Вы здесь

Оценка реакции ребенка на среду

В большинстве случаев дети по разному реагируют на различные сенсорные воздействия (стимулы). Понимание шаблонов реакций на окружающую среду каждого ребенка может помочь родителям и инструкторам при определении типов игрушек и занятий, которые ему нравится, также хорошо помогает в определении типов стимулов, которые должны или НЕ должны быть использованы в обучении или поощрении ребенка. Изучайте ребенка внимательно и описывайте его/ее реакцию на разные стимулы.  

Звуки

  1. Как ребенок реагирует на громкие и тихие звуки? Реагирует ли он по разному если ожидает звук или если звук внезапный и неожиданный?
  2. Как ребенок реагирует на смену высоты вашего голоса? Как он/она реагирует на очень низкий или высокий тон голоса? Предпочитает ли он мужские или женские голоса?
  3. Как ребенок реагирует на музыку? Пытается ли он петь песни, даже если нельзя разобрать слов?
  4. Может ли ребенок имитировать ритмические паттерны на барабане или ксилофоне? Может ли он правильно повторить количество ударов или ритм?
  5. Соответствует ли норме громкость речи ребенка? Меняется ли громкость речи в зависимости от ситуации?
  6. Сколько слогов в предложениях, которые ребенок может уверенно имитировать?
  7. Как ребенок реагирует на «говорящие игрушки»? Впадает ли он с ними, как правило, в «само-стимуляцию» (включает их снова и снова), если его оставить с ними наедине?
  8. Способен ли ребенок расставить пропущенные слова в стишках (в книжках с рифмами) или в песенках без специального обучения?

Визуальные стимулы

  1. Может ли ребенок определять объекты по фотографиям? Как ребенок реагирует на рисунки выполненные карандашом?  Реагирует ли он по-разному на смену контрастности цветов или более светлый фон рисунка выполненного карандашом (т.е. коричневый на рыжевато-коричневый или черный на белый)?
  2. Как ребенок реагирует на разное освещение? Ведет ли он себя по-разному при искусственном дневном свете, мягком или ярком свете?
  3. Реагирует ли ребенок по-разному на движущиеся раздражители или на относительно статичные?
  4. Реагирует ли ребенок по-разному на визуальные стимулы если он сам находится в движении?
  5. Впадает ли ребенок в «само-стимуляцию» с крутящимися или движущимися объектами?
  6. Способен ли он собирать головоломки? Если да, то, каких типов? Может ли он складывать перевернутые головоломки?
  7. Может ли ребенок разобрать и собрать игрушку?
  8. Способен ли ребенок найти дорогу к знакомым местам? Может ли он найти знакомые ему объекты если их перенесли в другое место?
  9. Может ли ребенок отреагировать на одну маленькую деталь на картинке. А не на картинку в целом?

Подвижность, тактильные ощущения и ощущение тела в пространстве.

  1. Старается ли ребенок быть «всегда в движении» или предпочитает более сидячий образ жизни?
  2. Однообразны ли движения или однотипны?
  3. Как ребенок реагирует на качание, кружение или танцы у Вас на руках?
  4. Есть ли разница в том, как ребенок реагирует на резкие движения или плавные?
  5. Как ребенок реагирует на маленькие (замкнутые) пространства? Большие (открытые) пространства?
  6. Когда ребенок гуляет, старается ли он забраться на объекты или ходит вокруг?
  7. Как ребенок реагирует на различную текстуру одежды или игрушек?
  8. Как ребенок реагирует на объятия по сравнению с легкими прикосновениями? Есть ли разница в том, как он реагирует на медленный продолжительный массаж против коротких штрихов стаккато? По-разному ли он/она реагирует на прикосновения к различным частям его/ее тела?
  9. Терпимо ли он относится к чистке зубов и умыванию лица? Как часто он берет разные предметы в рот?
  10. Кушает ли ребенок пищу разной текстуры и консистенции?
  11. Впадает ли ребенок в «само-стимуляцию» физически манипулируя предметами или частями тела?
  12. Способен ли ребенок последовательно выполнить некоторое количество движений для выполнения задания?
  13. Может ли ребенок последовательно выполнить некоторое количество действий с игрушками?
  14. Какой общий мышечный тонус у ребенка (собранный или расслабленный)? Меняется ли это при целенаправленных движениях?

Вкус

  1. Употребляет ли ребенок пищу с разными вкусами? Предпочитает ли он острую, соленую, сладкую или мягкую пищу?
  2. Пробует ли он пищу сначала языком или пригубливает до того как съесть?

Запах

  1. Проявляется ли у ребенка чувствительность к парфюмерии, моющим средствам или другим химическим веществам?
  2. Есть ли конкретный запах, который нравится ребенку?
  3. Нюхает ли он вещи до того как взаимодействовать с ними?
  4. Впадает ли ребенок в «само-стимуляцию» при контакте с запахами?

Школа Mariposa для детей с аутизмом. Учебное пособие для сотрудников (перевод).

Поделиться: