В большинстве случаев дети по разному реагируют на различные сенсорные воздействия (стимулы). Понимание шаблонов реакций на окружающую среду каждого ребенка может помочь родителям и инструкторам при определении типов игрушек и занятий, которые ему нравится, также хорошо помогает в определении типов стимулов, которые должны или НЕ должны быть использованы в обучении или поощрении ребенка. Изучайте ребенка внимательно и описывайте его/ее реакцию на разные стимулы.
Звуки
- Как ребенок реагирует на громкие и тихие звуки? Реагирует ли он по разному если ожидает звук или если звук внезапный и неожиданный?
- Как ребенок реагирует на смену высоты вашего голоса? Как он/она реагирует на очень низкий или высокий тон голоса? Предпочитает ли он мужские или женские голоса?
- Как ребенок реагирует на музыку? Пытается ли он петь песни, даже если нельзя разобрать слов?
- Может ли ребенок имитировать ритмические паттерны на барабане или ксилофоне? Может ли он правильно повторить количество ударов или ритм?
- Соответствует ли норме громкость речи ребенка? Меняется ли громкость речи в зависимости от ситуации?
- Сколько слогов в предложениях, которые ребенок может уверенно имитировать?
- Как ребенок реагирует на «говорящие игрушки»? Впадает ли он с ними, как правило, в «само-стимуляцию» (включает их снова и снова), если его оставить с ними наедине?
- Способен ли ребенок расставить пропущенные слова в стишках (в книжках с рифмами) или в песенках без специального обучения?
Визуальные стимулы
- Может ли ребенок определять объекты по фотографиям? Как ребенок реагирует на рисунки выполненные карандашом? Реагирует ли он по-разному на смену контрастности цветов или более светлый фон рисунка выполненного карандашом (т.е. коричневый на рыжевато-коричневый или черный на белый)?
- Как ребенок реагирует на разное освещение? Ведет ли он себя по-разному при искусственном дневном свете, мягком или ярком свете?
- Реагирует ли ребенок по-разному на движущиеся раздражители или на относительно статичные?
- Реагирует ли ребенок по-разному на визуальные стимулы если он сам находится в движении?
- Впадает ли ребенок в «само-стимуляцию» с крутящимися или движущимися объектами?
- Способен ли он собирать головоломки? Если да, то, каких типов? Может ли он складывать перевернутые головоломки?
- Может ли ребенок разобрать и собрать игрушку?
- Способен ли ребенок найти дорогу к знакомым местам? Может ли он найти знакомые ему объекты если их перенесли в другое место?
- Может ли ребенок отреагировать на одну маленькую деталь на картинке. А не на картинку в целом?
Подвижность, тактильные ощущения и ощущение тела в пространстве.
- Старается ли ребенок быть «всегда в движении» или предпочитает более сидячий образ жизни?
- Однообразны ли движения или однотипны?
- Как ребенок реагирует на качание, кружение или танцы у Вас на руках?
- Есть ли разница в том, как ребенок реагирует на резкие движения или плавные?
- Как ребенок реагирует на маленькие (замкнутые) пространства? Большие (открытые) пространства?
- Когда ребенок гуляет, старается ли он забраться на объекты или ходит вокруг?
- Как ребенок реагирует на различную текстуру одежды или игрушек?
- Как ребенок реагирует на объятия по сравнению с легкими прикосновениями? Есть ли разница в том, как он реагирует на медленный продолжительный массаж против коротких штрихов стаккато? По-разному ли он/она реагирует на прикосновения к различным частям его/ее тела?
- Терпимо ли он относится к чистке зубов и умыванию лица? Как часто он берет разные предметы в рот?
- Кушает ли ребенок пищу разной текстуры и консистенции?
- Впадает ли ребенок в «само-стимуляцию» физически манипулируя предметами или частями тела?
- Способен ли ребенок последовательно выполнить некоторое количество движений для выполнения задания?
- Может ли ребенок последовательно выполнить некоторое количество действий с игрушками?
- Какой общий мышечный тонус у ребенка (собранный или расслабленный)? Меняется ли это при целенаправленных движениях?
Вкус
- Употребляет ли ребенок пищу с разными вкусами? Предпочитает ли он острую, соленую, сладкую или мягкую пищу?
- Пробует ли он пищу сначала языком или пригубливает до того как съесть?
Запах
- Проявляется ли у ребенка чувствительность к парфюмерии, моющим средствам или другим химическим веществам?
- Есть ли конкретный запах, который нравится ребенку?
- Нюхает ли он вещи до того как взаимодействовать с ними?
- Впадает ли ребенок в «само-стимуляцию» при контакте с запахами?
Школа Mariposa для детей с аутизмом. Учебное пособие для сотрудников (перевод).