Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:
· нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)
· нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, апалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)
· нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
· нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений)
· висцеральные и метаболические нарушения (функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета)
· нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)
На основе комплексной оценки различных параметров, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, с учетом их качественных и количественных значений выделяют ЧЕТЫРЕ степени их выраженности:
1 степень — незначительные нарушения
2 степень — умеренные нарушения
3 степень — выраженные нарушения
4 степень — значительно выраженные нарушения Инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к
полной либо частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Основными категориями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность, являются способность к:
> самообслуживанию
> передвижению
> ориентации
> общению
контролю за своим поведением
> обучению
> труду
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности[1]:
> способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц
> способность к самостоятельному передвижению способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц
> способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств
2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц
> способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень — способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи
2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц
> способность контролировать свое поведение — неспособность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально- правовых и морально-этических норм:
1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
> способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень — неспособность к обучению
Наиболее важным в медико-социальной экспертизе является экспертиза способности человека к трудовой деятельности, при этом определяется:
· способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
· способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
· способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
o способность к мотивации труда;
o способность соблюдать рабочий график;
· способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:
> при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
> при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.
Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при которых возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанное™ трудовой деятельности.
В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма устанавливают группу инвалидности.[2]Критерии установления групп инвалидности
Критерием для определения ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
> способности к самообслуживанию третьей степени;
> способности к передвижению третьей степени;
> способности к ориентации третьей степени;
> способности к общению третьей степени;
> способности контролировать свое поведение третьей степени.
Критерием для установления ВТОРОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
> способности к самообслуживанию второй степени;
> способности к передвижению второй степени;
> способности к ориентации второй степени;
> способности к общению второй степени;
> способности контролировать свое поведение второй степени;
> способности к обучению третьей, второй степеней;
> способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.
Критерием для определения ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
> способности к самообслуживанию первой степени;
> способности к передвижению первой степени;
> способности к ориентации первой степени;
> способности к общению первой степени;
> способности контролировать свое поведение первой степени;
> способности к обучению первой степени.
Экспертиза детской инвалидности построена на современной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначения инвалидности является не сама болезнь или травма, а степень тяжести их последствий, которые проявляются в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях или после травм.
В соответствии с адаптированным вариантом «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» к категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Медицинские показания для определения инвалидности у детей включают в себя три раздела:
> раздел 1 — перечень патологических состояний, приводящих к временному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при тяжелых, но обратимых расстройствах функций органов и систем и дающих право на установление инвалидности на срок от 6 месяцев до 2 лет;
> раздел 2 — патологические состояния, приводящие к частичному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при прогнозируемой возможности полного или частичного восстановления нарушенных функций органов и систем. Различают две группы патологических состояний: 2А — с правом установления инвалидности сроком от 2 до 5 лет, т. е. переосвидетельствование проводится каждые 2—5 лет; 2Б — с правом установления инвалидности сроком до 5 лет и более, т. е. переосвидетельствование проводится не чаще, чем через 5 лет;
> раздел 3 — патологические состояния, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности и к социальной дезадаптации ребенка при резко выраженных необратимых нарушениях функций органов и систем. Медицинское заключение по патологическим состояниям, регламентируемым разделом 3, оформляется однократно до 16-летнего возраста.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
На основании экспертного решения МСЭ оформляется заключение в виде «Справки МСЭ», которая выдается инвалиду. В справке отмечается группа и причина инвалидности, трудовые рекомендации, срок очередного переосвидетельствования. Помимо справок, МСЭ в трехдневный срок направляет в учреждение извещение о принятом решении.
В тех случаях, когда освидетельствованный не согласен с принятым решением, он в течение месяца может подать письменное заявление председателю МСЭ или руководителю районного отдела социальной защиты.
[1] Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
[2] Группа инвалидности устанавливается гражданам, старше 16 лет. Экспертиза детской инвалидности не предусматривает дифференцировки по группам. При выявлении инвалидности в возрасте до 16 лет используется понятие «ребенок-инвалид».