Философы говорят, что познание мира начинается с удивления. Значит ли это, если говорить более приземлённым языком, что эффективность обучения будет выше, если окружающие нас предметы станут вести себя не так, как им положено? Действительно, так и есть, причём удивление помогает учиться и познавать мир, начиная с самого раннего возраста, когда человек и речью-то ещё не овладел.
Психологи из Университета Джона Хопкинса провели с 11-месячными детьми несколько экспериментов, в которых дети должны были наблюдать за поведением обычных игрушек (мячиков, машинок и т.д.). Но только в одном случае поведение предметов согласовывалось с привычной физикой, а в другом предметы вдруг начинали вести себя совершенно непонятным образом. Например, игрушечная машинка, скатывающаяся с игрушечной горки к какому-то препятствию, не упиралась в него, а проходила насквозь.
В статье в Science авторы пишут, что, столкнувшись с необычной ситуацией, дети лучше запоминали свойства объекта. То есть машинка, которая просто съезжала с горки, слабее задерживалась в памяти, нежели машинка, которая проходила сквозь стену. Более того, странное поведение объекта побуждало детей активно исследовать его: например, ту же машинку начинали колотить о стол, как бы проверяя её прочность и твёрдость. Если же предмет внезапно зависал в воздухе, вместо того, чтобы упасть, как полагается, то и ребёнок начинал испытывать его, роняя с высоты. Можно сказать, что дети вели себя, подобно учёным, пытаясь воспроизвести странные свойства объекта, которые наблюдали до этого. И даже новые игрушки, которые ребёнок до сих пор не видел, вызывали меньше интереса, чем непонятная ситуация.
Известно, что человек с раннего возраста располагает неким минимумом необходимых знаний об окружающем мире. Так, несколько лет назад в журнале WIREs Cognitive Science была опубликована статья, в которой говорилось, что младенцы могут оперировать элементарной физикой. Например, двухмесячные малыши понимают, что незакреплённый предмет может упасть, а объект, который исчез из поля зрения, всё же продолжает где-то существовать; к пяти месяцам у них появляется понимание различий между твёрдыми и сыпучими или текучими веществами; а десятимесячные осознают разницу между «меньше» и «больше» (хотя «меньше» и «больше» – категории скорее логико-математические, нежели физические). Очевидно, что такое знание не пребывает в голове пассивным грузом, а активно используется – то, что ребёнок видит вокруг себя, он сверяет с привычными правилами.
Также удивительно, что удивление (просим прощения за тавтологию) побуждает даже таких маленьких детей, которым нет ещё и года и которые ещё не научились говорить, к активному исследованию окружающего мира. Можно лишь только пожалеть, что у многих взрослых это свойство психики куда-то бесследно исчезает.
Автор: Кирилл Стасевич