Представлено описание протокола исследования зрительной когнитивной функции, разработанного для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра различной этиологии. Описание протокола предваряет теоретический обзор основных особенностей развития процессов зрительного внимания, опознания и зрительно-моторного контроля как у детей с идеопатическим аутизмом, так и у детей с синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х. Методология исследования, предложенная в статье, основывается на современных научных данных о развитии процессов зрительной когнитивной функции в норме и патологии. Протокол исследования включает в себя три экспериментальные парадигмы: тест антисаккад, тест «большие/маленькие фигуры», тест «фотографии», – выполнение которых происходит с использованием системы регистрации движения глаз. Выделяется несколько вопросов, обсуждение которых становится возможным при проведении исследования:
1) описание профиля развития зрительной когнитивной функции у детей с РАС и FXS, определение сходства и различия у пациентов этих групп на различных этапах онтогенеза;
2) выявление нейродинамических особенностей выполнения когнитивных заданий у детей из этих групп;
3) определение роли нарушений внимания/окуломоторного контроля в нарушениях восприятия у пациентов с аутизмом.
Переверзева Д.С., младший научный сотрудник Центра нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков МГППУ, Москва, Россия, dasha.pereverzeva@gmail.com
Горбачевская Н.Л., доктор биологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Нейро-биологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» , Москва, Россия, gorbachevskaya@yandex.ru
Благовещенский Е.Д., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Центр Нейроэкономики и Когнитивных Исследований, Национальный Исследовательский Универститет «Высшая Школа Экономики», eblagovechensky@hse.ru
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyedu/2016/n3/pereverzeva.shtml [Разработка протокола обследования зрительной когнитивной функции у детей с расстройствами аутистического спектра различной этиологии - Психологическая наука и образование - 2016. Том. 21, № 3]