1. ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет
Общеизвестно, что образование - это комплексный целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека. Образование характеризуется и как познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, а также по их совершенствованию. В настоящее время серьезные изменения в природе, вызванные в основном антропогенным фактором, способствовали повышению внимания к экологической проблематике, что вызвало необходимость выделить в особую систему образование для устойчивого развития общества, включающее в качестве одного из компонентов экологическое образование. Его определяют как процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде. Основная цель экологического образования, достижение которой и должно привести к устойчивости во всех сферах жизни общества - это формирование экологической культуры населения (всех возрастов, социальных категорий и т.д.) - такого уровня восприятия людьми природы и отношения каждого человека к миру, который сможет предотвратить глобальный экологический кризис нашей планеты.
Потенциальные возможности экологического образования в области воспитания культурного гражданина планеты Земля обширны. Интеграция наук привела к тому, что в содержании экологии и теории и методики преподавания экологии находят отражение такие области знания, как психология, психодиагностика, психофизиология. Человек, находясь в центре экологических проблем, становится непосредственным участником и объектом, и субъектом исследований в области экологического образования. Все больше требуется знаний о процессах, скрытых от непосредственного наблюдения. В частности - процессах восприятия природных элементов, природной среды и урбанизированных территорий. Поскольку экологическое образование «должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности возможности взаимодействия с миром природы» [3], то изучение механизмов и способов этого взаимодействия является просто необходимым для устойчивого существования человека и природной среды.
Актуальной, в то же время недостаточно изученной остается междисциплинарная область под названием видеоэкология. Будучи тесно связанной с педагогикой, психологией и урбоэкологией, это научное направление требует комплексного подхода. Предмет видеоэкологии расположен в пространстве чувственного восприятия окружающего мира, среди которого: «Наиболее значительным для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения» [2]. Поэтому опора на сенсорную экологию в рамках непрерывного экологического образования значима для понимания ключевых понятий и причин неблагоприятного «неэкологичного» поведения в среде, идущего от антропоцентрического типа сознания, прочно закрепившегося в умах и диктующего выбор поступков и действий по отношению к природному окружению. На сегодняшний день человека больше волнует вопрос пользы либо вреда, получаемого от существующей экологической обстановки. На жизнь человека в городе кроме экономических и социальных условий влияет комплекс факторов визуальной и аудиальной среды, которые при негативном своем проявлении неблагоприятно воздействуют на общее состояние и самочувствие человека. И как следствие, возникает чувство усталости и раздражения от пыльных улиц города, и жители стремятся в парк, ближе к природе, подальше от шума машин, серых домов. Визуальная среда действует, как любой экологический фактор. Визуальное окружение и комфортность городской среды становятся такими же важными, как и проблемы загрязнения воды и воздуха, нарушения почвенного и растительного покрова и уничтожение объектов живой природы. Воспринимаемый сенсорной системой человека пространственный ландшафт городской среды включает в себя такие характеристики, как: цветовая гамма, звуки и запахи. Они различаются по своему диапазону и насыщенности в городе и парках. Изучение влияния данных аспектов на человека и разработка технологий управляемого воздействия с целью воспитания «нежных чувств» по отношению к окружающему миру - значимая задача экологического образования.
По своей сути сенсорная экология - это способ «развернуть экологическое сознание», поскольку именно неблагоприятная визуальная среда в городе вызывает «некий подсознательный неконтролируемый протест», следствием которого и является «пренебрежительное отношение к своему дому, жилищу, своему двору» [5], то есть поведение, характеризующее антропоцентрический тип взаимодействия с природой.
С целью включения в научную область видеоэкологии новых знаний учеными и практиками была проведена оценка факторов, воспринимаемых горожанами органами чувств, изучено влияние визуальной среды на самочувствие людей. В ходе исследования использовались различные анкетные опросники, методики Люшера, а также данные основателя видеоэкологии Филина В. А. [6]. Исследование факторов городской среды, воспринимаемых органами чувств человека, выявило безоговорочное влияние аудиальной и визуальной среды на жизнедеятельность каждого человека.
Визуальное окружение оказывает воздействие на психо-эмоциональное состояние человека (настроение, самочувствие), определяя его коммуникативные качества как объекта социальной среды, здоровье и жизнь в окружающем мире.
Визуальная среда, влияя на настроение и самочувствие горожан, как главный фактор сенсорного восприятия играет главенствующую роль в ходе воспитания экологической культуры. Полученные нами данные о визуальной среде нашего города позволяют использовать их на занятиях по воспитанию экологической культуры, культуры отношений, взаимодействия с окружающим миром. Основная цель - это воспитание чувства прекрасного у каждого обучающегося независимо от возрастной категории, а также способности видеть и отличать визуальные объекты, созданные человеком, от природных, ставить в приоритет естественную среду над техносферой, выявлять возможности и пути сохранения всего живого. Именно этот пласт в целостном экологическом образовании может способствовать формированию именно такого отношения к природе, всему живому, которое и включает понятие «экологическая культура».
Анализ литературных источников, результатов собственных наблюдений показывает, что в настоящее время целесообразно использовать данные по видеоэкологии на занятиях дополнительного, внешкольного образования и кружковой работы педагогов со школьниками младших классов, а также на других следующих ступенях непрерывного экологического образования.
Созерцание красоты и гармонии, существующей и в природной, и в городской среде, завершенных культурно-исторических архитектурных ансамблей позволяет не только познакомить с формами благоприятной инфраструктуры, но и подсказать способы организации визуального комфорта территорий.
Занятия со школьниками традиционно больше направлены на ознакомление со способами благоприятного комфортного строительства и оформления. В то время как старшеклассники и студенты должны принимать непосредственное участие в создании зон визуального комфорта.
Нами в процессе опытно-экспериментальной работы использовались различные формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и экскурсии по теме «Я и мир вокруг меня». Подобные занятия нацелены на изучение визуальной среды и комфорта (комфортного состояния) парковой зоны города.
Методика проведения подобных занятий разработана с целью формирования основ экологической культуры у младших школьников средствами наблюдения за природными объектами визуальной среды города, его парковой зоны. Изучая объекты визуальной среды парковой зоны города, школьники учатся развивать пространственное воображение (например, игра «Что на что похоже», некоторые объекты окружающей среды похожи на различные фигурки), фантазию. Взаимодействие с объектами окружающей среды позволяет сформировать умения и навыки экологически сообразной деятельности.
Такие занятия-экскурсии проводятся по экологической тропе. Экологическая тропа, проложенная в центральном городском парке, состоит из следующих станций: «Березовка», «Приемная Посейдона», «Спортивная» (Карусель), «Русалочка». Каждая станция тропы включает в себя ряд природных компонентов визуальной среды парка, а также искусственные объекты визуальной среды, такие как памятники, природно-ландшафтные сооружения.
Возраст обучающихся, принимавших участие в исследовании, 7-9 лет, они обучаются в начальном звене школы (1-3 класс).
Учащиеся до проведения эксперимента по дополнительной образовательной программе «Махаон» в рамках внешкольного экологического обучения обладали различной подготовкой и уровнем знаний в рамках образовательной области «окружающий мир, природа и человек». Так, в МБОУ СОШ № 32 с валеологическим уклоном в начальной школе с 1 по 3 класс ведется предмет «Окружающий мир» [1]. В МБОУ СОШ № 42 в начальном звене ведется предмет «Азбука экологии». Учащиеся МБОУ СОШ № 11 получали экологические знания только на внешкольных занятиях.
В результате обработки результатов, полученных в процессе эксперимента, были сделаны следующие выводы.
Аффективно-перцептивное восприятие как один из основных показателей компонентов экологической культуры у детей двух школ сформировано на одинаковом уровне. Полученный результат можно объяснить тем, что занятия в кружке выровняли возможности формирования данного компонента, хотя у школьников школы № 42, казалось бы, больше возможностей его формирования, так как они изучают азбуку экологии. Показатель сформированности эмоционально-чувственного (аффективно перцептивного) восприятия окружающего мира у школьников в 32 школе составляет 50 % от суммы всех компонентов, что выше, чем у других школьников. Дети достаточно эмоциональны в восприятии мира природы и стремятся к сочувствию и состраданию к объектам живого окружающего пространства.
Рис.1. Динамика развития компонентов экологической культуры
Мотивация и направленность познавательной активности, проявляющаяся в активном стремлении получать и перерабатывать информацию об окружающем мире, отражает когнитивный компонент как элемент субъективного отношения и в целом непрагматического поведения и деятельности в природе. Полученные результаты показывают различия и в сформированности данного компонента у детей между школами, в которых ведется экологическое воспитание, и школой без преподавания экологии как отдельной области знания - заметно отличаются. Более высокое стремление к расширению своих экологических знаний показали учащиеся школы № 32, ниже уровень стремления познавать природу у учащихся, посещающих лишь кружковые занятия.
Поведение в природе, имеющее непрагматический характер, характерно для 42 % учащихся школы с валеологическим уклоном. На этом же уровне определяется у школьников и склонность к деятельности, которая по отношению к природе и взаимодействию с ней будет иметь характер поступка, положительного действия по отношению к природе «без выгоды» для себя. Интересные результаты по школе № 11, которая по сформированности у учащихся данного типа субъективного отношения к окружающему миру находится практически на одном уровне со школьниками из валеологических классов.
Рис.2. Динамика развития поведенческого компонента экологической культуры
В целом, внешкольная работа по экологическому воспитанию и образованию эффективна и позволяет значительно улучшить характер взаимоотношений с природой в сторону непрагматической субъектной модальности компонентов экологической культуры учащихся. Занятия, позволяющие своими глазами увидеть и «прочувствовать» природное окружение в ходе экскурсии, на экологической тропе актуальны и обеспечивают большую отдачу в сравнении с традиционными уроками по экологии.
Рецензенты:
-
Моисеева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
-
Савиных Владимир Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.
Пристатейные списки литературы
1. Голубчиков С. Н., Пищулин В. И. «Зрительное загрязнение мегаполисов становится уже психиатрической проблемой». - http://www.ua-reporter.com/content/118062 (дата обращения 19.09.2011 г.).
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
3. Клепинина А. «Я и мир вокруг, 1-2 класс», изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. - 130 с.
4. Несговорова Н. П. Экологическое образование. Введение в предмет: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 163 с.
5. Радугин А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во «Центр», 1997. - 256 с.
6. Филин В. А. Видеоэкология: Что хорошо для глаза, а что плохо. - М.: Юниар-Принт, 2001. - 311 с.