Марш в ногу под музыку, раскачивание по волнам в одной лодке, или совместный танец, во время которого люди раскачиваются вместе в такт — все это привязывает людей друг к другу. К такому выводу пришли ученые из Университета МакМастер.
Им удалось доказать, что совместные движения под определенный ритм оказывают сильное влияние на социальное поведение. А начинается все еще в совсем юном возрасте. Ученые пришли к такому выводу после того, как изучили поведение малышей, только что научившихся ходить.
«Совместные синхронные движения — это важная часть различных занятий, связанных с музыкой. Наши исследования показали, что движение — это один из основополагающих факторов музыки, и это оказывает влияние на социальное поведение с самого раннего возраста.”, — объясняет Лаура Цирелли — автор исследования, которое будет опубликовано в следующем номере научного издания Developmental Science.
Синхронные движения помогают установить тесные социальные связи
Лаура Цирелли и ее коллеги из кафедры психологии, неврологии и поведения показали: 14-месячные малыши более охотно помогали другому человеку после того, как раскачивались с этим человеком под музыку. В эксперименте принимали участие 68 малышей. Сначала они “танцевали” с незнакомцем. Затем ученые наблюдали — помогут ли малыши этому человеку поднять предмет, который тот как-бы случайно обронил.
На практике это выглядело так. Один ученый держал малыша в рюкзачке лицом от себя, другой ученый стоял напротив. Все они втроем медленно раскачивались под музыку. Время от времени эксперты меняли темп. Когда музыка заканчивалась, ученый, лицом к которому находился ребенок, выполнял несколько простых заданий, например, рисовал картинку фломастером. Затем как-бы невзначай ронял его, а все ученые наблюдали — поможет ли малыш поднять маркер.
Ученые считают: когда родители поют, хлопают, танцуют, движутся в такт со своим ребенком, они получают совместный опыт, который помогает установить тесные социальные связи. Это важное открытие, поскольку показывает, что синхронные движения помогают развить альтруизм у участников группы по отношению друг к другу. Эксперты также советуют проводить музыкальные занятия в детских садах, во время которых малыши двигались бы вместе в такт. Поскольку это помогает создать социальный климат взаимоподдержки и взаимопомощи.