Исследователи Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ и Института проблем машиноведения РАН открыли подробности того, как человек самостоятельно управляет активностью собственного мозга. Что на самом деле происходит во время этого процесса, учёные описали на страницах Scientific Reports.
Илл: NeuroscienceNews
Ещё в 1960 году Джо Камия из Чикагского университета изучал психофизиологию обычного и расширенного сознания, что послужило предпосылками для исследования метода, с помощью которого человек сможет приобрести навык управления собственной электромагнитной активностью мозга. Учёный обнаружил, что когда возникает биологическая обратная связь, человек способен через получение информации о мозговой активности изменять её, а также учиться довольно точно определять, в каком состоянии находится его мозговая деятельность.
В своей работе учёные измеряли электрическую активность мозга на электроэнцефалографе, а именно, альфа-ритмы, которые связаны с состоянием покоя и борьбой со стрессовыми ситуациями. 18 добровольцам предложили, глядя на информацию об активности своих альфа-волн мозга на экране монитора, постараться мысленно усилить их уровень, который в случае успеха отражался изменением интенсивности красного цвета.
При этом половине участников эксперимента, опытной группе, показывали реальные показатели их усилий и правдивое изменение яркости цвета в ответ на их старания. Вторая половина или контрольная группа получала ложную информацию об обратной связи – изменения цвета на мониторе не были связаны с уровнем их альфа частот. Эксперимент продлился два дня, в течение которых участники прошли пять сеансов обратной связи длительностью по две минуты. Интересно, что исследователи не стали подсказывать добровольцам, каким образом им легче всего улучшить свои показатели.
В конце первого дня учёные наблюдали повышение альфа-активности у всех участников опытной группы. На второй день в течение всех сеансов показатели стремительно выросли с низких значений и превысили значения, которые были в конце первого. Таким образом, добровольцам хватило двух дней тренировок, чтобы самостоятельно повысить свою альфа-активность мозга. В контрольной группе показатели не изменились.
На следующем этапе исследователи сравнили динамику изменения параметров волн во время тренировки в разные дни в обеих группах. Это стало необходимостью из-за «подвижности» альфа-частот, которая проявляется всплесками с разной длительностью и амплитудой. Учёных заинтересовало именно число всплесков в единицу времени, потому что, как выяснилось, оно изменяется сильнее всего. Это явление – новая подробность в механизмах обратной связи.
Метод биологической обратной связи используется в терапии припадков у больных эпилепсией, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также он способен облегчить состояние человека при депрессии. Спортсмены используют его для управления психоэмоциональным состоянием перед ответственными соревнованиями. Он действительно помогает улучшать память, внимание и повышать уровень концентрации.
Текст: Екатерина Заикина
Neurofeedback learning modifies the incidence rate of alpha spindles, but not their duration and amplitude by Alexei Ossadtchi, Tatiana Shamaeva, Elizaveta Okorokova, Victoria Moiseeva, Mikhail A. Lebedev in Scientific Reports. Published June 2017
doi:10.1038/s41598-017-04012-0 http://neuronovosti.ru/