Признание данного факта повлекло за собой необходимость формирования новой научной парадигмы в исследовании нормы психического развития. Значительное расширение границ и инвариативность, неоднородность той психологической реальности, которую принято называть «норма» требует создания более подробной классификации детского развития с тщательным анализом пограничных вариантов и тех психологических механизмов, которые лежат в основе трудностей, возникающих у детей. В связи с этим возрастает потребность в разработке диагностического аппарата, обладающего значительными возможностями по определению и выявлению минимально выраженных индивидуальных особенностей психического развития, включающего в себя как четкую систему количественного анализа, так и серьезную качественную обработку данных.
Актуальность работы определяется тем фактом, что именно психомоторные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка согласно выдвинутому еще И.М. Сеченовым принципу единства познавательного процесса и двигательного акта. С другой стороны, по мнению большинства авторов (Добровольская Т.П., 1986, Кириченко Е.И., 1993, Мастюкова Е.М., 1991, Мендоса Х.Р., 1990, Тржесоглава 3., 1986, Осипенко Т.Н., 1996) именно проблемы двигательной сферы занимают центральное место в психологической картине трудностей развития.
Объектом нашего исследования являются психологические особенности развития психомоторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступили особенности регуляции психомоторных актов как одно из условий успешности начального обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние особенностей регуляции психомоторики на успешность-неуспешность начального обучения.
Гипотезы исследования: 1) Недостаточность развития психомоторики и ее взаимосвязей с другими психическими функциями является одной из причин специфических трудностей начального обучения.
2) Своевременная диагностика позволяет выявить следующие особенности регуляции психомоторных актов, влияющие на неуспешность начального обучения:
- слабая дифференцированносгь кинестетической регуляции;
- ригидно фиксированная связь визуальных и моторных функций,
- недостаточное участие речи в регуляции психомоторики.
3) Психопрофилактическая и психокоррекционная работа, построенная с учетом выявленных особенностей развития психомоторики, - один из эффективных способов преодоления трудностей начального обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы регуляции психомоторики, ее развития в онтогенезе и методов диагностики в отечественной и зарубежной литературе.
2. Разработать комплексную систему методик, направленных на исследование регуляции моторных функций.
3. Осуществить экспериментальное исследование сформированности различных уровней регуляции психомоторики с помощью разработанного диагностического комплекса.
4. На основе результатов апробации комплексной системы методик провести сравнительный анализ психологических особенностей психомоторного развития в зависимости от возраста испытуемых, а также успешности-неуспешности обучения.
5. Разработать программу психолого-педагогической профилактики и коррекции трудностей, возникающих на начальных этапах обучения в школе в связи с особенностями психомоторного развития.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования был систематизирован обширный материал по проблеме психомоторного развития. Результаты диссертационного исследования позволили несколько расширить и уточнить содержание понятий «психомоторика» и «регуляция психомоторики». На основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования были выявлены различные уровни регуляции психомоторики, последовательно формирующиеся в онтогенезе. Описаны и представлены психологические особенности психомоторного развития, оказывающие влияние на успешность-неуспешность начального обучения. Теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена комплексная система методик, обладающая широкими возможностями по определению и выявлению минимально выраженных индивидуальных особенностей психомоторного развития, включающая четкую систему количественного анализа и качественную обработку данных.
Практическаязначимостьработы определяется необходимостью изучения особенностей психомоторного развития с целью разработки эффективных диагностических средств и своевременной организации психокоррекционных мероприятий для профилактики трудностей обучения. Материалы исследования были положены в основу создания программы коррекционно-развивающей работы практического психолога, а также психолого-педагогических рекомендаций для учителей начальных классов.
Методологической основой диссертационной работы являются основные положения фундаментальны х психологических и физиологических теорий, сформулированные в трудах Н.А.Бернштейна (1947, 1966) о сенсорных коррекциях и уровневом построении движений, Л.С.Выготского (1982) о культурно-историческом происхождении высших психических функций, А.Н.Леонтьева (1981, 1983) о проблемах развития психики и деятельностном подходе в психологии, А.Р.Лурия (1959, 1962, 1973) о системной динамической локализации высших психических функций.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими положениями, опорой на теоретические и методологические принципы, разработанные в отечественной психологии, качественной и количественной репрезентативностью выборки испытуемых, комплексностью используемых методов и методик психологического исследования, в том числе и статистических.
Апробация и внедрение. Полученные в исследовании результаты были представлены на научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры психологии МПГУ, учебно-методических объединениях и семинарах, в докладах на VI Европейском Психологическом Конгрессе (Рим, 1999), на IX Европейской Конференции по психологии развития (Греция, 1999).
Материалы диссертационного исследования используются в лекционных курсах, практикумах и специализированных курсах для студентов химического факультета МПГУ, обучающихся по дополнительной специальности «школьный психолог», на факультете по подготовке практических психологов ИПК МПГУ, на факультете дошкольной педагогики и психологии МИПКРО, на учебно-методических семинарах для психологов Департамента образования Восточного Административного округа г. Москвы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Оптимальный уровень развития психомоторики и ее координаций с другими психическими функциями оказывает влияние на психическое развитие ребенка и является важным прогностическим признаком успешности начального обучения.
2. К причинам трудностей, возникающих в период начального обучения, относятся такие особенности психомоторного развития как
- слабая дифференцированность кинестетической регуляции моторики;
- ригидно фиксированная связь визуальных и моторных функций;
- недостаточная включенность речевых функций в организацию психомоторных актов.
3. Специально организованная и своевременная психокоррекционная программа, направленная на развитие речевой, визуальной и кинестетической регуляции психомоторных актов, позволяет преодолеть трудности начального обучения.
Заключение диссертации Заключение.
Данная работа содержит исследование влияния особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения.
В теоретическом плане был систематизирован материал по проблеме психомоторики, ее регуляции и развития в онтогенезе, а также методам диагностики. Результаты диссертационного исследования позволили несколько расширить и уточнить содержание понятий «психомоторика» и «регуляция психомоторики».
На основании теоретического анализа были выявлены различные уровни регуляции психомоторики, последовательно формирующиеся в онтогенезе, наиболее значимыми из которых являются кинестетическая, визуальная и речевая регуляция.
Материалы проведенного экспериментального исследования показали, что возрастной период от пяти до восьми лет является важным этапом психомоторного развития ребенка, основной характеристикой которого является серьезные изменения в структуре ее регуляции. Эти изменения, прежде всего, касаются взаимоотношений визуальных и моторных функций, и заключаются в достижении относительной свободы движения от необходимости постоянного визуального контроля. Наиболее важную роль в этом процессе играет укрепление речевой регуляции психомоторики.
Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутое нами предположение о том, что недостаточность развития психомоторики и ее взаимосвязей с другими психическими функциями является одной из причин специфических трудностей начального обучения. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что слабая дифференцированностькинестетической регуляции, ригидно фиксированная связь визуальных и моторных функций и недостаточное участие речи в регуляции психомоторики могут вызвать трудности начального обучения.
В результате теоретического и экспериментального исследования были сформулированы основные принципы и положения психокоррекционно-развивающей программы, отобраны и разработаны упражнения, задания, этюды составившие ее содержание. Практическое внедрение разработанной программы в практику работы детского психолога показало ее высокую эффективность в преодолении трудностей начального обучения. Однако в рамках данной диссертационной работы нами не было проведено специальное исследование, предполагающее выбор работающего критерия, который бы позволил количественно оценить эффективность предлагаемой программы и сравнить ее эффективность с другими психокоррекционнымисредствами. Предполагается дальнейшая работа в этом направлении, а также подготовка и выпуск специального методического пособия, в котором подробно будет изложена данная психокоррекционная программа, для психологов, работающих в сфере образования.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование влияния особенностей психомоторного развития на успешность начального обучения позволило сформулировать следующие выводы:
Важной психологической особенностью психомоторного развития в возрастном периоде от 5 до 8 лет является интенсивный рост речевого влияния на организацию движений, в тоже время взаимоотношения между моторными и визуальными функциями становятся более независимыми.
Разработанная комплексная система методов обладает значительными возможностями по определению и выявлению минимально выраженных индивидуальных особенностей психомоторного развития и включает в себе системы количественного и качественного анализа. Результаты нашего эмпирического исследования обнаружили, что причинами трудностей, возникающих у детей в начальной школе, могут быть определенные особенности психомоторного развития, в частности слабая дифференциация кинестетической регуляции, ригидно фиксированная связь визуальных и моторных функций, ведущая к необходимости постоянного зрительного контроля за выполнением действий и недостаточная включенность речевых функций в организацию психомоторных актов.
Полученные в диссертационной работе данные диагностического исследования позволили описать и классифицировать различные варианты психомоторного развития детей с целью оказания им дифференцированной психологической помощи организации психопрофилактической работы, направленной на преодоление трудностей начального обучения. В основу классификации было положено соотношение уровней развития кинестетической, визуальной и речевой регуляции психомоторики.
• Разработанная нсихокоррекционная программа, направленная на развитие речевой, визуальной и кинестетической регуляции психомоторики, обладает высокой эффективностью в преодолении трудностей начальных этапов обучения.
Материалы диссертации вошли в разработанный специализированный курс для студентов, обучающихся по специальности «практический психолог», включающий в себя основные теоретические положения диссертационной работы, а также подробное изложение диагностических процедур и психокоррекционной программы.
Исследования в данной области представляются весьма актуальными и перспективными. Одним из направлений наших дальнейших научных изысканий может стать изучение взаимовлияний и взаимосвязей психомоторики с более широким кругом психических функций и явлений, а также поиск и разработка диагностических средств, способствующих решению этих задач.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Макарова, Ирина Вилориевна, 2000 год
1. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук. -М., 1988. - с. 16.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, ЛГУ, 1968. - с. 339.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., «Наука», 1977. - с. 380.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. -т. 1,2.
5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. - с.547.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - с.446.
7. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса.// В сб. «Философские аспекты теории функциональных систем». -М., 1978. с. 125-152.
8. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., «Ось-89», 1997. - с. 224.
9. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова JI.B. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет.// Вестник МГУ. Серия 14, Психология, 1996, №2.- с. 51-58.
10. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. // В сб. «Нейропсихология сегодня» под ред. ЕДХомской. М., Изд-во МГУ, 1995. - с. 160-170.
11. Н.Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни в норме и патологии. Автореф. канд. дис. - М., 1983. -с.24.
12. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. -с.320.
13. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - с.143.
14. Бернпггейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - с.347.
15. Вайзман В.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. -с.121.
16. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Прогресс, 1967. -с. 196.
17. Волкова Г.А. Развитие моторики у детей раннего возраста с заиканием и без заикания.// В сб. «Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. JI, 1987.
18. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч. в 6-ти томах. Т.6. М., Педагогика, 1984. - с. 5-90.
19. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -с.500.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Педагогика, 1984.
21. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития от рождения до шести лет. М.-Л., 1930. -с.370.
22. Глезерман Е.Б. Мозговые дисфункции у детей. М.: Наука, 1983. -с.239.
23. Головей JI.А. Опыт изучения психомоторной организации человека. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. Л., 1973.- с.23.
24. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. -М.: МГУ, 1982, с. 208.
25. Гончаров О.А., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Нейропсихологическое исследование высших психических процессов у успевающих учеников начальных классов средней школы. В ж. «Дефектология», 1996, №6.-с. 7-13.
26. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. - с. 174.
27. Гурфинкель B.C., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. ~ М. «Наука», 1965. с.256.
28. Гуткина Н.И., Данилова Е.Е., Двойнишников В.А. Сенсомоторика. Внимание. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996 (Серия: Диагностический инструментарий детского практического психолога. Вып. 1). - с.54.
29. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. (Очерки по теории структурности движений). М., «Физкультура и спорт», 1968. - с.176.
30. Ендовицкая Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. // Известия АПН РСФСР. 1955., Вып. 64. - с. 48-84.
31. Журавлева Е.А. Роль психомоторного развития в становлении произвольности как предпосылки успешности обучения. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Краснодар, 1995. - с. 18.
32. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М,: Медицина, 1981 - с. 272.
33. ЗЗ.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция: Научный обзор. Медицина и здравоохранение. Серия «Педиатрия». Обзорная информация// ВНИИМИ М., 1978. -с.50.
34. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от мотивов и условий его деятельности. «Известия АПН РСФСР», вып. 14,1948. - с. 125-167.
35. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений: Доклад на XIV Международном Конгрессе по психологии в Монреале.// В ж. Вопросы психологии, 1955, N1.
36. Запорожец А.В. Проблема произвольных движений в свете трудов И.М.Сеченова. В ж. «Вопросы психологии», 1956, №1.
37. Иванов-Смоленский А.Г. Об изучении совместной работы первой и второй сигнальных систем мозговой коры. // ЖВНД, 1951, т. 1, вып. 1.
38. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей. // в сб. Психомоторика. Под ред. Ашмарина Б.А. и Ильина Е.П. Л., 1976. -с.4-22.
39. Калинина Н.В. Психологические особенности младших школьников с моторными нарушениями. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -М., 1997. с.27.
40. Кислюк Г.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии, 1956, № 6.
41. Кольцова М.М. , Касаткин Н.И. Особенности условнорефлекторной деятельности человека.// В кн. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 2. «Условные рефлексы и адаптивное поведение, гл. XIV. -М., «Наука», 1970.
42. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.,Наука, 1980.-с. 256.
43. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. С.-П.: Изд. Дом «МиМ», 1997.-с. 286.
44. Коссов Б.Б., Озернюк А.Т. Произвольность движения у младших школьников: диагностика и способы формирования. // В ж. «Физическая культура в школе», 1989, № 7. с.60.
45. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. // Методическая разработка. М., 1989 - с.107.
46. Красногорский Н.И. К физиологии становления детской речи. В «Журнале высшей нервной деятельности, т.П, вып. 4, 1952. -с. 474481.
47. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. Л.: «Медгиз», 1958. - с. 320.
48. Кукуев Л.А. Структура двигательного анализатора (эволюция, связи и роль в патологии мозга). Л., «Медицина», 1968. - с. 279.
49. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6-7 лет. Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1996, № 2. - с. 58-64.
50. Лебединский В.В. Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга. Автореф. дисс. на соискание учен, степени канд. психол. наук. М., МГУ, 1967. - с. 17.
51. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.-с. 167.
52. Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития. // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М., 1998. - с. 193-200.
53. Леонтьев А.Н. Запорожец А.В. Восстановление движения. Исследование восстановления функции руки после ранения. М., 1945.-с. 23.
54. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. - с.584.
55. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.2, М.: Йзд-во АПН РСФСР, 1952. - с.335.
56. Лисина М.И., Неверович Я.З. Развитие движений и формирование двигательных навыков.// В кн. «Психология детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1964.
57. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1995. -с. 76.
58. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Л., ЛГУ, 1963. - с.266.
59. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии//Вопросы ПСИХОЛОГИИ.-1975, № 2.-С.31-45.
60. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. -М.: Педагогика, 1978. с. 224.
61. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.
62. Лурия А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. — с.16.
63. Лурия А.Р. О регулирующей роли речи в формировании произвольных движений.// В «Журнале высшей нервной деятельности», т. VI, вып. 5, 1956. с. 645-663.
64. Лурия А.Р. Роль речи в формировании произвольного движения.// Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. - С. 327-337.
65. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1962. - с. 432.
66. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.2 - М., Педагогика, 1970. - с. 494.
67. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973 - с. 373.
68. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у человека. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. - с. 93.
69. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва - Воронеж, 1997. - с.64.
70. Марковская И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического развития.// в кн. Практикум по патопсихологии. М.: МГУ, 1987. - с. 136-157.
71. Марциновская Е.Н. Нарушение регулирующей функции речи у глубоко умственно отсталых детей.// В кн. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка» под ред. А.Р.Лурия, т. П. М., Изд-во АПН РСФСР, 19$8.
72. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению. Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996. -с. 46-50.
73. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: Интелтех, 1994. - с.65.
74. Методологические и теоретические проблемы психологии/ под ред.Б.Ф. Ломова.-М.,1984.-с.444.
75. Найдин В. Л. Реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями. М., «Медицина», 1972. - с. 248.
76. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития.// В ж. «Дефектология», 1979, № 2 с. 17-25.
77. Неверович Я.З, Овладение предметными движениями в преддошколном и дошкольном возрасте. Изд-во АПН РСФСР, 1948, вып. 14. -с. 167-197.
78. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. - с. 360.
79. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев, Изд-во «Лумина», 1989. - с. 112.89.0рбели Л.А. Избранные труды. Т. 3. Вопросы высшей нервной деятельности и ее развития М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1964. - с. 480.
80. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996. - с. 288.
81. Осипенко Т.Н., Скворцов И.А., Иванова И.А. и др. Минимальная статико-моторная недостаточность у дошкольников (клинико-электронейромиографическое исследование).// Журналневропатологии и психиатрии. -1988, № 3. с. 15-22.
82. Павлов И.П. Полное собрание трудов. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.
83. Парамонова Н.П. О формировании взаимодействия двух сигнальных систем у нормального ребенка. В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 1. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
84. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - с.216.
85. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников.// I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. -М., 1998. с. 231- 238.
86. Практикум по патопсихологии.// Под ред. Б.В.Зейгарник, В .В .Николаевой, В.В.Лебединского. -М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 185.
87. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Под ред. Лурия А.Р., т. 1,2. -М., 1956, 1958.
88. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Под ред. А.А.Бодалева. Л., 1976. - с.247.
89. Психомоторика. Сборник научных трудов. Л., 1976. - с. 128.
90. Райвичер С.А. Материалы к исследованию двигательной одаренности у детей.// В сб. «Вопросы педологии и детской психоневрологии». Вып. 2. -М., 1925.
91. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970. - с.127.
92. Розе -Гршценко Н.А., Головей Л.А. Психомоторная организация человека.// В сб. «Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов» под ред. А.А.Бодалева. Л., ЛГУ, 1972.-119-120 с.
93. Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М., Медгиз, 1948. - с.200.
94. Романенко O.K. Практическая гепггальттерапия. М., Фолиум, 1995. -112 с.
95. Рубинштейн С.Л. Предисловие. Учен. Зап. МГУ, вып. 90. Психология. Движение и деятельность. М., 1945.
96. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-c.704.
97. Рубинштейн С.Л. Избранные фнлософско-психологические труды. Основы онтологии логики и психологии. М.: «Наука», 1997. - с.463.
98. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., Просвещение, 1995. - с.256.
99. Сантана Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах. Автореф. на соиск. уч. степ, канд. псих. наук. -М., 1991. с. 18.
100. Семенович А.В., Архипов Б.А., Фролова Т.Г., Исаева Е.В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе. // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. -М., 1998.-е. 215-224.
101. Серебровская М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков.// В сб. «Физическое воспитание детей и подростков» под ред. Э.Ю.Шурпе. М., 1935.-е. 5-17.
102. Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики.// В кн. «Методы изучения детей и подростков», 4.1. под ред. Э.Ю.Шурпе и В.Н.Скосырева. М., Медгиз, 1935. - с. 162-175.
103. Сеченов И.М. Очерк рабочих движений человека М.: МГУ, 1906. - с.139.
104. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга.// Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. - с. 69-178.
105. Сеченов И.М. Психология поведения Москва-Воронеж-1995, с. 318.
106. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии -С.-П., Социально-психологический центр, 1996. с. 350.
107. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. - с. 190.
108. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. // В сб. «Нейропсихология сегодня» под ред. Е.Д. Хомской. М., Изд-во МГУ, 1995. - с. 154-160.
109. Соколов Е.Н. Механизмы памяти. Опыт экспериментального исследования. -М.: МГУ, 1969. с. 176.
110. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1979.- с.213.
111. Суханова Н.В. Взаимоотношения двигательного и вегетативного компонентов речевой реакции.// В кн. От простого к сложному. Элементы развития высшей нервной деятельности. M.-JL, «Наука», 1964.-с. 85-91.
112. Тихомиров O.K. Непосредственное влияние раздражителя и его преодоление с помощью речи. Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1. -с. 83-89.
113. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986,- с.256.
114. Ухтомский А.А. Собрание сочинений, т. 4. Л., ЛГУ, 1954.
115. Халецкая О.В., Трощин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Ниж. Новгород, 1995. - с. 36.
116. Хомская Е.Д. К вопросу о роли речи в компенсации нарушений двигательных реакций.// В кн. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка». М., 1956.
117. Хомская Е.Д. Исследование влияния речевых реакций на двигательные у детей с цереброастенией.// В сб. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка», т. П. -М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.
118. Цеханская Л.И. Этапы развития речевой регуляции решения познавательных задач в дошкольном детстве.// В сб. «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками» под ред. Л.А.Венгера Москва, ИНТОР, 1996. - с. 30-43.
119. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», «Владос», 1995. - с. 159.
120. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995 - с. 192.
121. Чхаидзе Л.В. Координация произвольных движений человека в условиях космического полета. М., «Наука», 1965. - с.134.
122. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - с.315.и
123. Шванцара И. и коллектив авторов. Диагностика психического развития. Авиценум, Прага, ЧССР, 1978. - с.388.
124. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. - с.328.
125. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников Разработка критериев оценки. Дис. канд. психол. наук. М., 1998. - с. 126.
126. Яковлева С.В. Условия формирования простейших видов произвольного действия у детей преддошкольного возраста. // Проблемы ВИД нормального и аномального ребенка. // Ред. А.Р.Лурия. М.: АПН РСФСР, 1958. - т.2, с. 47-71.
127. Янкаускас И.М., Логвинов Э.М. Моторика растущего женского организма. Вильнюс: Мокслас, 1984. - с.152.
128. Adams J.A. A closed-loop theory of motor learning. J. of Motor Behavior., 1971, v.3, p. 111-150.
129. Bayley N. Development of mental abilities. In: PJH.Mussen (Ed.). Carmichael's Manual of Child Psychology. -N.Y., 1970.
130. Bender L. A Visual Motor Gestalt Test and its clinical use. The American Orthopsychiatrical Association Research Monograph, 1938,3.
131. Bialer J. Conceptualization of success and failure in mentally retarded and normal children. I I Ann Arbor, Mich., 1966.
132. Cromwell R. A social learning approach to mental retardation. // In: Handbook of mental deficiency : Psychological theory and research. New York, 1963.
133. Doll E.A. (Ed.) The Oseretsky Tests of Motor Proficiency. -Minneapolis, 1959.
134. Fleishman E.A. Dimensional analysis of psychomotor abilities. -Journal of Experimental Psychology, 1954,48.
135. Fleishman E.A. The description and prediction of perceptual-motor skill learning. In. R.Glaser (Ed) Training Research, and Education. Pittsburgh, 1962.
136. Fleishman E.A., Ellison G.D. A factor analysis of fine manipulation tests. Journal of Applied Psychology, 1962,46.
137. Fleishman E.A., Hempel W.E., Jr. Factorial analyses of complex psychomotor performance and related skills. Journal of Applied Psychology, 1956, 40.
138. Fleishman E.A., Rich S. Role of kinesthetic and spatial-visual abilities in perceptual-motor learning. J. Exp. Psychol., 1963, v.66, p.6-11.
139. Gillberg С/ Perceptual motor and attention deficits in Swedish primary school children. Some child psychiatric aspects.// Child Psychol. Psychiatry. 1983, Vol. 24, N 3. - p. 437-447.
140. Kephart N.C. Perceptual motor aspects of learning disabilities // Exceptional Child 1964, Vol. 31, p. 201-206.
141. Koppitz E.M. The Bender Gestalt Test for Young Children. N.Y., 1964.
142. Pascal G.R., Suttel B.J. The Bender-Gestalt Test: Quantification and Validity for Adults.-N.Y., 1951.
143. Pew P.W. Human perceptual-motor organization. In: B.J.Kantowitz (ed.) Human information processing: tutorials in performance and cognition. New York, Erlbaum, 1974, p. 1-41.
144. Pobb M., Pew P.W. Skill training for the production of a memorized movement pattern. US NASA Contractor report - 1251, 1968.
145. Poulton E.C. On the stimulus and response in pursuit tracking. J. Exp. Psychol., 1957, v. 53, N 3, p.304-308.
146. Psychological assessment. UK, London, 1999. - p.110.
147. Sattler J.M. Assessment of Children's intelligence and special abilities. -Boston, 1976.
148. Schmidt R.A. Control processes in motor skills. In: J.Keogh, R.S. Hutton (eds.) Exercise and sport science reviews, 4. Santa Barbara, California, 1976 (b), p.229-261.
149. Sloan W. The Lincoln-Oseretsky Motor Development Scale. Genetic Psychology Monographs, 1955, 51.
150. Thomas R.M. Comparing theories of child development. Wadsworth Publishing Company, Inc. Belmont, California. - p. 507.
151. Tolor A., Schulberg H.C. An Evaluation of the Bender-Gestalt Test. -Springfield, 111., 1963.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vliyanie-osobennostei-razvitiya-psikhomotoriki-na-uspeshnost-nachalnogo-obucheniya#ixzz3CYIPa2MG