Нарушения слухового восприятия
Диагноз нарушение слухового восприятия (НСВ) или, чаще известный как центральное нарушение слухового восприятия (ЦНСВ), является весьма распространенной проблемой, затрагивающей около 5% детей школьного возраста. Эти дети не могут обрабатывать поступающую информацию, хотя они слышат таким же образом, как и другие. Ученым до сих пор не известно, что именно влияет на мозг человека, лишая его способности различать информацию с помощью органов слуха.
Детям с НСВ присуще не улавливать тонкие перепады между звуками, даже когда их произносят громко и достаточно четко. Такого рода проблемы, как правило, происходят в повседневной жизни, поскольку она является естественной и непринужденной средой обитания. Итак, дети с НСВ испытывают трудности с пониманием и обработкой любой речевой информации даже в оптимальных условиях.
Обнаружение НСВ
Дети с НСВ думают, что слышат совершенно нормально, потому что они распознают различные звуковые полутона, однако, только в спокойной обстановке (например, в звукоизоляционной комнате). Те, кто могут нормально различать звуки и распознавать речь в идеальных условиях, не считаются глухими.
Тем не менее, способность обнаруживать наличие звуков – только одна часть интеграционного процесса, которая происходит в слуховой системе. Таким образом, у большинства детей с диагнозом НСВ не наблюдают потерю слуховой чувствительности, однако, у них присутствуют трудности с обработкой вербальной информации.
Если слуховые дисфункции не выявляются на ранней стадии, то в дальнейшем это может привести к задержке речевого развития, а также общим физическим и психологическим проблемам.
Симптомы НСВ могут варьироваться по шкале сложности от легкой степени до тяжелой. Если вы считаете, что ваш ребенок обладает НСВ, вам стоит рассмотреть следующие вопросы:
· Ваш ребенок легко отвлекается, неусидчив или становится крайне обеспокоенным, когда слышит громкие или неожиданные звуки?
· Шумная, оживленная окружающая среда – неприемлемый для вашего ребенка фактор?
· Улучшается ли производительность и эффективность труда ребенка в тихой, спокойной атмосфере?
· Есть ли у ребенка трудности с ориентацией в пространстве?
· Испытывает ли ваш ребенок трудности речевого развития, с чтением или орфографией?
· Является ли абстрактная информация трудной для понимания?
· Насколько легко ребенок воспринимает вербальную (словесную) информацию и решает задачи?
· Ваш ребенок дезорганизован и забывчив?
· Легко ли вашему ребенку поддерживать и вести разговор?
НСВ часто неправильно диагностируется из-за схожести симптомов указанных выше. Все эти факторы могут также проявляться и в других условиях, таких как: неспособность к обучению, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и даже депрессия. Хотя НСВ часто путают с СДВГ, вполне возможно, что оба диагноза верны. Кроме того, наличие НСВ не отрицает наличия явных ухудшений в развитии и трудностей с обучением.
Причины
Причины появления НСВ неизвестны. Но данные свидетельствуют о том, что факты травм головы, отравления свинцом и хронических ушных инфекциях имеют отношение к расстройству. Поскольку на данный момент существует множество комбинаций симптомов, диагностирующих заболевание слуховой системы, но они не доказаны, каждый ребенок должен оцениваться индивидуально.
Диагностика
Аудиологи (специалисты в области слуховой системы) могут определить, есть ли у ребенка НСВ или нет. При этом, логопеды, специалисты в области патологий речевого аппарата в процессе взаимодействия могут понять, что существуют какие-либо нарушения в развитии и предложить методы лечения. Однако только аудиологи могут провести слуховое диагностическое тестирование и определить, существует ли проблема на самом деле.
Некоторые сенсорные навыки, непосредственно слуховые, которыми ребенок должен обладать уже в раннем детстве, иногда не развиваются вплоть до 7-8 лет. Мозг детей такого возраста еще не окреп и физически не способен воспринимать и обрабатывать сложную, объемную информацию. В связи с этим, большое количество детей с диагнозом НСВ могут в дальнейшем развивать свои способности и достигать высоких результатов.
После того, как у ребенка обнаружили расстройство слухового аппарата, врачи рекомендуют пройти реабилитационный курс у логопеда. Его необходимо проходить ежегодно, в соответствии со степенью тяжести заболевания.
Проблемные области для детей с центральным нарушением
слухового восприятия (ЦНСВ)
Весьма широко распространены случаи, когда ребенок не осведомлен о том, с какими проблемами он может столкнуться в будущем и, следовательно, как они повлияют на его состояние. Мы выделили пять самых основных:
-
Не обращает внимания, если объект, издающий звук, находится вне поля его зрения или не выделяется из общего фона звуков.
-
Испытывает трудности с запоминанием информации. Характеризуя это следующим: "Я не могу это вспомнить сейчас" или "Я не могу вспомнить, когда мне это нужно».
-
Испытывает трудности с определением омонимов и омофонов. Ребенок плохо слышит разницу между словами или звуками похожими друг на друга. Например: порог и порок, коса (у девушки) и коса (инструмент). Это может повлиять на такие навыки как правописание, чтение, риторика и другие.
-
Не может долго находиться в состоянии сосредоточенности и усидчивости во время прослушивания текста, речи и т.д. У детей с ЦНСВ часто возникают проблемы с поддержанием внимания, однако здоровье, мотивация или отношение к предмету, также могут сыграть свою роль.
-
Трудно даются задания с повышенным уровнем сложности, поскольку они требуют максимальной усидчивости и внимательности, а также соответствующего уровня владения знаниями.
Чем я могу помочь своему ребенку?
Методы, рекомендованные специалистами для применения в домашних и школьных условиях, являются проверенными и эффективными. Они способствуют облегчению жизни ребенка на разных стадиях его развития. Например:
-
Поскольку большинство детей с НСВ имеют проблемы с выделением какого-то определенного звука из общего фона, очень важно, чтобы количество постоянных и одновременных звуков сократилось.
-
Вводите в привычку, смотреть на говорящего, а не в сторону.
-
Используйте в речи простой, доступный ребенку лексикон.
-
Говорите медленнее, но не снижая при этом громкости звука.
-
Просите ребенка повторять сказанную вами фразу вслух до тех пор, пока этот навык не будет отработан.
Также, очень важно научить ребенка существовать в шумной среде и уединяться для разговора в тихое место.
Наряду с вышеперечисленными рекомендациями, существуют и другие, не менее эффективные:
-
Необходимо обеспечить ребенку тихое, спокойное рабочее место (не за кухонным столом).
-
Поддерживать тихий, размеренный, организованный образ жизни.
-
Следите за здоровым питанием и выполнением режима сна.
-
Приучайте ребенка к выполнению домашних обязанностей: содержать свое рабочее место и комнату в чистоте.
-
Поощряйте своего ребенка, хвалите и поддерживайте. Низкая самооценка только усугубит ситуацию.
Не забывайте интересоваться результатами вашего ребенка у учителей и администрации школы. Детям с НСВ обычно предлагают проходить обучение не по стандартной общеобразовательной программе. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, учителя могут помочь ему, сделав следующее:
-
Предоставить кресла, меняющие наклон спинки, чтобы ребенок мог менять положение тела в процессе обучения.
-
Предоставить дополнительные пособия для самостоятельного и классного изучения.
Одним из наиболее важных вещей, которые родители и учителя могут сделать, это признать, что ЦНСВ не выдуманная вещь, а вполне реальный факт. К сожалению, ребенок не в силах контролировать проявление симптомов и свое поведение. Все, что ему остается – принять проблему и следовать рекомендациям врачей.
Пожалуй, самое главное, что могут сделать родители – быть внимательными, любящими и поддерживать во всем своего ребенка. Дети с нарушениями слухового восприятия могут быть не менее успешными, чем их здоровые одноклассники. Важно понимать, что не только технический аспект необходим для развития и устранения проблемы, но и моральный. Старайтесь быть сдержаннее и толерантнее к проблемам других людей.
Reviewed by: Thierry Morlet, PhD
Date reviewed: January 2011
Date reviewed: January 2011
Перевод С.Архиповой для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции