Вы здесь

Сенсорно-моторное обогащение или обогащение окружающей среды может оказаться перспективным подходом.

В ходе первого успешного экспериментального применения в отношении людей такого терапевтического метода, как сенсорно-моторное обогащение или обогащение окружающей среды, исследователи задокументировали заметные улучшения у аутичных детей, по сравнению с теми детьми, которые получали традиционные виды поведенческой терапии . Данное исследование было опубликовано Американской Психологической Ассоциацией в мае 2013 года.


Логическим обоснованием данного нового метода лечения является тот факт, что аутичные дети, как правило, имеют сенсорные проблемы, наиболее распространенными из которых считается гиперчувствительность обоняния и осязания. Опираясь на десятилетний опыт работы с животными и задокументированное глубокое воздействие обогащенной среды на поведенческие и неврологические показатели, авторы исследования предположили, что подобное обогащение среды в случае детей, страдающих аутизмом, также может произвести положительный эффект.

«Благодаря тому, что родители могут обеспечить своему ребенку сенсорное обогащение среды, используя предметы, обычно имеющиеся у них дома, эта терапия представляет собой один вариантов улучшения прогресса у ребенка, не требующий больших затрат», говорит соавтор исследования Синтия С. Ву, кандидат наук, научный сотрудник в Университете штата Калифорния.

В исследовании, которое было опубликовано онлайн в журнале Behavioral Neuroscience, приняли участие 28 аутичных мальчиков в возрасте от 3 до 12 лет. Исследователи распределили мальчиков на две группы в зависимости от их возраста и степени тяжести аутизма. В течение шести месяцев обе группы участвовали в стандартной поведенческой терапии, однако в дополнение к этому одна из этих групп также получала ежедневные занятия в рамках метода обогащения окружающей среды.

Родители каждого из 13 детей, которые находились в группе, занимающейся дополнительно в обогащенной среде, получили комплект, содержащий ароматизированные масла, например, яблока, лаванды, лимона и ванили, для того чтобы стимулировать обоняние. Комплект для развития осязания содержал квадраты пластикового коврика для вытирания ног, пену, резиновый коврик для раковины, алюминий, тонкие абразивные листы, войлок и губки. В комплект также были включены части ковра, жесткого полового покрытия, подушки, картон и пузырчатая пленка, для того чтобы родители клали их на пол для создания мульти-текстурированной пешеходной дорожки. Предметы для манипулирования включали копилку с пластиковыми монетами, миниатюрные пластиковые фрукты и небольшую удочку с магнитным крючком. Многие предметы домашнего обихода также были использованы, например, чаши для хранения воды при различных температурах, чтобы ребенок мог окунать в них руку или ногу, а также металлические ложки, которые родители охлаждали или нагревали и прикасались ими к коже ребенка.

Исследователи поручили родителям детей из группы с обогащенной средой проводить по две сессии в день, состоящие из 4-7 упражнений с использованием различных сочетаний сенсорных стимулов для прикосновений, создания температурных изменений, движения и т.п. Каждая сессия занимала от 15 до 30 минут. Кроме того, дети слушали классическую музыку один раз в день.

Согласно результатам исследования, после шести месяцев лечения у 42 процентов детей в группе с обогащенной окружающей средой значительно улучшилось поведение, в частности, отношения с людьми и реакции на увиденное и услышанное, по сравнению с показателем в 7 процентов для группы стандартной терапии. У детей в группе обогащенной среды также улучшились баллы за когнитивные функции, которые касаются аспектов восприятия и рассуждения, в то время как средний балл у детей в группе стандартной терапии несколько уменьшился. Кроме того, 69 процентов родителей в группе обогащенной среды сообщили об улучшении общей картины симптомов аутизма у их детей, по сравнению с 31 процентом родителей группы стандартной терапии, пишут авторы.

«Сенсорное обогащение вполне может быть эффективным методом лечения аутизма», сказал соавтор исследования Майкл Леон, кандидат наук, профессор нейробиологии и поведения из Калифорнийского университета.

«Это исследование является увлекательным по нескольким причинам», считает Марк Блумберг, кандидат наук, редактор журнала Behavioral Neuroscience. «Оно хорошо разработано, основывается на установленных результатах многочисленных экспериментов с участием животных, и оно касается критической необходимости поиска эффективных методов лечения аутизма. Очевидно, что следующим шагом должна стать репликация этих результатов в рамках более масштабного исследования».

Перед проведением эксперимента, большинство детей из обеих групп проходили стандартную при аутизме терапию, основанную на прикладном анализе поведения, которая обычно включает в себя от 25 до 40 часов занятий в неделю с квалифицированным специалистом в течение нескольких лет. Некоторые дети из обеих групп также занимались с логопедом, проходили физическую терапии для мелкой моторики или трудотерапию с различными видами упражнений. Большинство современных методов лечения аутизма должны быть реализованы в очень раннем возрасте, для того чтобы быть эффективными, в то время как метод обогащения среды сработал даже в случае мальчиков, находящихся в возрасте 12 лет, говорится в исследовании.

В настоящее время исследователи проводят крупные рандомизированные клинические испытания, в которых также принимают участие и девочки. Еще одним важным следующим шагом станет испытание терапии обогащения среды в условиях, когда ребенок не получает никакого другого стандартного лечения, отмечают авторы.

Источник: http://www.sciencedaily.com/releases/2013/05/130518153303.htm

перевод 

Поделиться: