Уровень стрессоустойчивости, а также умение управлять своими эмоциями у детей и подростков можно улучшить с помощью развития так называемых навыков осознанности. Широкомасштабное финское исследование, изучавшее влияние этих навыков, пробудило международный интерес. Согласно первым полученным результатам, сами подростки успели испытать, что навыки осознанности помогают им в завязывании социальных отношений, а также дают возможность лучше учиться и анализировать собственные негативные чувства.
Шестиклассники из школы Килонпуйсто, что в Эспоо, этой весной получили возможность поупражняться в развитии так называемых навыков осознанности (tietoisuustaito). В число упражнений входила довольно нестандартная для школы ситуация: ребята под руководством учителя учились… пробовать шоколад. Но не просто пробовать, а погружаться в процесс с головой – куда более сосредоточенно, нежели обычно.
- В стандартных бытовых ситуациях, таких, как прием пищи, например, внимание и мысли могут быть сосредоточены на чем угодно, кроме, собственно, еды – говорит велнесс-инструктор Ким Викстрём. – Сосредотачиваясь на процессе и ощущениях, мы видим, чувствуем и понимаем больше – и лучше.
Исследование, проведенное совместно научным центром Folkhälsan и университетом Хельсинки, показывает, что с помощью подобных упражнений по повышению уровня осознанности можно улучшить контроль за эмоциями у детей и подростков, а также повысить их внимательность и стрессоустойчивость.
- Упражнения помогают лучше понимать свои чувства, замечать в них перемены и способы выражения. Когда мы осознаем причины собственных эмоций, мы лучше способны их контролировать, - говорит руководитель исследования Салла-Маарит Воланен.
Исследование пробудило интерес во всем мире, поскольку в нем приняло участие более 3000 детей и подростков. В классах, принявших участие в исследовании, было проведено в общей сложности 9 уроков по повышению навыков осознанности.
- Таких уроков должно быть больше, - заявил шестиклассник Туомас Яяну. – Это очень весело и полезно.
Согласно первым результатам исследования, в среднем три школьника из четырех считают, что они извлекли пользу из упражнений, и в первую очередь это отразилось на отношениях с людьми, сосредоточенности, качестве сна и анализе сложных и противоречивых эмоций. Половина школьников заявили, что они продолжили упражнения и дома.
Салла-Маарит Воланен сообщает, что окончательные результаты станут известны уже этой осенью. С их помощью будет разработана также программа по улучшению навыков осознанности для финских школ.
- Если подумать о том социуме, в котором приходится жить и взрослеть нашим детям, то он наполнен внешними раздражителями, а также заставляет поддерживать крайне быстрый темп жизни, что отрицательно сказывается как на внимательности, так и на способности сосредотачиваться на работе. Это сильно влияет на учебу и душевное здоровье, - говорит Воланен.