Психология цвета — это эмпирическая наука, изучающая влияние цвета на мышление, чувственное и психоэмоциональное восприятие действительности, ежедневное настроение, поведение и поступки. Наука изучает субъективную сторону цветовосприятия, не связанную с научными знаниями оптики.
Одним из главных постулатов психологии цвета является утверждение о том, что у цвета, как и у личности, есть свой характер . Они способны возбуждать, подавлять, раздражать, облагораживать, возвышать, убеждать, лечить. Доказано, что цвета самым непосредственным образом задействованы во многих биохимических и физиологических процессах, протекающих в организме человека. Они могут повысить или понизить давление, изменить частоту дыхания, создать ощущение озноба или тепла, усилить голод или чувство насыщения, вызывать агрессию или спокойствие, улучшить память или внимание.
Характеристики базовых цветов универсальны , но их восприятие все же связано с индивидуальными особенностями смотрящего. Обычно человек не воспринимает цвет «вообще», а в контексте: интуитивно считывает насыщенность оттенка, соотносит его содержание с событием из своей жизни, прошлым опытом. Часть влияющих на цветовосприятие факторов связана с культурными традициями, цветовой символикой, часть – с характеристиками или энергией цветового излучения. Дополнительными факторами восприятия цвета считаются его насыщенность, яркость, контраст с остальным фоном, прозрачность среды.