ВЕХИ/ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ)Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.
Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.
(от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» - Л.Полински)
Примечание: для недоношенных (преждевременнорожденных) детей необходимо корректировать возраст, чтобы получить истинное понимание, на каком этапе развития должен быть ваш ребенокВот что нужно сделать: Если возраст вашего ребенка составляет 14 недель, но он родился на 6 недель раньше, то необходимо вычесть 6 из 14. Возраст будет 8 недель. Используйте откорректированный возраст, когда вы смотрите на этапы развития (от ред. – Если возраст вашего ребенка 8 месяцев, но он родился раньше на 2 месяца, то откорректированный возраст ребенка составит 6 месяцев).
К возрасту 2 лет, большинство детей достигнут нормального уровня развития, и вам не придется осуществлять корректировку. Если ваш ребенок еще не догнал в развитии сверстников, то он может нуждаться в дополнительной поддержке в течение более длительного периода времени.
Общее представление о моторном развитие
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ДЕВЯТИ (9-ти) месяцев?Двигательное развитие:* Поднимает маленькие предметы кончиками большого и указательного пальцев (использует "пинцетный" захват)
* Начинает ползать и передвигаться (передвигается вдоль мебели; делает шаги, когда удерживают за руку)
* Подтягивается, чтобы встать
* Стоит с поддержкой
* Может попасть в положение сидя (из положения лежа/стоя)
* Сидит без поддержкиСлуховое развитие и развитие языковых навыков:* Узнает знакомые слова (свое имя и такие фразы, как «время для ванны» и «пора спать»)
* Лепечет, сочетая гласные и согласные звуки (например, «папа», «мамамама», «баба»)
* Имитирует звуки и движения (от ред. - жесты) других людей
* Понимает слово "нет/нельзя"
* Использует пальцы, чтобы указать на вещиРазвитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):* Внимательно исследует предметы (переворачивает их с ног на голову (вверх тормашками), кладет руки в отверстия)
* Принимает более активное участие в кормлении (пытается удержать бутылку или брать еду пальцами)
* Возражает если забирают игрушки
* Смотрит на путь/дорогу, где он упал
* Ищет вещи, которые он видел что вы спрятали
* Играет в «ку-ку»
* Перекладывает вещи плавно из одной руки в другуюСоциальное и эмоциональное развитие:
* Хлопает руками от возбуждения
* Может показать беспокойство (испугаться) в присутствии незнакомцев
* Может вцепиться в знакомых взрослых
* Есть любимые игрушкиКонтроль за развитием ребенка
Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 9-ти месяцев:
* К возрасту восьми месяцев не лепечет
* К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в "ку-ку!"
* Не переносит вес стоя на ногах с поддержкой
* Не сидит с поддержкой
* Не гулит («мамама», «бабаба», «папапа»)
* Не играет в любые игры где необходимы движения назад и вперед либо вправо-влево
* Не реагирует на собственное имя
* Не похоже, чтобы узнавал знакомых людей
* Не смотрит, на то что вы указываете
* Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
* Не лепечет согласные звукиКаких достижений в развитии стоит ожидать от ДВЕНАДЦАТИМЕСЯЧНОГО ребенка?В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля - впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 12-ти месяцев.Двигательное развитие
* Садится без посторонней помощи
* Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
* Встает на четвереньки
* Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание: Это либо четвереньки - ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи - опора на стопы и ладони)
* Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
* Подтягивается, чтобы встать
* Ходит, держась за мебель
* Недолго стоит без поддержки
* Может сделать пару шагов без поддержкиРазвитие мелкой моторики и движений рук
* Использует «пинцетный» захват
* Держа в руках кубики (предметы), ударяет ими друг о друга
* Кладет предметы в разные емкости
* Вынимает предметы из различных емкостей
* Осознанно выпускает предметы из рук
* Толкает/трогает предметы указательным пальцем
* Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые
* Переворачивает несколько страниц в книгеРазвитие языковых навыков
* Все больше интересуется речью окружающих
* Реагирует на несложные устные просьбы
* Реагирует на слово «нет», замирает или останавливается, когда говорят не делать этого
* Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет» или машет ручкой «до свидания»
* Лепет становится более выразительным, издает звуки с изменениями в тоне (больше похоже на речь)
* Говорит «мама» и «папа», ассоциирует слова «мама» или «папа» с родителями
* Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
* Пытается повторять слоги и простые односложные слова за вами или которые вы говорите/говорили
* Использует (повторяет) одно слово снова и снова
* Объединяет движения со звуками (тянется к объекту и использует голос одновременно)
* Отдает предмет когда его попросили
* Говорит «мама» и «папа» и восклицаниями, вроде «Ой-ой!»Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
* Легко находит спрятанные предметы
* Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
* Копирует жесты
* Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)
* Помогает одеваться (от ред. - вытягивает руки или ноги)
* Следует простым указаниям, например «принеси/дай игрушку»Социальное и эмоциональное развитие
* Ведет себя беспокойно (нервничает) или скованно (застенчив) в присутствии незнакомцев
* Плачет, когда мама или папа уходит
* В своих играх любит копировать других
* Играет с другими детьми
* Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
* Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
* Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
* В определенных ситуациях может пугаться
* Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
* Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
* Сосет свой пальчик
* Дает вам книгу, когда он хочет послушать сказку/историю
* Играет в игры, такие как «ку-ку» и «ладушки»Контроль за развитием ребенкаХотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 8-ми - 12-ти месяцев.
* Не ползает
* Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
* Не может стоять с поддержкой
* Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
* Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
* Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
* Не указывает на предметы или картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладалКаких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ПЯТНАДЦАТИ (15) месяцев?Двигательное развитие:
* Самостоятельная ходьба
* Заползает и сползает с мебели без помощи других людейРазвитие языковых навыков:
* Использует два других слова, кроме «мама» и «папа»
* Просит пищу и/или напитки звуками или словами
* Показывает, что он хочет, протягивая руку, указывая или бормоча (ворча)Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Пользуется ложкой, часто настаивая на кормлении себя самостоятельноСоциальное и эмоциональное развитие:
* Целует
* Приветствует людей (от ред. – жестами, мимикой, простым лепетом, словом)
* Слушает сказки (истории)Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ВОСЕМНАДЦАТИ (18) месяцев (полтора года)?
Двигательное развитие:
* Рисует каракули
* Ходит без поддержки и иногда пытается бежать
* Бьет ножкой по мячу в направлении вперед
* Тянет (волочит) игрушку по земле (полу)
* Может подниматься по лестнице с поддержкой
* Может помочь раздеть себя
* Пьет из чашки
* Ест ложкойРазвитие языковых навыков:
* Выполняет простые указания, такие, как «дай это папе»
* Говорит все большее число простых слов (по крайней мере, 5-10 шт.)
* Указывает на нос, рот, глаза, уши, руки и ноги (от ред. – знает названия 6 частей тела)
* Говорит и качает головой "нет"
* Указывает кому-то на то, что он хочет
* Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)
* Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Любит есть самостоятельно, но весь испачкается
* Имитирует (копирует) работу предметов, поведение взрослых (кормит куклу, наливает чай в чашки, расчесывает волосы, отвечает на телефон)
* Привлекает внимание к себе других людейСоциальное и эмоциональное развитие:
* Отрицательно реагирует на вмешательство посторонних
* Более легко может проводить время без родителей, но счастлив, когда видит родителей снова. Показывает привязанность к знакомым людям
* Любит давать вещи в руки другим (как игра)
* Может иметь истерики
* Может бояться незнакомцев
* Может цепляться в родителей в новых ситуациях
* Указывает пальцем, чтобы показать другим что-то интересное
* Исследует что-то самостоятельно (один), но необходимо чтобы родители были близко/рядомКонтроль за развитием ребенкаХотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 18-ти месяцев:
* Не показывает вещи другим
* Не начал ходить
* Не знает, для чего (как применять) обычные/распространенные вещи в быту
* Не копирует других
* Не пополняется словарный запас новыми словами
* Не произносит по крайней мере 6 слов
* Не замечает или не обращает внимания, когда родитель уходит или возвращается
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладалКаких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ДВУХ лет?
На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
* Самостоятельная ходьба
* Ходит, волоча за собой игрушки
* Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек
* Начинает бегать
* Встает на цыпочки
* Бьет ножкой по мячу
* Заползает и сползает с мебели без помощи других людей
* Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой
* Сам рисует каракули
* Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое
* Строит башню из четырех или даже больше кубиков
* Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой
* Бросает мяч движением сверху-вниз
* Рисует сам или копирует прямые линий и окружности
Развитие языковых навыков
* Показывает на предмет, который называют ему другие люди
* Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела
* Говорит предложениями из двух-четырех слов
* Исполняет простые просьбы
* Повторяет слова, которые слышит в речи других людей
* Показывает предметы/животных/людей в книге
Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими
* Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета
* Начинает играть в символические игры
* Завершает предложения и рифмы в знакомой книге
* Игры по-нарошку (войнушки, куклы, переодевание)
* Может пользоваться одной рукой чаще, чем другой
* Следует двухшаговым инструкциям, таким как "Подними ботинки и положи их в шкаф".
* Называет элементы иллюстрированной книги, такие как кошки, птицы или собаки
Социальное и эмоциональное развитие
* Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его
* Все лучше осознает свою отдельность от других людей
* Все с большим удовольствием общается с другими детьми (например, в «догонялки»), играет в основном рядом с другими детьми
* Проявляет все большую независимость
* Начинает проявлять непослушание (ведет себя вызывающе – делает то что запретили)
* Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает
* Взволнован, когда общается с другими детьми
Контроль за развитием ребенкаСообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 2-х лет:* Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках
* Не произносит как минимум 15 слов
* Не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)
* Не начинает копировать действия или повторять слова
* Не исполняет простые просьбы
* Не научился катить игрушки на колесиках
* Не использует фразы из 2-х слов (например, «дай молоко»)
* Неуверенная походка
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладалПервоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Полезные ссылки:
1. Рефлексы новорожденных и младенцев. (проверка, причины аномалий, видео). ААР
2. Рефлексы, звуки (издаваемые ими) и поведение новорожденных и младенцев. ААР
3. Развитие здорового ребенка. РМС
4. Нервно-психическое развитие ребёнка раннего детского возраста.
5. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
6. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизниАмериканская академия педиатрии