«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Название раздела, тематика занятий |
Количество |
1 класс |
68 |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий |
2 |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
14 |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) |
1 |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) |
1 |
Формирование чувства равновесия («дорожка следов») |
1 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) |
2 |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика |
2 |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) |
2 |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка |
2 |
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) |
1 |
Работа в технике рваной аппликации |
1 |
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос |
1 |
Тактильно-двигательное восприятие |
4 |
Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) |
1 |
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов |
1 |
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» |
1 |
Игры с крупной мозаикой |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» |
1 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) |
1 |
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений |
1 |
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
18 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) |
2 |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом |
2 |
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) |
1 |
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» |
1 |
Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего») |
1 |
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) |
1 |
Различение предметов по величине (большой — маленький) |
1 |
Сравнение двух предметов по высоте и длине |
1 |
Сравнение двух предметов по ширине и толщине |
1 |
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу |
1 |
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) |
1 |
Дидактическая игра «Назови цвет предмета» |
1 |
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» |
1 |
Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) |
2 |
Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале |
1 |
Развитие зрительного восприятия |
5 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) |
1 |
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» |
1 |
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) |
1 |
Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) |
1 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения |
1 |
Восприятие особых свойств предметов |
4 |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом |
1 |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» |
1 |
Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» |
1 |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести |
1 |
Развитие слухового восприятия |
5 |
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» |
2 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений |
1 |
Различение речевых и музыкальных звуков |
1 |
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) |
1 |
Восприятие пространства |
7 |
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) |
1 |
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) |
1 |
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении |
1 |
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) |
1 |
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) |
1 |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур |
1 |
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» |
1 |
Восприятие времени |
5 |
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» |
1 |
Последовательность событий (смена времени суток) |
1 |
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» |
1 |
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели |
1 |
Дидактическая игра «Веселая неделя» |
1 |
2 класс |
68 |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий |
2 |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
14 |
Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») |
2 |
Координация движений (игры с мячом, обручем) |
2 |
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) |
1 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением |
1 |
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) |
1 |
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету |
2 |
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур |
1 |
Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога) |
1 |
Графический диктант (по показу) |
1 |
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм |
1 |
Работа в технике объемной аппликации |
1 |
Тактильно-двигательное восприятие |
4 |
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) |
1 |
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» |
1 |
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) |
1 |
Игры со средней мозаикой |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) |
1 |
Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений |
1 |
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» |
1 |
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
14 |
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) |
2 |
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) |
1 |
Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине |
1 |
Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине |
1 |
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога |
1 |
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога |
1 |
Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку |
1 |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» |
1 |
Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» |
1 |
Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали) |
1 |
Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.) |
1 |
Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале |
2 |
Развитие зрительного восприятия |
5 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога) |
1 |
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) |
1 |
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) |
1 |
Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) |
1 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения |
1 |
Восприятие особых свойств предметов |
6 |
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) |
1 |
Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» |
1 |
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений |
2 |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений |
2 |
Развитие слухового восприятия |
5 |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) |
1 |
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) |
1 |
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений |
1 |
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) |
1 |
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) |
1 |
Восприятие пространства |
7 |
Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения |
1 |
Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе» |
1 |
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) |
1 |
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа |
1 |
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами |
1 |
Пространственная ориентировка на поверхности парты |
1 |
Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов |
1 |
Восприятие времени |
7 |
Порядок месяцев в году |
2 |
Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» |
1 |
Знакомство с часами (циферблат, стрелки) |
1 |
Меры времени (секунда, минута, час, сутки) |
1 |
Определение времени по часам. Игры с моделью часов |
2 |
3 класс |
68 |
Обследование вновь принятых детей |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
12 |
Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») |
1 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) |
1 |
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) |
1 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением |
1 |
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) |
1 |
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях |
1 |
Рисование бордюров по образцу |
1 |
Графический диктант (зрительный и на слух) |
2 |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений |
2 |
Работа в технике объемной и рваной аппликации |
1 |
Тактильно-двигательное восприятие |
5 |
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) |
1 |
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» |
2 |
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» |
1 |
Игры с сюжетной мозаикой |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений |
2 |
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) |
2 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
14 |
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) |
1 |
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала |
1 |
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции |
1 |
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) |
1 |
Дидактическая игра «Часть и целое» |
1 |
Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов |
2 |
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку |
1 |
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные |
1 |
Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета |
1 |
Дидактическая игра «Цветик-семицветик» |
1 |
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов |
1 |
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») |
2 |
Развитие зрительного восприятия |
6 |
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу |
1 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) |
1 |
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами |
1 |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» |
1 |
Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») |
1 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения |
1 |
Восприятие особых свойств предметов |
6 |
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) |
1 |
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение |
1 |
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) |
2 |
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз |
2 |
Развитие слухового восприятия |
6 |
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» |
1 |
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» |
2 |
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона |
1 |
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков |
1 |
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» |
1 |
Восприятие пространства |
7 |
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов |
1 |
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» |
1 |
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» |
1 |
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части |
1 |
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа |
1 |
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) |
1 |
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты |
1 |
Восприятие времени |
7 |
Определение времени по часам |
2 |
Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) |
1 |
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» |
1 |
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) |
2 |
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
1 |
4 класс |
68 |
Обследование вновь принятых детей |
1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
10 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) |
1 |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) |
1 |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении |
2 |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) |
1 |
Графический диктант с усложненными заданиями |
2 |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) |
1 |
Дорисовывание симметричной половины изображения |
1 |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) |
1 |
Тактильно-двигательное восприятие |
5 |
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) |
2 |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной |
1 |
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) |
1 |
Игры с мелкой мозаикой |
1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий |
1 |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов |
1 |
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) |
2 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
12 |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом |
1 |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету |
2 |
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов |
1 |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) |
2 |
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) |
1 |
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» |
1 |
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) |
1 |
Узнавание предмета по одному элементу |
1 |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» |
2 |
Развитие зрительного восприятия |
7 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) |
2 |
Нахождение нелепиц на картинках |
2 |
Дидактическая игра «Лабиринт» |
1 |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» |
1 |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз |
1 |
Восприятие особых свойств предметов |
10 |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение |
1 |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха |
2 |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение |
1 |
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» |
1 |
Упражнения в измерении веса предметов на весах |
1 |
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) |
2 |
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) |
2 |
Развитие слухового восприятия |
6 |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) |
1 |
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» |
1 |
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» |
1 |
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» |
1 |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения |
1 |
Дидактическая игра «Угадай по голосу» |
1 |
Восприятие пространства |
6 |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции |
2 |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве |
1 |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений |
1 |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) |
1 |
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
1 |
Восприятие времени |
7 |
Определение времени по часам |
1 |
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» |
2 |
Работа с календарем и моделью календарного года |
1 |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
1 |
Последовательность основных жизненных событий |
1 |
Возраст людей |
1 |