Вы здесь

Приниципы и основы телесной терапии

Тело является фундаментальной ценностью человека поскольку является изначальной данностью бытия в материальной Вселенной. Тело является основой личности и сознания и воспринимается как «Я».


Телесно-чувственный опыт является фундаментом психического развития, самопознания и познания окружающего мира. Следовательно тело является основой личности и сознания и воспринимается как «Я».


Каждый ребёнок обладает колоссальными возможностями чувствовать и ощущать различные проявления жизни. Далее в процессе развития тело формируется как универсальный общечеловеческий язык, передающий чувства, эмоции и отношение другим существам.

Однако социальная цензура часто провоцирует подавление естественных чувств. Это издержки авторитарного общества, воспитания в авторитарных семьях, сложности коммуникаций в период взросления, переживаемые стрессы и многое другое, приводящее к подавлению чувств и ощущений в теле, к утрате глубины переживаний, к оскудению изначально широкого диапазона эмоций или к неконтролируемой хаотичности и деструктивной интенсивности эмоций.

Вильгем Райх определил психологические проблемы и невротические состояния как следствие застоя в организме биологической или сексуальной энергии.


Хроническое психологическое напряжение является основанием для застойных явлений, что приводит к появлению соответствующих энергетических блоков в мышцах различных сегментов тела.


Это напряжение, становясь хроническим препятствует свободному течению энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию "мышечного панциря" или «брони», что создает благоприятную почву для развития невротического характера. Следствие - подавление естественной эмоциональной, физиологической и чувственной деятельности человека.

Тело запечатлевает маски и роли, избранные как способ защиты от травмирующих или неприятных переживаний. Эти маски как бы «врастают в память тела». Результат –«мышечный панцирь» - узлы и зоны хронического напряжения и зажимов.


Человек скован тем грузом неотреагированных эмоций и психологических защит, ставших «бронёй» на все случаи жизни. «Броня» характера проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и пр. Ограничиваются ресурсы жизненности и подвижности тела, снижается качество коммуникаций с миром и целостность самой личности, ограничиваются проявления творчества и потенциальных способностей.


«Броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной чувствительности и эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы…» Вильгельм Райх


Со временем человек привыкает и отождествляется с состоянием хронического напряжения и перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни. Личностные проявления практически полностью управляется логическим умом и набором моделей стереотипного поведения.


Жизнь становится бедной из-за отсутствия спонтанности в восприятия мира.

Попытки удержать выброс энергии (будь то гнев или желание чего-либо) происходят в связи с нашими обусловленностями как с раннего детства, так и в связи навязанными социальными стереотипами в зрелом возрасте. Ведь у каждого индивида есть нужда адаптироваться к окружающей действительности и не быть в этой среде изгоем.


Человек, который растет в семье, где непосредственного выражения чувств или эмоций (гнева, агрессии, шумной радости или огорчения и др.) не терпят, учится не выражать свои эмоции.

Ребёнок быстро понимает, что если он хочет любви и расположения своих родителей, он должен найти способ не выказывать «неугодную» эмоцию или чувство. Прятать всё внутри. Как следствие человек становится скованным, напряженным и неестественным.

Подавляя чувство, человек рождает внутренние конфликты – эмоции «отсекаются» от внешнего реагирования и восприятия, производимые действия – от настоящих желаний и чувств, понимание и мышление - от поведения.


Блокируя чувства, сдерживая жизненность, энергию бьющую ключом и эмоции, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. 

В семьях, где у родителей существует конфликт, неважно внутриличностный или межличностный, приводит к возникновению в ребёнке связи эмоций «страх-вина», которая может существовать всю жизнь. Этот человек поневоле будет большую часть времени находиться в тревожном состоянии или страхе. Страх создает сильный стресс, как психологический, так и физиологический. Возникает необходимость найти способы блокировать сильное переживание и регулярный стресс, чтобы обеспечить выживание и сохранить относительно здоровую психику.

Таким образом мы учимся с детства блокировать и вытеснять неугодные переживания, и к более менее зрелому возрасту многие из нас уже в совершенстве владеют этой технологией.

Вильгельм Райх смог объединить психику и соматику, использовав для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом (телесном). Он подошёл к психике и соматике, как к двум аспектам – мыслительному и физическому – одного неделимого процесса.


Подходящей метафорой может послужить реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы не делали с монетой, это касается обеих её сторон.

Точно так же сознание и тело составляют две разные функции, взаимозависимые и взаимовлияющие друг на друга.


Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность.

http://www.t-institute.com/ru/educational-programs/psikhoterapiya/20-psi...

Теги: 

Поделиться: