Макс Люшер, швейцарский психолог, ставший известным как «король цвета» благодаря своему цветовому тесту, умер 2 февраля 2017 года в Люцерне в возрасте 93 лет. Всю свою жизнь он посвятил исследованиям. С полной самоотдачей он исследовал взаимосвязь между внутренними переживаниями, их отношением к объективной реальности и формирующимися на основании этого субъективными проявлениями во всех сферах жизни. Он разработал категориальную модель мышления, включающую шесть категорий – директивная - рецептивная, константная - переменная, интегративная - сепаративная, с помощью которых можно описывать эмоции, мотивацию и следующее из них поведение.
Эта модель мышления – куб Люшера – представляет собой квинтэссенцию долгой, насыщенной работой жизни ученого и его завет потомкам. Эта модель позволяет осознать амбивалентность человеческого мышления и деятельности, которые могут привести как к невероятным взлетам, так и к непостижимой жестокости. Куб Люшера как модель категориального мышления позволяет осмыслить эти взаимосвязи. Если понять эту модель, она укажет путь из самой безвыходной ситуации, а также покажет, как обрести равновесие. Макс Люшер, которого Вторая мировая война почти не затронула – ведь он был швейцарцем, был, по его собственным словам, настолько поражен в молодости зверствами войны, что это знание о бездне человека никогда не покидало его. Он регулярно перерабатывал и дополнял свою книгу «Закон гармонии в нас». Это был его призыв к «неосознанному знанию», «совести», которая управляет уравновешиванием основных эмоций у каждого человека. Книга долгое время была бестселлером и была переведена на множество языков. В этой книге Макс Люшер обращался к здравому смыслу. Он был убежден, что любой человек, в том числе без академической подготовки, может понять эту модель настолько, что она поможет ему преодолеть индивидуальный эгоцентризм и вести осмысленную гармоничную жизнь.
Для этого не нужно никакой мыслительной акробатики, ведь Люшер разработал невербальный метод, который позволяет посредством специфичных тестовых цветов изучить систему эмоциональной регуляции. Еще в возрасте 23 лет он обнаружил, что цвет может быть средством тестирования. В этой области он смог воспользоваться изысканиями в сфере экспериментальной психологии, психофизики, а также в сфере психологии выражений, однако его интересы были значительно шире, чем простое взаимодействие цветов. На протяжении многих лет профессор Люшер искал функциональные с точки зрения психологии цвета. Он экспериментировал с различными материалами и пигментами. Он тестировал полученные результаты в ходе длительных серий исследований с участием пациентов психиатрических клиник в Базеле. Первые результаты были представлены в 1947 году на Международном конгрессе по психологии в Лозанне. Цветовая диагностика Люшера вызвала большой интерес среди специалистов.
Но если бы ни изучение философии и психологии в Базельском университете, только цвета никогда бы не вывели его на свой путь. В то время кафедрой заведовал швейцарский философ Пауль Геберлин. Учеба сыграла для Люшера ключевую роль: она помогла ему закрепить свою тестовую модель в специфичной антропологической системе, выйдя за пределы простой психологии цветовосприятия и выражений. Основы этой модели ученый, которому было всего 25 лет, изложил в 1949 году в своей диссертации «Цвет как инструмент психодиагностики». Эта работа, защищенная «summa cum laude» (с отличием), привлекла к нему большое внимание. Представленный метод тестирования как инновационный психологический метод диагностики эмоциональной структуры нашел применение в психологической диагностике. Макс Люшер с самого начала описывал свою цветовую диагностику в контексте своей антропологической модели. Швейцарский философ Жан-Клод Пиге в 1952 году писал в своей рецензии: «Этот молодой базельский психолог одновременно занимается психологией цветовосприятия и типологией характеров». [Revue de Théologie et Philosophie, Tome II, Lausanne 1952, стр. 341] В отношении типологии характеров Пиге выделял философский подход, в рамках которого необычным образом объединялись французский и немецкий дух. Использование рационалистического подхода вместо эмпирического удивляет Пиге. Обращение к априорным категориям и решительные аргументы Люшера в пользу существования только 4 типологических основных форм, которые могут описать все возможные формы поведения человека, Пиге комментирует с надеждой. С легкой иронией он предсказывал, что можно с нетерпением ждать дальнейших работ этого молодого психолога даже в том случае, если эта позиция получит научное подтверждение эмпирическими методами. «В ожидании того дня, когда психология достигнет строгости и эффективности физики, мы благодарим господина Люшера за то, что он помог нам осмыслить тесную связь психологии и метафизики» [там же, стр. 342].
Несмотря на скептические высказывания современников, Макс Люшер строго следовал своей программе исследований. Защитив диссертацию, он 3 года проработал в антропологическом институте фонда «Lucerna». Это позволило ему продолжить развитие своей антропологической модели. Уже через 5 лет после защиты первой диссертации, в 1954 году Люшер стал хабилитированным доктором, представив свою антропологическую модель в диссертации «Философская антропология, психология и культура», которую курировал Карл Ясперс, преемник Пауля Геберлина в Базельском университете. После этого его сразу же пригласили преподавать в Амстердаме. Затем последовала работа в таких университетах, как Гарвард, Йель, Мельбурн, Рим, Грац и Сантьяго-де-Чили. С 1978 по 1990 годы Люшер преподавал психологию цветов и форм в Государственном университете дизайна в Линце. В конце своей деятельности он наполнил так лапидарно сформулированный Пиге тезис «периодической системой эмоций».
Однако при всей строгости его психологической системы Люшер постоянно предостерегал от однобокости: любое отклонение от равновесия сил следует понимать как нарушение регулятивной системы. Все формы одностороннего объективизма и субъективизма, эмпиризма и идеализма, индивидуализма и коллективизма, морализма и любые виды идеологии он включил в свою систему как выражение гипертрофированного поведения, которое никогда не может утвердиться надолго ввиду динамичности системы авторегуляции. Его ответом на усиление и ослабление убеждений, поведения и эмоций является культивирование 4 чувств самости: это внутренняя удовлетворенность, самоуважение, уверенность в себе и внутренняя свобода. Они образуют основу 4 характерологических основных форм. Понимание того, что означает такое культивирование, Макс Люшер дает в выдержке из своей второй диссертации «Психология и психотерапия как культура» [в: Psychologia-Jahrbuch 1955, Rascher Verlag, стр. 172-214]
На фоне многообразия творчества и ширины интеллектуальных горизонтов Макса Люшера иронией судьбы кажется тот факт, что его популярность обусловлена, главным образом, «малым тестом Люшера», который представляет собой сокращенную форму «клинического теста Люшера». «Малый тест Люшера» состоит лишь из 8 цветных карт, которые испытуемый располагает в порядке предпочтения. Этот очень популярный 8-цветный тест рассматривался не столько как основательный и надежный инструмент в руках профессиональных психологов и медиков, сколько как игра. Публикуя эту сокращенную форму, Макс Люшер следовал духу того времени. Однако достигнутая таким образом большая популярность отрицательно сказалась на «клиническом тесте Люшера» в кругах специалистов. Изначально задуманный лишь в качестве быстрого вспомогательного средства для каждого, тест Люшера упрекали в ненаучности и недостаточной достоверности. Такая оценка метода сохраняется до сих пор и зачастую некритически повторяется и передается из поколения в поколение, при этом никто не берет на себя труд выполнить собственную проверку.
Понимание и распространение собственной антропологической модели, а также использование цвета в качестве психологического ключа к эмоциям человека всегда было для Макса Люшера делом жизни. Он активно занимался публицистикой вплоть до глубокой старости, стал автором многих статей по психологии и многочисленных книг, долгое время входивших в списки бестселлеров. Речь идет не только о работах «Цветовой тест Люшера» и «Куб Люшера», которые были переведены более чем на 40 языков, но и о книгах «Сигналы личности», «4-цветный человек», «Цвета любви», а также о фундаментальном труде «Закон гармонии в нас», где цветовой тест рассматривается с самых разных углов зрения, как в теории, так и на примере множества случаев практического применения. Люшер был одаренным оратором, харизматичным и аутентичным. Его приглашали на многочисленные конференции, телепередачи, ток-шоу и интервью на радио и даже незадолго до своей смерти его как психолога цветовосприятия и «короля цвета» просили высказать свое мнение касательно цвета, эмоций, образа жизни и осознанной саморегуляции. Начатую огромную работу и дальнейшее распространение этого по-прежнему значимого психодиагностического метода продолжают фонд Макса Люшера и компания Lüscher-Color-Diagnostik AG.
Прямота, отсутствие церемоний и, в то же время, неизменная честность Люшера могли вывести некоторых людей из внутреннего равновесия. И в то же время его юмор и борьба за истинную человечность давали возможности для внутреннего роста. Исследование длиной в жизнь привело Люшера к глубокому пониманию системы психической регуляции. Его кончина пробила брешь в рядах психологов, однако благодаря своей категориальной модели мышления он оставляет метод, который позволит закрыть эту брешь тому, кто захочет принять этот метод.
Сотрудники Института Люшера