Леа Хювяринен, MD
Оценка зрения проводится в детстве несколько раз, если кажется, что ребенок не использует зрение соответственно своему возрасту. Поскольку существует так много разных типов зрительных нарушений, этот краткий текст охватывает только некоторые важные особенности обследования слабовидящих детей разных возрастных групп. Мне бы хотелось подчеркнуть три особенности их обследования:
-
оно охватывает все зрительные функции, восприятие формы, цвета и движения, а не только остроту зрения и размеры поля зрения.
-
его целью является тщательная оценка силы и слабости всех функциональных областей, чтобы специальное обучение и раннее вмешательство соответствовали потребностям каждого ребенка.
-
оно проводится междисциплинарно.
В обследованиии взрослых людей и школьников мы можем определить четыре основные функциональные области, в которых зрение обычно играет важную роль (Hyvärinen 1985), Публикация ВОЗ 93.27 Менеджмент Слабовидения у Детей, 1992):
-
коммуникация человек-человек, групповая коммуникация и коммуникация на расстоянии
-
ориентация и подвижность
-
повседневная деятельность (ADL)
-
такие выполняемые на близком расстоянии в течение продолжительного времени задачи, как чтение и письмо.
При обследовании детей раннего возраста каждая из этих функциональных областей приобретает дополнительную особенность: роль зрения в развитии каждой функции как в настоящее время, так и при освоении следующего уровня функционирования. Наиболее важными, развивающимися в течение первого года жизни областями являются:
-
коммуникация и взаимодействие
-
двигательные функции
-
развитие пространственных концепций и ориентации в пространстве
-
постоянство объектов
-
развитие речи.
В процессе обследования мы должны помнить задать себе вопрос:
-
Изображение какого качества использует младенец/ребенок?
-
Как младенец/ребенок использует зрительную информацию для осуществления высших зрительных функций?
-
Как нарушение функций влияет на развитие ребенка?
Качество изображения
При клинической оценке зрительного нарушения мы обычно определяем остроту зрения по решеткам или с помощью оптотипов, а также исследуем поля зрения. Изображение имеет и другие важные качества. Мы воспринимаем:
-
формы
-
цвета
-
движения
Среди этих основных компонентов изображения цветовосприятие и восприятие движения часто являются функционально более важными, чем восприятие формы, к тому же их редко исследуют в процессе функциональной оценки слабовидения. При оценке восприятия формы обычно исследуют только остроту зрения при высоком уровне контраста. Не удивительно, что качество образа, который видит ребенок или взрослый с зрительными нарушениями, часто понимают неправильно. Нужно исследовать размеры поля зрения, а когда ребенок подрастет, то и его структуру. Зрительную адаптацию исследуют только в случае дегенерации сетчатки. Аккуратно оцениваются глазодвигательные функции и координация глаз-рука. Когда у ребенка имеются и другие нарушения, нужно оценить их влияние на зрение и наоборот, оценить влияние нарушенного зрения на другие нарушения.
Обследование детей раннего возраста
В раннем взаимодействии телесный контакт является основным в течение первых нескольких недель, но затем, наиболее важным средством коммуникации становится зрение. Младенец с нормальным зрением выражает радость, которую он испытывает при общении; мы понимаем этого младенца без всяких объяснений (Слайд 1.A). Младенец с зрительными нарушениями может видеть недостаточно хорошо, чтобы копировать улыбки взрослых и, поэтому, он нуждается в дополнительной тактильной или слуховой информации (Слайд 1.B). Поскольку младенцу с зрительными нарушениями часто приходится прислушиваться, он не поддерживает обычный глазной контакт. Про такого ребенка могут подумать, что он не заинтересован во взаимодействии. При обследовании младенцев наиболее важной задачей является определить, насколько хорошо они видят, чтобы общаться при помощи зрения:
-
пользуется ли младенец центральным зрением и, поэтому, имеет возможность вступать в глазной контакт или,
-
чтобы смотреть прямо вперед, он использует экстрафовеальную область сетчатки и при этом кажется, что он смотрит мимо, в то время как на самом деле он смотрит на лицо и
-
насколько близко должен быть взрослый, чтобы младенец его видел.
Наши ожидания по поводу ответов младенца базируются на взаимодействии с нормальнo видящими детьми, поэтому, в случае зрительных нарушений нам трудно принять и понять другой тип ответов. Коммуникативную ситуацию нужно объяснить взрослым несколько раз. Видеозаписи раннего взаимодействия эффективны, чтобы показать взрослым, что ребенок хочет общаться и получает удовольствие от взаимодействия. (Слайд 1.).
|
Слайд 1.
Раннее взаимодействие нормально видящего младенца и младенца с двойным сенсорным нарушением (нарушение слуха и зрения). A.В возрасте трех месяцев зрительная коммуникация нормально видящего ребенка является эффективной связующей функцией; младенец и взрослый понимают друг друга с самого начала. B. Младенец с нарушением зрения может не вступать в нормальный глазной контакт. Из-за нецентральной зрительной фиксации может казаться, что он смотрит на волосы взрослого. Младенец использует тактильную информацию, чтобы подтвердить слуховую, когда он не может увидеть движения губ. В такой ситуации родителям и обслуживающему персоналу нужна поддержка и тренинг в раннем взаимодействии. (Фотографии из видеозаписей на CD "LH-Материалы для Обучения".) |
Если у ребенка ослабленная аккомодация (дети с общей мышечной гипотонией и некоторые младенцы с синдромом Дауна) или гиперметропия, дальнозоркость, то нечеткое изображение нарушает коммуникацию, поэтому подходящие коррегирующие линзы для близи должны быть назначены сразу же после выявления нарушения взаимодействия, обычно в возрасте 3-4 месяцев. Если гиперметропия высокая, 6 и более диоптрий, очки выписывают даже раньше. В этом возрасте трудно найти хорошую оправу, которая подходит к маленькому лицу.
Зрение для двигательного развития является вторым наиболее важным аспектом обследования. Дотягивание до объекта и хватание его, ползание в направлении интересной игрушки, способность самому встать - все эти действия тесно связаны с развитием пространственных концепций своего тела и окружающей обстановки. Поэтому, зрение для развития пространственных концепций должно быть оценено. Недостаточность детальной информации об окружающем пространстве должна быть компенсирована с помощью игрушек, дающих зрительную, осязательную и слуховую информацию (Hyvarinen 1998)
У младенцев с зрительными нарушениями часто имеются и двигательные нарушения, поэтому, они проходят тренировку моторики. Даже младенцы, у которых нет первичных двигательных нарушений, нуждаются в наблюдении опытного врача, чтобы избежать задержки в моторном развитии. Если этот врач не имеет опыта работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, он должен получить информацию и поддержку от команды раннего вмешательства. Эрготерапевт - это человек, который больше всех других специалистов работает с младенцем и его семьей и учится делать важные наблюдения за зрением ребенка и его изменениями.
В течение первого года жизни количество тестов ограничено. В начале обследования мы обычно сначала наблюдаем за тем, как младенец смотрит вокруг и возникает ли у него зрительная связь с родителями; затем оцениваем двигательные функции, зрительную фиксацию, следящие движения, конвергенцию и саккады. Бинокулярность мы оцениваем, наблюдая за тем, смотрят ли оба глаза в ту же самую точку пространства (тест Гиршберга, тест с прикрыванием и стереотест Ланга), поле зрения - с помощью конфронтационных тестов и игр с мячом, остроту зрения - по решеткам и контрастную чувствительность - с тестом Прячущаяся Хайди.
Зрительное ожидание и способность ребенка оценивать скорость можно исследовать с помощью простой игры "замок". Сначала ребенку показывают интересный объект, движущийся с определенной скоростью, затем этот объект с той же скоростью движется позади "башни" высотой 10 cм, становится видимым между первой и второй башнями, опять исчезает и появляется снова между второй и третьей башнями. Если ребенок может правильно оценить скорость и направление движения объекта, его глаза движутся с правильной скоростью, чтобы увидеть объект, когда он появится. (Слайд 2.).
Слайд 2.
Способность ребенка предвидеть положение движущегося объекта можно наблюдать с помощью теста, в котором объект то показывается, то скрывается, двигаясь позади "башен замка". Цель, движущаяся позади "башни", сейчас должна появиться. Ребенок повернул глаза с той же скоростью, с которой двигалась цель, пока она была видна, поэтому его взгляд оказывается на краю замка одновременно с целью (с разрешения проф. Francois Vital-Durand).
Способность ребенка предвидеть положение движущегося объекта можно наблюдать с помощью теста, в котором объект то показывается, то скрывается, двигаясь позади "башен замка". Цель, движущаяся позади "башни", сейчас должна появиться. Ребенок повернул глаза с той же скоростью, с которой двигалась цель, пока она была видна, поэтому его взгляд оказывается на краю замка одновременно с целью (с разрешения проф. Francois Vital-Durand).
Младенцы обычно начинают копировать выражения лица довольно рано и выразительно отвечают на многие из них. Если эти ответы отсутствуют, то ребенок или недостаточно четко видит выражения лица (передние зрительные нарушения), или корковые функции анализа и связи с памятью не развились. К концу первого года можно наблюдать, узнает ли ребенок членов своей семьи и отличается ли его реакция на них от реакции на других людей. Если кажется, что у ребенка существуют проблемы с узнаванием черт и/или выражений лица, то нужна специальная коммуникативная терапия, чтобы помочь ему развить навыки, необходимые для участия в социальных взимодействиях.
Слайд 3.
Этому четырехмесячному младенцу был поставлен диагноз младенческий аутизм, потому что у нее не было нормального глазного контакта с взрослыми, казалось, что она "избегала глазного контакта". Этот ребенок не аккомодировал на обычные фиксационные цели. Поэтому, мы попробовали "линзы для чтения", коррекцию для близи, которая дала ей четкое изображение на сетчатке близко расположенных объектов. Младенец выглядел удивленным, через несколько секунд он улыбнулся и у него возник хороший глазной контакт с матерью. Как и у многих других детей, имеющих трудности в развитии аккомодации, через несколько недель, когда девочка начала аккомодировать, у нее развилось сходящееся косоглазие.
Этому четырехмесячному младенцу был поставлен диагноз младенческий аутизм, потому что у нее не было нормального глазного контакта с взрослыми, казалось, что она "избегала глазного контакта". Этот ребенок не аккомодировал на обычные фиксационные цели. Поэтому, мы попробовали "линзы для чтения", коррекцию для близи, которая дала ей четкое изображение на сетчатке близко расположенных объектов. Младенец выглядел удивленным, через несколько секунд он улыбнулся и у него возник хороший глазной контакт с матерью. Как и у многих других детей, имеющих трудности в развитии аккомодации, через несколько недель, когда девочка начала аккомодировать, у нее развилось сходящееся косоглазие.
Координацию глаз-рука можно начинать оценивать в возрасте нескольких недель, когда ребенок начинает стучать по объектам, висящим в пределах его досягаемости, а затем дотягивается и хватает их. Младенцы и дети с зрительными нарушениями исследуют предметы с помощью рта в течение более длительного времени, чем дети с нормальным зрением, потому что их язык и губы дают более точную информацию, чем это делают нечеткие изображения. Даже слепые взрослые люди пользуются языком для обследования маленьких деталей, которые не могут изучить с помощью кончиков пальцев. Зрительно-осязательные материалы важны, чтобы помочь ребенку объединить зрительную информацию с осязательной, и должны быть доступны в долг, если семья не может себе позволить их купить.
При обследовании нужно постоянно помнить, что на ответы могут влиять: 1. изменения качества изображения, или 2. нарушения зрительных ассоциативных функций, или обе эти причины. Используя тестовые материалы разного размера, цвета и контраста, можно определить влияние заболеваний глаз на качество изображения. Оценка высших зрительных функций требует постоянного наблюдения членами семьи, врачами и специалистами по раннему вмешательству, подкрепленного данными клинических осмотров.
Обследование детей, только что начавших ходить
Как только у ребенка разовьются концепции "сходства" и "различия", их можно использовать для тренировки перед тестами для определения остроты зрения. Сначала могут быть подобраны цветные формы, потом черно-белые трехмерные (LEA-головоломка),затем ребенок сравнивает формы с картинками такого же размера и, наконец, он сравнивает части головоломки или большие картинки на карточках с тестовыми картинками все уменьшающегося размера. Когда возможно тестирование с высококонтрастными картинками, низкоконтрастные картинки с теми же символами можно использовать для определения восприятия форм при низких уровнях контраста.
Тесты на бинокулярное зрение такие как четырехточечный тест Ворста, становятся возможными в возрасте двух лет, а такие стереотесты, как TNO - немного позже. В этом возрастезрительная адаптация к низким уровням освещенности часто является замедленной при пигментном ретините, что может быть обнаружено с помощью теста на Адаптацию Колбочек и являться первым признаком нарушения функции сетчатки.
Дети с подозрением на поражение головного мозга нуждаются в тщательном обследовании. У них можно определить феномен повышенной скученности, наблюдать способность воспринимать размеры объектов, направление линий и движений, а также оценить координацию глаз-рука. Списки наблюдения, составленные в Шотландии Гордоном Даттоном и в Скандинавских странах Линой Джекобсон и мной, должны быть обсуждены вместе с родителями и персоналом дневного стационара, чтобы изучить трудности, возникающие у ребенка при использовании зрительной информации. Крайне важно, чтобы коммуникативные проблемы были выявлены и их лечение начато рано, чтобы ребенок, который при общении в группе является функционально слепым, мог развить компенсаторные техники. Слишком многим детям, которые не узнают лица или их выражения, на основании их неспособности общаться в группе, ставится диагноз аутизм. Также важно понимать трудности, возникающие у ребенка при ориентации в пространстве, или в восприятии неподвижных или движущихся объектов. Список наблюдения может быть таким.
Типичные черты поведения детей с нарушениями когнитивного зрения:
-
изменение зрительного функционирования является наиболее частой особенностью
-
раннее развитие речи как компенсаторной функции
-
ребенок предпочитает разговор с взрослым игре в группе детей
-
эффективное использование памяти как компенсаторной функции
-
ребенок не любит многолюдные места, держится за родителей; пляжи и бассейны для него хуже всего, еслизатруднено узнавание лиц
-
ребенок поздно начинает рисовать и раскрашивать
-
использует цвета для кодирования чаще, чем это делают дети с нормальным зрением
-
мало интересуется телевизором и комиксами
-
ребенок может проявлять признаки наличия проблем в понимании структуры пространства, останавливается у порогов и теней
-
ребенок может рано выучить буквы и цифры, но читает только короткие слова
-
ребенок использует старших братьев и сестер, а также взрослых как помощников при выполнении ответственных зрительных задач
-
ребенок может рассердиться, если кто-нибудь передвигает его игрушки или одежду даже на незначительное расстояние.
В поведении ребенка может присутствовать одна или несколько этих черт, в зависимости от того, какая(ие) из высших зрительных функций отсутствует или ослаблена.
Этот же список характерных особенностей поведения можно использовать в течение всего дошкольного периода. Менее выраженные нарушения различных функций зрительного восприятия проявляют себя по мере роста ребенка, когда требования к различным навыкам возрастают. Поскольку количество детей с зрительными нарушениями, вызванными поражением головного мозга, постоянно растет, для ранней диагностики и лечения должны быть выработаны соответствующие диагностические навыки. Дети с нарушением двигательного развития, дети с нарушениями интеллекта и дети, родившиесянедоношенными, относятся к группам, которые должны быть обследованы и находиться под тщательным наблюдением. Однако, когнитивные зрительные нарушения могут быть у детей и при отсутствии каких-либо других проблем в развитии и влиять только на одну из функций восприятия.
Обследование школьников
Во многих странах дети с нарушением зрения учатся в обычных школах, где мало известно о специальных техниках и как им обучать. Поэтому зрительные функции ребенка должны быть описаны настолько ясно, чтобы учитель и его помощник могли их понять. Могло бы очень помочь, если бы оценка зрительных функций проводилась выездным учителем во время его визита в местную школу. Большинство тестов можно использовать после короткого периода тренировок. Интерпретация результатов иногда трудна и требует анализа видео, записанного во время обследования диагностической командой, ответственной за обслуживание.
Во время обследования нужно помнить, что на ответы могут влиять изменения на трех различных уровнях зрительной системы (Рисунок 4.):
-
в глазу и/или в передних зрительных путях,
-
по ходу пути между латеральным коленчатым ядром и первичной зрительной корой и
-
в корковых или подкорковых функциях мозга.
Нарушения переднего пути влияют на качество зрительного образа, нарушения заднего пути вызывают дефекты поля зрения и феномен повышенной скученности, но могут не затрагивать тектальный путь, который затем передает информацию к корковым функциям, обходя первичную зрительную кору и обычный анализ форм. Нарушения в зрительной ассоциативной коре часто носят лоскутный характер, влияя на специфические зрительные подфункции: узнавание людей по чертам лица, различение выражений лица, восприятие объектов на узорчатом фоне, восприятие размеров или направлений, координация глаз-рука, ориентация в эгоцентрическом и аллоцентрическом пространстве, оценка качества поверхности, места, движения и/или скорости движения объектов.
Рисунок 4.
Зрительные пути состоят из двух основных: ретинокалькаринный путь, от сетчатки по зрительному нерву (ON) через хиазму (CH) и латеральное коленчатое ядро (LGN) к первичной зрительной коре (называется также шпорной корой) и тектальный путь через верхний бугорок четверохолмия (SC) и подушку зрительного бугра (P) к ассоциативным областям коры. Зрительные пути передают информацию по различным нервным волокнам. Наибольший путь (приблизительно 80% всех нервных волокон) - парвоцеллюлярный, который передает всю цветную и высококонтрастную черно-белую информацию. Его нервные волокна тонкие и передают информацию относительно медленно. Магноцеллюлярный путь (10% волокон) передает всю связанную с движением и низкоконтрастную черно-белую информацию. Его волокна толстые и передают информацию с высокой скоростью. Из первичной зрительной коры информация течет в двух основных направлениях, к теменной доле как дорсальный поток (DS) ("где" функции) и к височной доле как вентральный поток (VS) ("что" функции). На всех уровнях этих путей существуют эффективные петли обратной связи, поэтому зрительные пути являются "улицами с двухсторонним движением".
Зрительные пути состоят из двух основных: ретинокалькаринный путь, от сетчатки по зрительному нерву (ON) через хиазму (CH) и латеральное коленчатое ядро (LGN) к первичной зрительной коре (называется также шпорной корой) и тектальный путь через верхний бугорок четверохолмия (SC) и подушку зрительного бугра (P) к ассоциативным областям коры. Зрительные пути передают информацию по различным нервным волокнам. Наибольший путь (приблизительно 80% всех нервных волокон) - парвоцеллюлярный, который передает всю цветную и высококонтрастную черно-белую информацию. Его нервные волокна тонкие и передают информацию относительно медленно. Магноцеллюлярный путь (10% волокон) передает всю связанную с движением и низкоконтрастную черно-белую информацию. Его волокна толстые и передают информацию с высокой скоростью. Из первичной зрительной коры информация течет в двух основных направлениях, к теменной доле как дорсальный поток (DS) ("где" функции) и к височной доле как вентральный поток (VS) ("что" функции). На всех уровнях этих путей существуют эффективные петли обратной связи, поэтому зрительные пути являются "улицами с двухсторонним движением".
Перед проведением функциональной оценки нам нужно собрать всю доступную информацию, полученную в результате клинических исследований и лабораторных тестов. Эти данные суммируются офтальмологом и невропатологом. Повышенное внимание уделяется изменениям, выявленным в каждой из трех частей зрительных путей. В некоторых больницах клинические осмотры содержат детальное описание глазодвигательных функций и большинство исследований сенсорных функций, необходимых для проведения функциональной оценки.
-
острота зрения вдаль с помощью теста с отдельными символами и теста со строками,
-
острота зрения вблизь с помощью теста с отдельными символами, со строками и с помощью теста с более скученными символами
-
контрастная чувствительность с помощью низкоконтрастного теста для определения остроты зрения; также возможно её определение с помощью теста с решетками
-
цветовое зрение с помощью квантитативного теста
-
поле зрения с помощью методики конфронтации, периметрии по Гольдману и как поля чтения
-
зрительная адаптация к пониженным уровням освещенности.
Эти исследования повторяют в школе (за исключением периметрии по Гольдману), чтобы выявить изменения полученных значений в разной окружающей обстановке. Информацию о имеющейся аномалии рефракции, очках и всех назначенных зрительных устройствах дают офтальмолог и оптометрист.
Нарушения высших зрительных функций могли не быть оценены ранее или они исследовались более года назад, поэтому список типичных черт поведения обсуждают с родителями и персоналом дневного стационара. Небольшие потери функций могли не выявляться до школы, если ребенок находился в маленькой группе с хорошо организованной деятельностью. Некоторые дети выработали эффективные компенсаторные стратегии, используя своих братьев, сестер и взрослых в качестве помощников в трудных ситуациях. Специфические проблемы с математикой, чтением и письмом часто впервые замечают в школе. Тесты на когнитивное зрение, наблюдения за способностью воспринимать движение и пространственной осведомленностью делают функциональную оценку законченной. Если ребенок делает ошибки при чтении, тестирование с помощью текстов разного размера помогает выяснить, вызваны ли эти ошибки маленькими скотомами или искажением изображения. Тщательная оценка зрения и слуха необходима всегда, когда решается вопрос о специальном обучении.
Что должен знать школьный учитель о зрительных функциях ребенка?
-
Имеет ли ребенок передние зрительные нарушения, задние зрительные нарушения или сочетание этих двух видов нарушений?
-
Двигательные функции:
-
является ли фиксация стабильной, слишком кратковременной или отсутствует, центральная или периферическая; с наличием/отсутствием нистагма в нулевом положении?
-
aккуратны ли саккады; компенсируются ли они движениями головы?
-
насколько регулярны следящие движения; компенсируются ли они движениями головы?
-
возникают ли непроизвольные движения глаз во время мышечных спазмов или эпилептических припадков?
-
-
Сенсорные функции:
-
острота зрения, все 4-5 исследований с оптотипами; наименьший и оптимальный размер текста
-
контрастная чувствительность, по крайней мере острота зрения при контрасте 2.5%
-
цветовое зрение, зоны смешения цветов, каких цветов нужно избегать
-
поле зрения для ориентации и для чтения
-
зрительная адаптация, скорость адаптации, влияние на поход в школу в сумерки; может ли ребенок выходить на улицу во время перемен в солнечные дни, используя абсорбционные линзы?
-
узнает ли ребенок людей по чертам лица, и если нет, то какими компенсаторными техниками пользуется для их узнавания?
-
видит ли ребенок выражения лица?
-
восприятие движения; видит ли ребенок неподвижные объекты так же хорошо, как и движущиеся?
-
воспринимает ли ребенок размер и длину или он нуждается в осязательной информации?
-
видит ли ребенок направления линий?
-
видит ли ребенок отдельные детали на картинах с множеством деталей?
-
может ли ребенок играть с соответствующими возрасту головоломками?
-
координация глаз-рука, использование карандаша и ручки, рисование
-
-
Зрение для ориентации и подвижности, что нужно учитывать при физической тренировке?
-
Какое зрение имеет ребенок для продолжительной работы вблизи? Очки, специальные приспособления, мотивация и навыки их использования; какие новые устройства должны быть опробованы в течение семестра?
-
Освещенность парты и школьной доски, в классе и коридорах.
-
Какие приспособления должна купить школа, а какие поступить из других источников?
-
Имеет ли ребенок нормальный симметричный слух? Имеются ли у ребенка другие функциональные трудности, нарушения или заболевания, которые могут влиять на его школьную деятельность?
-
Прогноз: является ли состояние стабильным или оно изменяется.
Эту информацию передают классному учителю, помощнику ребенка и врачу и снова обсуждают через несколько недель, когда ребенок привыкнет к новой для него школьной обстановке. Когда учитель и ассистент присутствуют при проведении тестов в школе, они понимают результаты гораздо лучше, чем если бы увидели только их описание. Позже они могут повторить некоторые тесты и сообщить о своих наблюдениях семейному врачу ребенка и команде раннего вмешательства.
Поскольку тесты применяются персоналом всех категорий, обследование становится междисциплинарным. Вначале часто требуется одобрение со стороны офтальмолога или психолога, поскольку глубоко укоренилось убеждение, что только врачи и психологи могут применять зрительные тесты. Учитель и ассистент больше, чем кто-либо другой нуждаются в информации о сильных сторонах ребенка и проблемах в обучении, поэтому они обычно мотивированы в проведении повторных обследований, особенно зрительных функций, связанных с чтением. При анализе наблюдений им нужна помощь специальных учителей, обладающих опытом обследования детей с зрительными нарушениями, имеющих также и другие нарушения.
Когда функциональное состояние ребенка охарактеризовано, должны быть описаны все функциональные области: насколько хорошо ребенок видит при
-
коммуникации,
-
ориентации и подвижности,
-
повседневной деятельности и
-
при выполнении длительных задач на близком расстоянии.
В каждой из этих четырех функциональных областей ребенок может использовать техники, типичные для слепых, слабовидящих или для людей с нормальным зрением. Если за использование техник слепых дается 3 очка, техник слабовидящих - 2 очка и техник нормально видящих - 1 очко, то мы получим вариацию между 12 и 4 очками, что дает достаточно большой разброс для административных целей. Однако, должно быть объяснено, что в каждой из этих функций возможны изменения при различных уровнях освещенности (Таблица 1.)
РЕБЕНОК ИСПОЛЬЗУЕТ
|
|||
|
Техники слепых
|
Техники слабовидящих
|
Техники зрячих
|
В КОММУНИКАЦИИ
|
x--
|
---------x
|
|
В О & П
|
x--------------
|
---x
|
|
В ПД
|
x-------
|
---x
|
|
ДЗБ
|
|
x-----
|
-----x
|
Таблица 1. Описание зрительных функций ребенка с нарушением зрения с помощью графика часто является более понятным для административных работников. График ясно показывает, в каком виде обслуживания ребенок нуждается и каким техникам должен быть обучен. Этот ребенок страдает пигментным ретинитом и должен использовать техники, типичные для слепых людей, когда уровень освещенности низкий, например, когда он идет в школу рано утром или работает в плохо освещенном углу класса. Помимо этого, когда он читает, сидя за партой, он использует техники, типичные для его нормально видящих одноклассников, за исключением моментов, когда он ищет что-нибудь под партой. (Из руководства Леа Хювяринен "Оценка Зрения для Обучения и Раннего Вмешательства", Часть I)
(В тексте на немецком языке студенты предпочитали следующую таблицу со сходным содержанием. Вы определите, какой способ описания ситуации больше подходит в вашем случае.)
Задача/ Техника
|
Техники слепых
|
Техники Слабовидящих
|
Техники Зрячих
|
Коммуникация
|
В сумерки
|
В групповой коммуникации
|
При дневном свете
|
Ориентация & Подвижность
|
В сумерки, Длинная трость
|
При ослеплении
|
При дневном свете
|
Повседневная деятельность
|
В сумерки
|
При использовании низкоконтрастных объектов
|
При дневном свете и с хорошим контрастом
|
Длительные Задачи для Близи, например, чтение и письмо
|
Не может выполнять
|
При низких уровнях контраста нужно увеличение
|
При хорошем освещении
|
Функциональная оценка основана на тщательном клиническом обследовании, включающем определение аномалии рефракции, выписку очков (и объяснение, дают ли они гипокоррекцию или гиперкоррекцию и зачем), описание структуры глаз и зрительных путей и какие изменения в них могут влиять на зрение (ЯМР - ядерно-магнитный резонанс, КT - компьютерная томография и ЗВП - зрительно-вызванные потенциалы, когда возможно). В сочетании с наблюдением за ребенком в школе и за его активностью в свободное время информация, полученная в результате обследования, помогает понять сильные и слабые стороны ребенка и правильно выбрать методики обучения.
Всякий раз когда выявляется несоответствие между клиническими данными и поведением ребенка, все тесты нужно повторить в школе и сообщить их результаты детскому офтальмологу и невропатологу, чтобы определить необходимость дальнейшего клинического обследования. Некоторые имеющиеся клинические данные не описывают функциональное зрение, поэтому важны дополнительные наблюдения в школе, дома и во время развлечений.
Низкое зрение может улучшиться в течение первых нескольких лет в школе, если его причиной не является прогрессирующее заболевание. Наблюдение за прогрессированием потери функций (или как это описывает новая международная классификация ICIDH: " насколько нарушение влияет на деятельность") и за развитием компенсаторных навыков становится хорошо организованным, если каждая функциональная область оценивается в деталях (Таблица 2. см. PDF-file ниже). Эта таблица нуждается в модификации, чтобы адаптировать функциональный профиль каждого ребенка, окружающую обстановку и культурный фон. В левой колонке записывают степень влияния нарушения на функцию и с правой стороны - уровень развития компенсаторных функций. Последнее часто мало изменяется и должно улучшиться, если обучение отвечает нуждам ребенка.
Ссылки:
Hyvarinen L (1985) "Классификация зрительных нарушений и нарушений функции" Bull Soc belge Ophtal, 215, 1-16..
Публикация ВОЗ 93.27 Менеджмент Слабовидения у Детей, 1992. Hyvarinen L (1998) Домашняя страница http://med-aapos.bu.edu/leaweb/index.html
Hyvarinen L (1998) Домашняя страница http://www.lea-test.fi
Hyvarinen L (2000) "LH-Материалы для Обучения", CD, Lea-Test Ltd, Helsinki
Hyvarinen L (1985) "Классификация зрительных нарушений и нарушений функции" Bull Soc belge Ophtal, 215, 1-16..
Публикация ВОЗ 93.27 Менеджмент Слабовидения у Детей, 1992. Hyvarinen L (1998) Домашняя страница http://med-aapos.bu.edu/leaweb/index.html
Hyvarinen L (1998) Домашняя страница http://www.lea-test.fi
Hyvarinen L (2000) "LH-Материалы для Обучения", CD, Lea-Test Ltd, Helsinki
e-mail: lea.hyvarinen (at) lea-test.fi