации (глаз – рука);
4. Освоение мелких движений;
5. Укрепление кистей рук и пальцев.
6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль.
Применяются следующие методы:
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;
2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:
а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).
3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Приемы:
– разминка (речевые, двигательные, голосовые );
– рассматривание рисунков, предметов;
– свободное и тематическое рисование;
– упражнения подражательного, творческого характера;
– конструирование;
– лепка;
– изготовление аппликаций из различных материалов;
– схематическое изображение предметов;
– игровые ситуации;
– создание проблемных ситуаций
– обсуждение прочитанного;
– заучивание стихотворений.
Программа предназначена для обучения детей с умственной отсталостью, но может использоваться для первой ступени (начальной) школы с поправкой на возрастные и умственные особенности младшего школьника.
Основной организационной формой обучения являются специальные занятия, которые проводятся по выбору учителем-дефектологом, психологом в индивидуальной, групповой, подгрупповой форме с учетом развития сенсорных процессов, ручной умелости, а также поставленных задач. Продолжительность каждого занятия 40 минут, в свободное от основных занятий время. Занятия могут проводиться в счет школьного компонента. Возможно использование элементов заданий на основных уроках в младших классах.
В основу методики занятий положен комплексно-тематический подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В предлагаемой системе занятий реализуется принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование, критичности, оценки и самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости).
Предложенные занятия позволяют научить детей:
) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
б) выполнять целенаправленные действия руками;
в) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
г) узнавать и называть эталоны;
д) соотносить эталоны;
е) выделять эталон из множества;
ж) соотносить эталон с признаком предмета;
з) определять последовательность событий;
и) видеть временные рамки своей деятельности;
к) ориентироваться в пространстве;
л) судить о противоположных явлениях;
м) развить мелкую моторику рук.
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические работы. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Обобщающий урок к разделу «Восприятие свойств предметов и явлений»
Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности. На примере праздника Новый год»
Цели занятия:
- развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
- формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
- развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.
Оборудование:
- осколочные карточки с геометрическим материалом;
- аромолампа с ароматическим маслом хвойных растений;
- алгоритм рассказа-описания по вопросам;
- счётные палочки разной длины;
- образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
- индивидуальные карточки с логическими цепочками;
- раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
- CD проигрыватель с музыкальным сопровождение к динамической паузе;
- индивидуальная карточка по нахождению причинно-следственных связей и исключению лишнего;
- игровое графическое задание на каждого ученика;
- «волшебные камни»
- канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент начала занятия
А. Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие.
Содержание этапа. Ведущий: «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно всё будет получаться».
В. Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)
Дидактическая игра «Узнай и прочитай».
Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительного восприятия формы и цветового гнозиса.
Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске? (Рисунок 1. «Геометрические фигуры»)
– Назовите те из фигур, которые вам знакомы?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют углов?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют прямые углы?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано… У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова.(Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).
Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.
– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (шары, бусы, подарки, Дед Мороз, гирлянда, мишура).
– Назовите те слова, которые вам непонятны.
– Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какому событию относятся все эти предметы? (Новый год)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о празднике Новый год.
– Сегодня на занятии мы с Вами закрепим наши знания о размере, форме и цвете окружающих нас предметов.
2. Основная часть занятия
А. Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.
Цель: развитие представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.
– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите праздник Новый год?
– А когда он наступает?
– В какое время года мы отмечаем этот праздник?
– В каком месяце?
– А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).
В. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.
Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.
– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?
C. Составление рассказа описания по картине «Ель» (Рисунок 2)
Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.
Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорных вопросов составим рассказ по картине «Ель». Мы с Вами по очереди будем читать опорные вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать верный ответ и напротив правильного ответа нарисовать зелёный кружок. (карточка представлена наРисунке 3.).
D. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу)
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.
– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске? (Рисунок 4)
– Из каких элементов/частей она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
– Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные?
– Чем детали отличаются между собой?
– Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние?
– Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.
Е. Графическое задание 9-й лишний
Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок 5. Что вы здесь видите?
– Скажите, эти ели одинаковые или разные?
– Чем они отличаются?
– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.
F. Гимнастика для глаз.
Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учитель просит детей найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.
J. Аппликация ели с помощью геометрических фигур
Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.
– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель?
– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?
– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём?
– Какой по размеру треугольник будет следующим?
– Какой треугольник будет нижним?
– Рассматривание образца (Рисунок 6)
– Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?
– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом.
– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.
– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.
– Вырезание деталей для аппликации.
– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.
H. Динамическая пауза.
Инструкция: Дети под музыку говорят четверостишия, заученные наизусть и делают двигательные упражнения на развитие общей моторики.
Маленькая ёлочка
Росла без печали,
Буйны ветры ёлочку
Ласково качали.Закружили ёлочку
Зимние метели,
Каждую иголочку
В серебро одели.
Примечание: исходное положение – сидя на мяче, напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнение поворота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёх положениях:
1-я строчка: в стороны – вниз;
2-я строчка: в стороны;
3-я строчка: в стороны – вверх;
4-я строчка: вверх.
Во втором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёх положениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходное положение.
I. Работа по рассказу в картинках
Цель: развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
– Ребята, как Вы считаете, как ёлка попадает к нам на новогодний праздник?
Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. Вы должны выстроить серию по схеме, которая дана внизу (Рисунок 7), зачеркнув лишние картинки из предложенного набора, нек относящиеся к данному сюжету.
– Проверка выполнения задания.
– Ребята, посмотрите внимательно, на получившийся рассказ.
– Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничных дней?
– Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?
G. Графическое задание «Укрась ёлку» (Рисунок 8)
– Ребята, скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной?
– Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году?
– Работа с графическим заданием.
– Ребята, посмотрите на нашу ель.
– Как вы считаете, на что похожи наши ёлочные украшения?
– Какие геометрические фигуры вы узнали?
– Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются?
– Где расположены маленькие шары?
– Какого они цвета?
– Где большие?
– Какого они цвета?
Задание: Обведите предложенную вам ель. Нарисуйте игрушки так же, как на образце.
K. Работа с трафаретной линейкой по вычерчиванию геометрических фигур – ёлочных украшений. Продолжение аппликации. Вырезание и наклеивание по образцу. (Рисунок 9)
L. Анализ образца аппликации.
– Ребята, посмотрите, мы с вами сделали аппликацию.
– Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку).
– Кому мы можем подарить открытку?
– Когда люди дарят друг другу открытки?
M. Домашнее задание.
Подпишите, пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить с праздником.
3. Итог занятия
– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?
Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»
Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».