Нейропедагогические возможности в практике коррекционной работы с детьми, имеющими дизонтогенетическое развитие.
© Б.А.Архипов
В большинстве случаев внешне "аномальное" поведение детей не соответствует поставленному диагнозу и практически не подтверждается традиционными клиническими аппаратными методами, поскольку четко обозначился разрыв между наблюдаемой феноменологией и способами ее описания. В связи с этим используется методологический аппарат описания ВПФ и их отклонений, основанный на поэтапном сопоставлении динамических функций (оптомоторных, вестибуломоторных, кинестетических) по отношению к статическим в естественных и сенсибилизированных условиях.
Если рассматривать функциогенез (включая и патоморфоз) как эволюционное явление, этот разрыв становится еще более очевидным. В этой связи в качестве базового при анализе ВПФ по отношению к норме или патологии предлагается принцип замещающего развития, когда последовательное овладение ребенком статокинетическими функциями отражает "зрелость" биологического онтогенеза по отношению к его функциональным возможностям (функциогенезу), позволяя объективизировать патоморфоз путем сопоставления возрастных периодов с этапами функционального развития и степенью зрелости пространственных функций. Любое отклонение, нарушение в этапах развития или их пропуск приводит к включению компенсаторных гипо- или гипермеханизмов. Такого рода компенсаторные процессы нередко формируют поведенческие "маски" или патологические феномены и синдромы соматического, неврологического и психологического ряда. При этом, независимо от качества или количества патологических феноменов, центральным звеном среди синдромообразующих факторов является невозможность овладения ребенком пространственно-временными представлениями о себе в окружающем мире. Указанные пространственно-временные представления имеют иерархическое строение с четко обозначенным вектором развития, а наблюдаемый с помощью традиционных методов фасад обнаруживает в этой иерархии только внешний актуальный феномен (патофенотип), в то время как гипо-и гиперкомпенсаторные механизмы формируются гораздо глубже. Являясь по своей сути адаптивными механизмами, поддерживающими гомеостаз, они имеют вектор, направленный на внутреннюю систему, ограничивая развитие пространственных функций, а вместе с этим и ВПФ.
Нами разработаны и апробированы методы воздействия, которые выстраиваются по принципу «замещающего онтогенеза». Суть идеологии в том, чтобы найти место «сбоя» в психическом развитии ребенка. Затем с помощью педагога или психолога ребенок должен «пройти» все этапы онтогенеза, которые по разным причинам не пройдены. Такая возможность существует и ее необходимо вовремя использовать, т.к. созревающий мозг обладает высокой нейропластичностью, а резервные функциональные «органы» обладают заложенной способностью перестройки за счет замены отдельных компонентов на другие (компенсация).
Для того, чтобы «запустить» компенсаторные возможности мозга, разработана совместно с А.В. Семенович «Комплексная методика психомоторной коррекции». Методологически «Методика» опирается на современные (по Лурия А.Р.) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях взаимозаменяемости одних психических функций другими; а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.
«Методика» представляет собой трехуровневую систему; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии различных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности; а также представления о трехуровневом строении мозга. (по Лурия А.Р.)
Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2-го уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий; 3-го – на формирование оптимального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом закономерностей онтогенетического развития вызывает у ребенка активизацию всех психических функций. Поэтому развитие и закрепление любых телесных навыков неизбежно влияет на такие психические процессы, как эмоции, восприятие, память, саморегуляция. Чаще всего только после подобных воздействий возможна собственно когнитивная коррекция.
Что можно сделать в условиях общеобразовательных и специальных учебных заведений? Прежде всего, организовать психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся развитием (с трудностями в обучении).
В ходе сопровождения обеспечить реализацию ряда принципов диагностико-коррекционной работы:
- признание безусловной ценности ребенка и права его на развитие
- комплексность
- системность
- динамичность.
Тот факт, что коррекционные воздействия увенчаются успехом в 5-7 лет, а в 9 уже дадут сомнительный результат, малопродуктивное в прогнозах мнение. И, несмотря на то, что к этому возрасту принципиально завершается интенсивное развитие мозга (прежде всего его задних отделов), а функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными, правильно подобранные технологии и хорошо разработанные упражнения многократно улучшают соматические, физические, психические и когнитивные функции. Вместе с тем следует учитывать и то, что ни одно упражнение или задание не способно улучшить все аспекты ВПФ одновременно. Эффективная программа воспитания и обучения должна включать в себя тщательно обработанную информацию, которая ориентирована на самые важные аспекты функционирования мозга, и особенно это касается детей с дизонтогенетическим вариантом развития, имеющими интеллектуальные особенности.
1
|
Исходное положение. Лежа на животе, тазовый пояс зафиксирован, руки вытянуты вперед, лежат на полу, ладони смотрят вниз. Следить, чтобы корпус туловища – тазовая часть были зафиксированы. Ноги прижаты к полу, руки прямые.
Упражнения.
А) Одновременно поднять кисти рук вверх, не отрывая рук от пола. Кисти рук вернуть в исходное положение.
Б) Поочередно поднимать кисти рук вертикально, не отрывая рук от пола. Кисти рук вернуть в исходное положение.
В) Подн\ять\ прямую руку вверх, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение. То же с другой рукой. Исходное положение.
Г) Развести руки в сторону. Поднять правую руку вверх, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение, то же с левой рукой, вернуться в исходное положение. «Бабочка машет крыльями»
Д) Повторить все упражнения с высунутым языком.
|
|
2
|
Исходное положение. Лежа на животе, руки согнуты в локтях под подбородком, туловище зафиксировано, ноги в коленях слегка согнуты. Опора на подбородок, туловище, колени, стопы.
Упражнение.
«Играем хвостиком», сначала вправо, удержание и возврат в исходное положение, то же влево с удержанием, вернуться в исходное положение.
|
|
3.
|
Исходное положение. Лежа на животе, ноги выпрямлены, руки вытянуты вперед, ладонями вниз, смотреть на кисти рук. Туловище и ноги зафиксированы.
Упражнения.
А) Одновременное похлопывание ладонями о пол. Смотреть на работу кистей. Повторить несколько раз.
Б) Поочередное похлопывание ладоней о пол. Смотреть на работу кистей.
В) Одновременно повернуть кисти рук вправо, исходное положение. То же влево
Г) Вращение кистями рук левой и правой поочередно, а затем совместно.
Д) Повторить все упражнения с высунутым языком.
|
|
4
|
Исходное положение. Лежа на животе, ноги выпрямлены, руки вытянуты вперед, ладонями вниз, смотреть на кисти рук. Туловище и ноги зафиксированы.
Упражнения.
А) Поднять вверх прямую правую руку, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение. Поднять вверх левую руку, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение
В) Поднять прямые руки вверх вместе с корпусом, с небольшим прогибом в спине, посмотреть вверх, исходное положение.
«Лодочка». Малыши могут выполнять упражнения с предметами. Поднять прямые руки и ноги на вдох, опора на живот, смотреть на руки, исходное положение, выдох.
Г) Поднять правую руку вверх, левое плечо закреплено, посмотреть на кисть. Исходное положение. Поднять левую руку, правое плечо закреплено, посмотреть на ладошку. Исходное положение. Тазовая часть зафиксирована.
Д) Поворот тазового пояса влево, вправо, исходное положение.
|
|
1
|
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, ноги выпрямлены.
Упражнение: Эмбриональная поза. Согнуть ноги в коленях, прижать к себе, одновременно обхватить колени руками. «Спрятались». Вдох.
Исходное положение. «Открылись». Выдох
|
|
2
|
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища, прижаты к полу, ноги выпрямлены.
Упражнения:
А) Поворот стоп вправо, влево, не отрывая пяток от пола. Исходное положение.
Б) Ноги слегка расставить. Поворот стоп вправо, влево, не отрывая пяток от пола. Исходное положение.
В) Повторить все с высунутым языком.\
|
|
3
|
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Прижаты к полу, ноги согнуты в коленях.
Упражнения.
А) Поворот коленей вправо, касаясь пола на вдохе, в исходное положение на выдохе.
То же повторить влево.
Б) Лежа на спине, руки вдоль туловища, туловище и стопы прижаты к полу. Колени слегка расставлены. Перевести колени поочередно влево и вправо, не отрывая тазового пояса.
В) Повторить А) и Б), расставив руки в стороны
|
|
4
|
Исходное положение. Лежа на спине. Ноги выпрямлены. Руки вытянуты вперед перед глазами. Кисти рук сцеплены в замок. Лопатки и тазовый пояс закреплены.
А) Переводить сцепленные руки «в замок» вправо, потом влево, при этом смотреть на руки. Голова неподвижна.
Б) Повторить то же самое. Голову поворачиваем вслед за руками и следим глазами.
В) Руки находятся «в замке» впереди перед глазами. При закрепленном тазовом поясе руки «в замке» поднимать вверх за голову и вниз. Глазами следить за работой рук, голова неподвижна.
|
|
5
|
Исходное положение. Лежа на спине. Ноги выпрямлены. Руки вытянуты вперед перед глазами. Кисти рук сцеплены «в замок».
Переводить сцепленные руки вправо и влево вместе с туловищем при закрепленном тазовом поясе
а) смотреть на локоть;
б) смотреть на кисти.
|
|
6
|
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, ноги выпрямлены, свободно лежат.
Упражнения.
А) Поворот кистей и стоп вместе вправо, потом – влево. Повторить то же, поворачивая кисти и стопы в разные стороны
Б) Исходное положение то же. Руки отвести в стороны, повторить пункт А).
В) Исходное положение то же. Руки перевести за голову. Повторить пункт А).
Г) Повторить пункты А), Б) и В) с высунутым языком
|
|
7
|
Исходное положение. Лежа на спине. Руки «в замке», полусогнуты в локтях перед грудью. Ноги согнуты в коленях с опорой на стопы.
Упражнения.
А) Перевести согнутые в локтях, сцепленные руки «в замок» вправо, при этом смотреть на руки; плечевой пояс и голова неподвижны, тазовый пояс зафиксирован. Выполнять в среднем темпе.
Б) Медленно перевести сцепленные руки «в замок» за голову. Вернуться в исходное положение. То ж вниз.
С) Круговые вращения сцепленных рук. Глаза следят за движением рук.
Д) При хорошо усвоенных упражнениях добавить \поворот головы\ в сторону вращения рук, высунутый язык к упражнениям А), Б) и С).
|
|
8
|
Исходное положение. Лежа на спине. Руки «в замке», полусогнуты в локтях перед грудью. Ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Тазовый пояс, стопы, локти – зафиксированы.
Упражнения.
А) Вращение кистями рук вправо-влево. Голова неподвижна. Смотрим на кисти рук.
Б) Вращение кистями рук вверх-вниз. . Голова неподвижна. Смотрим на кисти рук.
С) Круговые движения кистей рук. . Голова неподвижна. Смотрим на кисти рук
Д) Руки «в замке» перед грудью, согнуты в локтях. Движение согнутых коленей влево, затем вправо. Тазовый пояс неподвижен.
|
|
8А
|
Е) Руки «в замке» перед грудью, согнуты в локтях. Медленно скользя стопой, вытянуть правую ногу. Привести в исходное положение. Затем вытянуть левую ногу. Исходное положение.
Ж) Одновременные движения рук и ног. Правая нога выпрямляется одновременно с правой рукой. Исходное положение. То же с левой ногой и левой рукой.
З) Разноименные движения рук и ног. Правая нога выпрямляется одновременно с левой рукой. Исходное положение. То же с левой рукой и правой ногой.
И) Когда освоены упражнения А)-З) повторить упражнения с высунутым языком.
К) Исходное положение. Руки вытянуты вдоль туловища или в стороны. Ноги согнуты в коленях. Прогнуться в тазовом поясе, отрываясь от пола. Исходное положение.
|
|
9
|
Исходное положение. Лежа на спине. Ноги выпрямлены. Руки прямые, вытянуты вверх перед грудью. Тазовый пояс закреплен.
Упражнения.
А) Скольжение кистей при движении рук вправо и влево.
Б) Перевести прямые руки вправо, коснуться пола. Исходное положение. Глаза следят за движением рук. Фиксируются кончики пальцев.
Г) Исходное положение. Руки вытянуты вдоль туловища, медленные одновременные движения в одну сторону. Кисти рук, стопы ног, глаза, высунутый язык. Потом в другую сторону.
|
|
1
|
Исходное положение. Сидя. Ноги и руки выпрямлены и соответственно разведены под углом 90 град. Ноги прижаты к полу, стопы вертикальны. Ладошки параллельно полу и смотрят вверх.
Упражнения
А) Кисти рук одновременно согнуть вертикально вверх и разогнуть.
Б) Попеременное сгибание и разгибание кистей рук.
В) Одновременно с кистями рук работают стопы ног. Кисти рук и стопы ног одновременно поднимаются вверх, потом вниз.
Кисти рук идут вверх, стопы вниз. И наоборот.
|
|
1А
|
Упражнения
Те же с удержанием высунутого языка.
|
|
1Б
|
Упражнения
Те же с удержанием высунутого языка и согласованные с актами вдоха и выдоха в заданном ритме.
|
|
2
|
Исходное положение. Сидя. Ноги и руки выпрямлены и соответственно разведены под углом 90 град. Ноги прижаты к полу, стопы вертикальны. Руки сжаты в кулаки. При выполнении упражнений следить за осанкой, за положением рук, ног, головы, глаз.
Упражнения.
Г) Исходное положение то же. В руках держим мяч. Поворот туловища вправо, руки перевести вправо, мяч положить на пол. Вернуться в исходное положение. Повернуться вправо взять мяч,
Вернуться в исходное положение, то же влево. Возможно выполнение упражнения в кругу детей. Мяч передается по кругу руками, возможно ногами.
|
|
1
|
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, ладони обнимают щеки.
Упражнение.
На счет 1-2-3-4 передвижение вперед
На счет 5-6-7-8 передвижение назад
Выполнить 3-4 подхода
|
|
2
|
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, ладони обнимают щеки. Колени, стопы зафиксированы.
Упражнения.
А) На счет 1-2-3-4 перемещение на локтях вправо,
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение;
Б) На счет 1-2-3-4 перемещение на локтях влево,
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение
Выполнять 3-4-подхода в каждую сторону
|
|
3
|
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, ладони обнимают щеки. Локти зафиксированы.
Упражнения.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях вправо (стопы на полу),
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение;
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях влево (стопы на полу),
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение;
Выполнить 3-4 подхода в каждую сторону
|
|
4
|
При хорошо освоенных упражнениях позиции 1, 2, 3 повторяются все с высунутым языком .
|
|
5
|
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, кисти рук крестообразно обнимают щеки.
Упражнение.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение вперед (выполнять медленно),
На счет 5-6-7-8 возврат назад
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение назад (выполнять медленно),
На счет 5-6-7-8 возврат назад.
Выполнить 3-4 подхода
|
|
6
|
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, кисти рук крестообразно обнимают щеки. Колени, стопы зафиксированы
Упражнение.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение на локтях вправо,
На счет 5-6-7-8 возврат назад;
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение на локтях влево,
На счет 5-6-7-8 возврат назад
Выполнять 3-4-подхода
|
|
7
|
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, кисти рук крестообразно обнимают щеки. Локти зафиксированы
Упражнения.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях вправо
На счет 5-6-7-8 возврат назад;
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях влево,
На счет 5-6-7-8 возврат назад;
Выполнить 3-4 подхода
|
|
7
|
При хорошо освоенных упражнениях позиции 5, 6, 7 повторяются с высунутым языком
|
|
8
|
Исходное положение. Упор на колени и ладони
Упражнения.
На счет 1-2-3-4 ползание вперед
На счет 5-6-7-8 ползание назад;
|
|
9
|
Исходное положение. Упор на колени и ладони
Упражнения.
На счет 1-2-3-4 перемещение вправо
На счет 5-6-7-8 перемещение влево
|
|
10
|
Исходное положение. Упор на колени и ладони
Упражнение
Ползание «змейкой» между расставленными в ряд предметами (кубики, набивные мячи, кегли)
|
|
11
|
Исходное положение. Упор на колени и ладони. Колени и стопы зафиксированы
Упражнение
А) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения руками вправо,
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение
Б) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения руками влево,
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение.
|
|
12
|
Исходное положение. Упор на колени и ладони. Ладони (руки) зафиксированы
Упражнение
А) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения (приставные шаги коленями) вправо,
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение
Б) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения (приставные шаги коленями) влево,
На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение.
При этом стопы на полу.
|
|
13
|
При хорошо освоенных упражнениях из позиции 8,9, 10, 11, 12 повторить их с высунутым языком
|
|
14
|
Исходное положение. Упор на колени и ладони. Упражнение
А) Прогнуться в поясничном отделе с опорой на руки, перейти в упор лужа на бедрах.
Вернуться в исходное положение.
Перейти в сед на пятках с наклоном вперед, руки остаются на полу.
Исходное положение
Упражнение выполняется плавно, плавно переходим из одной позы в другую.
В) Повторить с высунутым языком.
|
«Кошка лезет под забор»
|