Развитие и коррекция эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста с использованием цвета
Автор: Сидорова И.В.
«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей» (Макаренко А.С.).
Не каждый взрослый, умеет контролировать свои эмоции и поведение. Что же говорить о детях. Как помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ребенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности? Как пробудить заторможенного и как снять перевозбуждение с гиперактивного ребенка? Избавить от страхов и тревожности? Как научить ребенка «высказывать» свое состояние? Никакие уговоры, наказания не способны существенно изменить внутренний эмоциональный мир, поведение ребенка. Поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок в семье, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов, от интеллектуального развития ребенка.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали мало общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции что приводит к импульсивности поведения. Взрослые лишили ребенка возможности философски осмыслить жизнь и определить свое место в ней. Они лишили его способности учиться понимать не только окружающий мир, но даже и свою внутреннюю жизнь. Что же есть внутренняя жизнь ребенка? Очень много написано сегодня о внутренним мире человека. Психолог Козлов Н. в своих философских сказках пишет: «За внешностью, за оболочкой тела человека мне всегда видится человек внутренний, и почти всегда это маленький, жалкий ребенок. Иногда, ребенок, рано состарившийся, с потухшими усталыми глазами и повисшими вялыми ручками. Иногда – в синяках, ранах и ссадинах маленький звереныш, затравленно озирающийся и насмерть бьющийся с только ему видимыми врагами». И в этом – трагедия, которая возникает, потому что отсутствует, не сформировано то, что называется внутренним планом человека. Внутренний план – это то, что делается в душе, за призмой внешних действий. Это внутреннее «Я». Ребенку необходимо научиться понимать этот внутренний план. Только поняв свой внутренний план (мир), можно разглядеть внутренний план Другого Человека.
Цвет это путь познания своего «Я», свободного переживания своего особого качества. Если «Я» не ограничивается тем, что позволяет чистым качествам воздействовать на себя, свое сознание, однако делает это содержание своей внутренней жизнью, тогда появляется нечто новое. Так, например, цвет может вызвать чувство движения, внутреннего тепла. Речь идет не об ассоциативных представлениях, а о внешнем чувственном процессе, чисто эстетическом восприятии, пронизывающим наше «Я» во взаимосвязях осознанного мышления.
Интересна в этом отношении философия воспитания ребенка в Японии, где сверхзадача педагога состоит в том, чтобы сформировать гармонию в душе малыша: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни». Японские педагоги первоначально выявляют цвета, отсутствующие в рисунках детей. Затем приводят их к овладению всеми известными цветами гармонического видения. Тем самым решается целый комплекс педагогических задач.
1. Искусство привлекается как метод воспитания ребенка.
2. С помощью цвета изучается настроение природы и влияние его на самочувствие человека.
3. Формируется пространственное ощущение цвета.
4. Осмысляется цветовой язык звуков.
5. Развивается категория мышления.
Практически решается проблема диалога цветов, определяется влияние последнего на жизнь человека.
Здесь следует обратиться и к позиции Гете, который разработал дидактику учения о цвете. Он подчеркивал вызывающий характер красного, тишину, которую ощущает душа в синем. Из дидактики восприятия цвета по Гете следует что нужно:
1. Как можно раньше дать возможность ребенку жить в мире цвета, ощущать особый нюанс в каждом цвете.
2. Понять, что цвета говорят человеку, ибо в каждом цвете открыт целый мир.
3. Научить понимать, что сами цвета говорят друг другу – не символически и аллергически, а художественно.
Цвет окружал человека и воздействовал на него с незапамятных времен, однако только сравнительно недавно мы смогли, воспроизводить, и использовать цвет так широко, как это делаем сегодня.
С первых дней жизни ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Однако мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра. В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух – трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре – пять цветов. К концу дошкольного возраста им не составляет труда дифференцировать сложную цветовую палитру.
Ребенок растет и непрерывно изменяется. «Живя, ребенок входит в бесконечное число отношений со всем сложнейшим миром окружающей действительности, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, осложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка» (Макаренко А.С.). А главная задача педагога направить это развитие и руководить им, то есть так организовывать жизнь детей, чтобы, участвуя в ней, у детей формировались все желаемые качества.
Если ребенок совершает безнравственные поступки, не следует торопиться с выводами. Следует знать, что ребенок зажат во внутреннем плане, и если он «не вывернется отчаянным рывком», он будет потерян во внешнем мире. Так поможем ребенку стать эмоционально устойчивым, гармоничным, для успешной в дальнейшем социализации.
Технология развития и коррекции эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), с использованием полифункционального и интерактивного оборудования.
Тема: Страна Цвета
Цель: оптимальная адаптация внутреннего и внешнего мира ребенка
Задачи:
- устранение или ослабление неблагоприятных воздействий на ребенка;
- осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
- осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности;
- творческая самореализация.
Поставленные задачи приводят к развитию навыков саморегуляции, волевым задержкам, к расширению возможности управлять своим внутренним миром и эмоциями.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), с использованием полифункционального и интерактивного оборудования. Количество детей в подгруппе 4-5 человек. Продолжительность занятия 30 минут.
План – схема занятий
1. Вводная часть.
Цель: настроить группу на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры: приветствие, психогимнастическое упражнение
2. Рабочая часть.
Этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры:
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- игры пальчиковые;
- упражнения на дыхание.
3. Завершающая часть.
Создание чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии
Основные процедуры:
- релаксация;
- рисование – роспись
Оранжевый цвет
Цель: Расширение представлений детей об оранжевом цвете. Развитие восприятия, внимания, мышления. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации. Формирование обонятельных и вкусовых образов. Развивать групповую сплоченность.
Оборудование и материалы: интерактивное оборудование. Предметы оранжевого цвета, куклы Феи белого и оранжевого цветов, гуашь красного и желтого цвета. Картины оранжевых цветов, фруктов, овощей, различных предметов окружающего мира на фланелеграфе.
Ход занятия:
Введение:
Включается тихая музыка, с детьми встаем в круг, Здороваемся. «Сегодня к нам пришли гости (здороваемся с ними), а так как мы путешествуем по волшебной стране, давайте пригласим их с нами, покажем эту удивительную страну». Одобрение детей…
Дети проходите, усаживайтесь по удобнее, закрывайте глазки, начинаем наше путешествие (включается «Волшебный шар»), открывайте глаза. Мы с вами в стране «Разноцветье». Сегодня в танце с нами кружатся разноцветные снежинки. Вставайте, присоединимся к ним. Протяните руку и «поймайте» снежинку в свою ладошку. Потанцуем с ней... (Имитация). Снежинка главная зимняя радость детей. Она холодная…, нежно падает…, ложится на землю…, замечательно…,танец завершается, (музыка делается тише). Дети вам нравится, когда много снега, что вы делаете на улице когда большие сугробы? Ответы детей. Молодцы. Спасибо, вы были замечательными снежинками, проходите на пуфики, усаживайтесь поудобнее.
Оранжевая фея приглашает вас сегодня в оранжевую страну. В тех местах на земле, куда упали оранжевые лучи света, появились (картины на фланелеграфе), рыжие животные – лиса, белка, запели птицы – ярко-оранжевые канарейки, вспыхнули огоньками цветы - настурции, ноготки и лилии, на плодовых деревьях налились и созрели мандарины и апельсины. Даже глубоко под землю проникли лучи феи и окрасили в оранжевый цвет морковь.
Погружение в цвет
Пройдите и посмотрите на предметы оранжевого цвета (поднимается покрывало, звучит громче музыка стихии «Земля»).
Попробуйте почувствовать, какие ощущения вызывает оранжевый цвет. Какое настроение создает? Он вам кажется легким или тяжелым, теплым или холодным, радостным или грустным, сильным или слабым?... Ответы детей. Правильно Оранжевый цвет – теплый и мягкий. Он бодрит, Оранжевый создан для счастья и общения.
Игра «Расскажи»
Назовем предметы, которые перед вами. Выберите каждый себе, какой-либо предмет, и расскажите, что он умеет делать. Например, оранжевая морковь умеет расти, когда она созревает, то радует нас своим цветом, без нее не сворить суп, а еще она очень сладкая и полезная. Оранжевая пробка умеет закрывать и открывать бутылку с водой, иначе вода бы вылилась. Оранжевая бабочка умеет летать, садиться на цветы, пить цветочный сок, радовать наши глазки и т.д. Молодцы!
Еще фея приготовила нам загадки послушайте внимательно:
На привале нам помог: суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош, да с собой не понесешь. (Огонь, костер).
Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова? (Огонь).
Упражнение «Огонек»
Огонь часто называют «маленьким солнышком». Сейчас мы потренируем наши глазки, посмотрим на огонек. Включается «Огонь» настольный. Дети пристально смотрят на «пламя», а затем по сигналу психолога дети поворачивают голову вправо, не отводя взора от «пламени», медленно возвращают голову в исходное положение. То же выполняется в левую сторону. Двигается только голова; взгляд всегда остается на «пламени».
Игра «Ах, какой вкусный, оранжевый цвет!»
У каждого цвета есть свой запах и вкус. Оранжевая Фея хочет угостить вас фруктом из своего оранжевого сада. сначала вдохнем оранжевый цвет, что он вызывает у вас. Теперь попробуем на вкус мандарин (психолог раздает детям по кусочку мандарина). Медленно раскусите, тщательно прожуйте и только потом проглотите.
Тебе понравилось? (Он сладкий, мягкий, сочный)
- Вы ощутили, как вместе с оранжевым мандарином, вас наполнил радостный цвет – оранжевый.
Этим цветом пользуются клоуны всего мира, так как оранжевый вселяет радость, уверенность в себе, доброжелательность и терпимость.
Упражнение «Бабочка»
Заканчивается зима, приближается время года – весна. Первым из насекомых, кто просыпается от зимней спячки, бабочка. Посмотрите, что за чудо вам приготовила оранжевая Фея!?! Это бабочка, Оранжевая, очень красивая. Давайте мы с вами попробуем изобразить бабочку.
Встаньте в пары, повернитесь друг к другу спинками, прижмитесь, вытяните руки, соедините ладошки друг с другом, представьте себе, что вы большая, добрая, оранжевая бабочка. (Включается музыка громче). Помашем руками, будто бабочка порхает. Не дружно у нас получилось, давайте еще раз, попробуем, будьте внимательными, помашем крылышками вместе. Вдох, носиком – вместе руки вверх. Выдох, ртом – вместе руки вниз. Повторить несколько раз. Молодцы! У вас хорошо получилось! Вы очень дружные!
Самовыражение в цвете
Для получения оранжевой краски психолог показывает детям смешивание двух цветов: красного и желтого. После того как дети получили в своих палитрах нужный цвет предлагаем перед трудной работой размять пальчики.
Пальчиковая игра «Лисица»
Я буду читать стихотворение, а вы на каждую слово, сжимать кончик каждого пальца поочередно на обеих руках. Повторяйте за мной.
Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке: пять опят,
И пять лисичек, для лисят
И для лисичек! Все! (2 – 3 раза) Молодцы!!!
Приступаем к расписыванию бабочки. Напоминаем детям о деталях (дорисуй усики), просим придумать имя для своей бабочки. У вас получились замечательные оранжевые бабочки. Очень красиво! Спасибо!!!
Итог занятия
Фея говорит вам спасибо за ваше участие в увлекательном путешествии и в свою очередь, хочет вас, отблагодарить. Она принесла корзину с мандаринами. (Раздаем детям). И, просит «донести», оранжевую радость, своим родным, мамам, папам, братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам.