- Сенсорная комната как средство психологической реабилитации подростков
- Бычкова Татьяна Петровна, педагог-психолог
Напряженный ритм жизни школьников на фоне низкой двигательной активности порождает дисбаланс как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Работа нервной системы в подобном режиме ведет к повышенному напряжению. Состояние переутомления чревато существенным снижением эффективности деятельности. Если устойчивость организма снижается, и негативные факторы внешней среды начинают оказывать свое разрушающее действие, то возникают различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, невротические расстройства). В процессе адаптации организма к условиям внешней среды целесообразно владение методами, направленными на восстановление сил; что, в свою очередь, является психопрофилактикой, и актуально для различной возрастной категории.
В настоящее время актуальны вопросы охраны здоровья. В современных условиях возникает потребность в поиске новых подходов к решению проблем, ввиду того, что в настоящее время вопросы охраны здоровья введены в программу подготовки специалистов различного профиля. Педагогам и психологам необходимо осваивать интерактивные методы работы с детьми в области профилактики.
В настоящее время увеличивается процент детей, подверженных стресс-зависимым состояниям. Все более частыми становятся обращения родителей воспитанников центра с проблемами не стабильного эмоционального состояния (агрессивность, тревога, беспокойство, чувство страха). Дети, оказавшиеся в кризисной ситуации, имеют множество проблем, связанных с психическим и эмоциональным здоровьем, особенностями поведения и социализацией.
Несовершеннолетние, попадающие в социально-реабилитационный центр, характеризуются повышенной ранимостью и чувствительностью, гиперактивные, часто агрессивные, эмоционально возбудимые, не обладающие достаточными умениями саморегуляции, имеющие уровень интеллектуального развития ниже нормы, дезадаптированные.
Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий процесс. Однако, профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима.
Вся система взаимодействия с воспитанником строиться на гуманистической основе - признании подростка личностью. На начальном этапе подростку необходима повседневная поддержка специалистов центра. Поощряя усилия воспитанника, специалисты центра помогают ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше. Самостоятельно решить эту задачу подростку затруднительно. Вовлечение подростка в разнообразную деятельность, усилиями сотрудников центра, с одной стороны, является важнейшим средством коррекции ценностных ориентаций, развития социальной активности, а с другой стороны - дает им возможность для самореализации и самоутверждения.
Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния клиента.
В формировании эмоционального мира человека большую роль играет и окружающая среда. Ребенок самостоятельно не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, его эмоциональное состояние неустойчивое. Нестабильное эмоциональное состояние не способствует нормальному формированию личности.
Практическая значимость системы профилактики стабильного эмоционального состояния ребенка в период адаптации к новым условиям проживания в социальном учреждении, определяется комплексом релаксационных упражнений, что может быть использовано психологами образовательных учреждений при проведении коррекционно-развивающей работы.
Психологическая помощь для подростков заключалась в оказании помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих личностному росту и саморазвитию.
Воздействие в рамках данной системы упражнений направлено на поддержку и развитие внутренней сферы человека по средствам релаксационных занятий в сенсорной комнате (СК), пребывание в которой позволяет почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без вербальных оценок и критики. СК как профилактическое средство способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство и агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости. Оборудование сенсорной комнаты позволяет детям отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Пребывание в новой, красочной, особой среде обитания - СК или по другому в комнате психологической разгрузки, с набором благоприятных воздействий на организм человека, эмоций, с обилием положительных стимулов, делают СК незаменимой при множестве состояний как средства профилактики ухудшения здоровья, особенно в кризисной ситуации. Учеными установлено, что через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации (расслабления), а это означает реальное сокращение времени на восстановление сил и работоспособности.
По наблюдениям и проведенной психодиагностики воспитанников по выявлению причин психоэмоционального напряжения было целесообразно проведение реабилитации через коррекционные мероприятия в комнате психологической разгрузки с помощью мультисенсорной среды.
Проведенное в 2007г в центре «Подросток» сравнительное исследование между группами детей, попавшими в трудную жизненную ситуацию с реабилитацией по системе разработанных релаксационных занятий (1 группа) и дети (2 группы), проходящие реабилитацию без использования СК, уже начиная с первых занятий отмечалась положительная динамика общего эмоционального состояния: повышалось настроение, снижалась тревожность, агрессивность, что особенно важно в адаптационный период в кризисной ситуации.
В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке СК у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
В результате коррекционной работы с посещением СК человек ощущает покой и отдых. Если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния, важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Реабилитация по средствам занятий в СК, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации. В зависимости от поставленных задач, сеансы в СК можно рассматривать и как самостоятельную реабилитационную процедуру, и как способ подготовки к другим психологическим мероприятиям, и как средство оптимизации реабилитационного процесса.
Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние клиента через соответствующие органы чувств с применением различных релаксационных упражнений.
Время сеансов в сенсорной комнате 10 – 20 - 40 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.
Форма проведения занятий зависит от индивидуальности клиента и творческого подхода педагога-психолога. Занятия могут проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта. С детьми занятия чаще проводятся в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей клиента.
При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение групповых занятий (10 - 15 человек).
Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом клиента и размерами помещения.
Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Очень важное требование общего характера: нельзя набирать группу участников для проведения психологической релаксации или работать индивидуально в приказном порядке. В такой ситуации восприятие человека, как правило, блокируется, что ставит под сомнение возможность достижения каких-либо результатов. Для релаксации выбирается время, когда люди относительно свободны от срочных, неотложных дел.
Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека (успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее).
Опыт работы позволяет самостоятельно подбирать игры и релаксационные упражнения для каждого воспитанника. Появилась необходимость транслировать свой опыт. Действенным способом оказалась наглядная демонстрация приемов работы в групповых занятиях по «Психологическому практикуму» для специалистов учреждения, задействованными в процессе реабилитации воспитанников. На занятиях активно прорабатывались игры и упражнения с пояснениями об используемых приемах.
Психолого-педагогическая задача заключалась в том, чтобы обучить специалистов новой технологии, а также закрепить новый опыт с целью эффективного общения и взаимодействия с детьми подросткового возраста. Для субъективной оценки эффективности воздействия элементов терапии в СК в центре «Подросток» используются следующие методы экспертных оценок:
-
карта СК, в которой учитывается возраст, ведущая симптоматика, арсенал используемого во время сеанса оборудования, оценка психологом реакции ребенка на пребывание в СК («Альбом с рисунками настроения»).
-
тест «Самооценки эмоционального состояния» ребенка – ДО - и –ПОСЛЕ - пребывания в СК (тестирование выполняется до и после посещения СК) сост. Бычкова Т.П
-
«Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова
-
«Карта наблюдений поведения ребенка» (для родителей) сост. Битянова М.Р.
-
«Карта наблюдений поведения воспитанника» (для воспитателей) сост. Битянова М.Р.
-
анкета «Признаки агрессивности» сост. Лютова Е.К., Монина Г.Б
-
В результате проведенных коррекционных занятий по программе у воспитанников наблюдается:
-
стабильный эмоциональный фон в течение дня – 89 %
-
значительное снижение проявлений агрессивного поведения – 67%
-
самостоятельно применяют навыки отреагирования своих чувств и эмоций в конфликтных ситуациях - 52%
Таким образом, можно сделать выводы, что занятия в СК достоверно улучшают состояние детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, или имеющих посттравматические стрессовые расстройства. Реабилитация по средствам занятий в СК, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.
Социальная реабилитация и коррекция подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений трудоемкий процесс. Однако, профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних необходима. Главными преимуществами метода являются краткосрочность и эффективность.
Профилактическая и коррекционная работа по «Системе упражнений профилактики стабильного эмоционального состояния ребенка в период адаптации в кризисной ситуации» целесообразна в использовании как средство реабилитации, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного исхода развития личности ребенка.