- Моргунова Эльвира Николаевна, педагог-психолог
“Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку.”
Эразм Роттердамский
Цели:
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
- Содействие снижению невербальной агрессии.
Задачи:
- научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев;
- развивать чувство эмпатии;
- формировать способность к самовыражению.
Оборудование:
- магнитофон,
- установка для ароматеррапии,
- ароматические масла: мелисы, ромашки, душицы, чайного дерева, пихтовое, лавандовое, иланг-иланг,
- цветы вырезанные из цветного картона с серединой из губки,
- сухой бассейн,
- пуфик или трапеция (с гранулами),
- сенсорная дорожка,
- зеркальный шар,
- светильник “пламя”,
- световой шнур.
Ход занятия
1. Приветствие. (5 мин)
Игра-активизатор “Как здороваются олени” (2 мин)
Вы знаете, как здороваются олени? Давайте поздороваемся: ушками, носиком, глазками, плечиками и. т.д. А теперь как люди - пожмем друг другу руки.
2. Игра “Маленькое привидение” (3 мин)
- Ребята сегодня мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг-друга. По моему хлопку вы будете делать руками такие движения, педагог поднимает руки согнутые в локтях, пальцы растопырены и произносить страшным голосом звук “ У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить. Затем ведущий хлопает в ладоши.
“Молодцы”.
3. Упражнение “Облако” (2 мин)
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке (трапеция с гранулами)
Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…
- Прыгни на пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.
Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположилась на этой большой облачной подушке, (звучит легкая музыка)
Почувствуй, как подул легкий ветерок, и облако медленно поднялось вверх. Рассмотри, что тебя окружает справа, слева, что внизу. Почувствуй, какие запахи окружают тебя
(в аромоустановке пихтовое э\масло), легкое прикосновение ветерка к твоему лицу.
Облако стало медленно опускаться, и мы приземляемся на полянке. Спрыгнули с облака.
4. Упражнение “Перекрестные шаги” (1 мин)
Давайте немного разомнемся. Попрыгаем вот так.
5. Упражнение “Букет” (ароматеррапия) (5 мин) (из цветной бумаги вырезаем цветы, а в середину прилепляем губку, на которую капаем э\масло)
- Ах, какие прекрасные цветы на поляне. Каждый из них пахнет по-своему. Вы сейчас будете набирать букеты, но не просто так, а по запахам. Т.е. каждый из вас выберет себе тот цветок, запах которого вам нравится, (дети собирают цветы, желательно, чтобы каждый понюхал все)
Молодцы. Какие вы собрали ароматные букеты. А сейчас нас снова ждет облако и нам пора в путь. Садитесь, а букеты положите перед собой.
Облако медленно поднимается верх. Вам хорошо и спокойно. Вы наслаждаетесь красотой облачков на голубом небе. Вы видите, какие причудливые формы они принимают.
6. Упражнение “Ласковый мелок”(3 мин)
(у каждого ребенка кусочек пенопласта, похожий на мелок. Это нужно для того, чтобы дети не сделали больно)
- Каждый из вас сейчас будет рисовать на спине у соседа облака, а вы должны угадать, на что похоже нарисованное облако.
- Облако снова опускается. На этот раз у нас впереди пруд. Но вы, наверное, уже проголодались.
7. Упражнение “Винегрет” (3 мин)
Каждый ребенок называет овощ, который нужен для винегрета, а затем как можно лучше размешивается в общей “салатнице” (кресле-подушке)
- Великолепный у нас получился винегрет. К “пруду” (сухой бассейн)нам с вами нужно пройти через лес.
8. Упражнение “Пройди через лес” (5 мин)
Дети становятся в цепочку, и держаться за руки, стоящий впереди поводырь, а остальные следуют за ним. Все дети должны соблюдать одно условие руки не должны разрываться.
(использовать сенсорную дорожку, мат, трапецию идр. создается полоса препятствий. Можно использовать звуки природы: птиц, воды, шелест листвы)
- Наконец добрались. Теперь каждый из вас бросает в “пруд”(сухой бассейн) свои цветы и ныряет туда сам.(дети расслабляются, нюхают цветы, можно включить расслабляющую музыку: например Бах “Итальянский концерт”-уменьшает злобность)
Рефлексия:
Ну, как самочувствие? Хорошо, давайте погладим себя-какие мы хорошие (гладим ручки, волосы, плечи, щечки…)
- А теперь снова на облако. Всем удобно? Поднимаемся все выше и выше.
9. Упражнение “Болтушки” (3 мин)
- Так как мы веселые и добрые привидения. Нам, конечно, хочется поболтать, болтать мы будем не языком, а ногами. Я буду кому-то из вас передавать информацию вот так, дотрагиваясь руками, а ваша задача передать ее с помощью ног всем находящимся на облаке.
- Ой, уже настала ночь (выключить свет, включить зеркальный шар, звуки вечерней природы и горящего костра. Появляется светильник “пламя” и вокруг кладется световой шнур) Облако опускается и мы спрыгиваем. Посмотрите, у нас появился костер, прислушайтесь к звукам ночи.
10. Упражнение “Серебряное копытце” (2 мин)
Привидения могут превращаться в кого захотят. Превратитесь в волшебного оленя. На вашей левой ноге – серебряное копытце. Как только вы трижды стукнете по земле, появятся серебряные монеты. Они не видимы, но с каждой монетой вы становитесь добрее и ласковее. И хотя люди не видят монет, они чувствуют вашу доброту, ласку, тепло которые отходят от вас. Они тянутся к вам, вы им больше и больше нравитесь.
Садитесь вокруг костра, вслушайтесь в его звуки.
11. Упражнение “Мой хороший” (3-5 мин)
Закройте глаза, а из ладошек сделайте лодочку. Каждому из вас я положу маленького друга, (ведущий кладет паралоновые шарики, с запахом лаванды-уменьшение агрессивности)
- Согрейте его своим теплом. Погладьте осторожно, нежно. Скажите ему как можно больше ласковых слов, назовите его ласково. (Дети гладят, шепчут в ладошки. Нужно стараться , чтобы дети как можно больше проявляли ласку и нежность.)
(маленькие друзья остаются у детей)
12. Упражнение “Сон” (1мин)
Пора приведениям отдохнуть, (дети ложатся на ковер)
- Вы ложитесь на мягкую траву. Закрываете глаза. Вы лежите и наслаждаетесь покоем. Слышите треск костра, пение цикад. Чувствуете, ваше тело наливается добротой и лаской. Вы становитесь все добрее и добрее. Вы любите всех кто вас окружает. Вам приятно и легко.
Наше облачко медленно тает, поблагодарите его за путешествие. И нам с вами пора возвращаться. На счет три вы откроете глаза и превратитесь снова в детей и окажетесь в школе. Раз, два, три! Открыли глаза, потянулись, встали.
13. Рефлексия (3 мин)
- Вам понравилось путешествие?
Как вы себя чувствуете?
Чего у вас стало больше?
Что осталось у вас?
14. Ритуал прощания. (2 мин)
Дети встают лицом к лицу (на расстоянии вытянутых рук), поднимают руки вверх. Каждый участник проходит сквозь строй, а стоящие ласково ласкают проходящего по голове, плечам, рукам. И так пока не пройдут все. Прошедшие становятся впереди.
Использованная литература
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми” - СП 2003 г.
- Л.Г. Федоринко “Психологическое здоровье в условиях школы”, СП 2005 г.
- И.А. Фурманов “ Детская агрессивность” М, 2004 г.
- “Школьный психолг” №6, 2007 г.
- “Школьный психолг” №5,2007
- Материалы сайта RIN.